Куда приводит запрет на проявление эмоций

Ирина Мальцева 3
У ребенка есть 4 базовые (истинные) эмоции. Это злость, страх, печаль и радость. Они важны для личностного развития. У каждой эмоции есть своя функция, задача.

Так, например:
Страх нужен, для формирования способности  чувствовать опасность.

Злость - формирует способность защищать свои границы.  Когда у маленького ребенка забирают игрушку, он злится, так как нарушают его границы.

Приведу 2 примера.
1. Мама (бабушка) силой запихивает кашу со словами: "Хорошие девочки (мальчики) кушают кашу".
Ребенок злится, выплевывает кашу или опрокидывает тарелку.
Мама продолжает манипулировать: "Ты, что маму совсем не любишь? Если ты маму любишь, надо быть послушным и кушать кашу".
В этом случае мама запрещает ребенку проявлять злость. "Если, ты злишься - значит маму не любишь".

2. У ребенка на площадке забирают игрушку, он злится.
Что делает мудрая мама, она контейнирует чувства ребенка.
"Я понимаю тебя, ты злится, так как Маша забрала твою игрушку. Давай подойдем к Маше и попросим отдать игрушку."
 

Печаль - эта эмоция важна для приобретения опыта.
Например, если ребенок упал, он плачет, эмоция печали.
"Мне больно. Мама обрати на меня внимание!"
Что делает мудрая мама?
Она говорит: "Я слышу тебя, понимаю, что тебе больно. Вставай, пойдем помажем твою коленку".

Если родители запрещают проявлять эмоции, то ребенок "научается' испытывать другую эмоцию - шантажную (или рэкетную), ту которую можно.

Так, вместо злости - обиду или вину. Т.е, вместо уверенности, что могу простроить границы, защитить себя, человек часто чувствует себя виноватым или обиду.

Как защиту может использовать - сарказм, черный юмор.

Вместо эмоции страха - эмоцию веселья. Таким образом, формируется тяга к рискованным, адреналиновым ситуациям то, что в народе называют - бесбашенность).

Вместо печали – человек "научается" гневу.


Вместо способности любить, испытывать радость – скуку, апатию.


Что делать если в детстве, Вы получали запрет на эмоции?

Отслеживать свои шантажные эмоции. Например, с помощью дневника чувств. Формировать умение переживать истинные эмоции.


Уважаемые читатели, благодарю за внимание!