После бала или сюжет для небольшого рассказа

Наталья Чернавская
   Рассказ Льва Толстого каждый школьник знает (если не отлынивал), но по молодости, мне кажется, его смысл не вполне доходит.

   До меня, во всяком случае, тогда не дошёл. Что после бала влюблённый юноша увидел, как отец его предмета, полковник, гоняет сквозь строй солдат татарина, и любовь увяла, я запомнила, но что действие происходит в Прощёное воскресение в Российской Империи, где обязаны были госслужащие предъявлять справку о ежегодном говении, - осталось невдомёк.

   Недавно перечитала и первым делом обратила на это внимание, герой-рассказчик говорит о том, что не служил ни в военной, ни в гражданской службе - видимо, по этой причине. Толстой относит действие рассказа к 40-м годам, царствованию Николая I, а когда именно вошла в обиход РИ практика эти справки предъявлять - Бог весть. Да и не в них одних дело. Упрямый старик хоть и гнул до последнего свою линию, но этот рассказ уже после его смерти был опубликован, и вспомнился мне своим предельно обобщённым смыслом, контрастом между романтическими иллюзиями и "непроглядным ужасом жизни".

   Рассказ мастерский и в школьную программу попал справедливо, образец того, как можно предельно заострить моральный конфликт, "вскрыть язвы общества" и стать "зеркалом революции", не потеряв художественности и  пафоса, - всего того, что и торит дорожку от сердца к сердцу, обращая читателей в веру автора.

   Читала недавно ещё один рассказ, Марины Ахмедовой, "МужичкИ". Про то, как забеременела немолодая дончанка и решила рожать, несмотря на возраст и войну, но погибла от "случайного" снаряда. Первое впечатление сильнее, чем от толстовского рассказа. Толстой удивился бы, прочитав такой жёсткий, страшный, натуралистичный рассказ, написанный женщиной.

   В эти же дни, когда читала Толстого и Ахмедову, торопилась к врачу, вынесла дворовым котам обрезки говядины, полную миску наложила, в другую налила молока и побежала по своим делам. Возвращаюсь, пустые миски блестят, а коты вертятся у ног, как ни в чём не бывало.

 - Ну, друзья мои, - сказала я им, - нечего было носы воротить, теперь ждите до вечера.

   Потому что картина была ясна, пока они раздумывали, прибежали собаки и всё сожрали.

   Но потом услышала жалобное мяуканье через открытое окно. Ладно, думаю, вынесу вечернюю порцию пораньше и постою-покараулю, чтобы уж точно им досталась. Выхожу и вижу, что это не голодные коты, а рожающая кошка. Легла прямо на голом цементе у крыльца, один котёнок уже родился и умер, замёрз, холодина же, она его облизывает, и будут ещё котята, судя по размерам живота.

   Впервые увидела такую сцену, кошки обычно находят укромный уголок, но тут ей, бедной, некуда было податься, в пропиленную в подвальном окошке дыру, куда остальные коты лазят, она уже не проходила, а все остальные окошки заделаны решётками: люди хитрее и сильнее кошек.

   Побежала домой за коробкой и позвонила соседке, коробка не выход, ночью на морозе всё равно замерзнут котята. Благо, добрая соседка забрала к себе роженицу вместе с коробкой, и та у неё произвела на свет ещё троих котят, а мне пришлось разбираться с погибшим котёнком. Ничего умнее, чем завернуть его и на мусорку унести, не придумала, на старое кладбище, куда уношу погибших, в овраг, сейчас не пройти, никто там не чистит зимой снег.

   От беготни, переживаний и кошачьего духа (у меня на него аллергия, потому и не беру их к себе домой), голова разболелась, да и от гриппа не оправилась ещё. Легла, накрылась пледом и отворила окна настежь, чтобы полежать на колючках на свежем воздухе.

   Ребёнок тоже ещё не ходил в школу после гриппа, озяб и прибился ко мне под бочок, я его просвещаю:

  - Сто лет назад мы с тобой зимой жили бы в одной комнате на зимней половине дома, а в летней не топили бы, берегли лес. Зато дом у нас был бы натуральный, из этого самого леса, с печкой, и в случае простуды залезли бы мы с тобой на печку прогреться, или в баньку бы пошли попариться, а не глотали бы разную химию, как сейчас - вот и весь "прогресс".

   Но ему неинтересно было это слушать, юности всегда кажется, что всё хорошее впереди, тем более, что он не видел окоченевший на морозе новорожденный трупик, я быстро его прибрала.

   Все остальные соседи тоже ничего не видели и не слышали? Можно было на порог тем, кто заделал продухи, положить тельце и потом на голубом глазу отнекиваться. Но это я задним умом сильна, а сразу растерялась. Да и всё равно не положила бы, их нельзя злить: вызовут живодёров, и те и всех остальных котов убьют.

    Дело на другой день после выборов Путина происходило, "после бала". Сама я на них сто лет не хожу, но интересуюсь, почитала статистику: из 147 миллионов российских жителей 73 миллиона, пришли проголосовать, из них 56 (46 без вбросов) миллионов - за Путина. Это много, 46 миллионов -  целая страна вроде Украины, собрать бы их  в одно место и посмотреть со стороны, как им там живётся, может и впрямь неплохо, получше, чем остальным ста мильёнам.
 
   Сюжет для небольшого рассказа: молодой человек в эйфории от "оглушительной победы лидера нации", объявленной сми наутро после выборов, видит, как рожает на снегу кошка, новорожденный котёнок замерзает, она продолжает его вылизывать. Он пытается найти для кошки тёплое местечко, обнаруживает, что все подвальные продухи намертво заделаны, а на дверях в подвалы замки. Поначалу растерян и не понимает, неужели он один слышит жалобный крик, видит кровь и трупик, неужели остальные ничего не видят и не слышат... но вообще я не мастер выдумывать.

   Вот факты - другое дело, эти 46 миллионов путинцев, "мы в домике". Только "домики" у власти и у подвластных очень разные. Прочитала как-то определения нищеты и бедности: нищета - это когда на еду не хватает, а бедность - если без кредита не купить бытовую технику вроде холодильника.

   Моему "Минску" больше 30 лет, работает, слава Богу, большая морозилка, я в ней воду замораживаю, у нас жёсткая течёт из крана, а после заморозки -размораживания лишние минералы выпадают в осадок, и вода становится вкусной и мягкой. Не попробовала, выходит, пока бедность на вкус, нищету пробовала, работала при Путине  учительницей в школе и всякий раз решала: съездить на уроки или пешком сходить и пакет молока купить. 

   Так и в целом всё держится на остатке старой советской  прочности. У тех 80% населения, у которых по статистике не больше моих доходы, но при этом больше то ли оптимизма, то ли пофигизма, чего именно, мне не понять. 

  P.S. А потом загорелась "Зимняя вишня" в Кемерово, сгорели десятки детей с мамами в запертом кинозале и множество зверюшек из контактного зоопарка. Запутинцы писали, что "они сами виноваты" и "что родственники погибших не устраивают несогласованные траурные митинги".

   Может, на  избирательных участках им не только пригласительные билеты в "Зимнюю вишню" раздавали, тем паче что многие в тот день прямо писали о своей эйфории? Или это просто так и работает пропаганда, а я не в теме, поскольку выбросила облучатель и не подвергаюсь воздействию?