Юбилей

Ирина Авакова
  Мы приглашены на юбилей - какая радость, ведь в последнее время в гости мы выбирались крайне редко. Вдобавок, нам было сказано, что созвана весьма почтенная элитная публика, а   празднование будет проходить в Белом зале известного ресторана.
Меня охватило предчувствие чего-то радостного и светлого. Сразу возник вопрос, что надеть и, перемерив несколько костюмов, повертевшись перед зеркалом и посоветовавшись с близкими, я остановила свой выбор на ярко красном костюме с крупными черными пуговицами и черной отделкой. Черные велюровые туфли у меня были, оставалось только приобрести подходящую сумку. Не откладывая эту идею "в долгий ящик", я в тоже день купила в ближайшем магазине то, что надо. Всё! Я была готова.

Сборы несколько оживили нашу бесцветную, вялотекущую трещащую по швам семейную жизнь и, как будто, даже сблизили нас, и мы с мужем нарядные в приподнятом настроении, к назначенному времени подъехали к ресторану.
Оказалось, что мы прибыли первыми. Следом пришла пожилая супружеская пара: пузатенький мужичок и дама, в перекошенной, вытянутой почти до пола вязанной юбке.
- Надо было при вязании добавить простую нитку! - мелькнуло в голове, уж я-то, как рукодельница со стажем, это точно знала.

Супруги  сняли верхнюю одежду, подошли представиться и решили, непременно, по-дружески, с нами сфотографироваться. Тем временем, прибывали и остальные гости. Все обнимали нарядную юбиляршу, поздравляли, улыбались и вручали ей огромные букеты цветов. Было видно, что таким составом они собираются традиционно, и только мы ни с кем, кроме хозяйки и её мужа, не были знакомы.
Было понятно, что в основном, все они были связаны по работе с виновницей торжества, которая на протяжении многих лет работала главбухом в солидной организации.
Небольшой зал действительно был белым: стены, столы, стулья, белоснежные скатерти и салфетки. Люстры, зеркала и занавески нарядно отливали золотом, что придавало помещению ещё большую парадность и шик.
Нас познакомили почти со всеми, и очередь дошла до самой молодой из приглашенных, миловидной женщины с небесно - голубыми глазами в каком-то нелепом сарафане. Представили её. Она была вдовой морского офицера, написавшего и издавшего книги о подвигах и нелёгком труде моряков. После ухода его из жизни она всеми силами старалась сохранить память о муже, устраивала творческие вечера с презентацией его произведений, что было очень похвально.

Гости рассаживались по нескольку человек за круглыми столами. Нашими соседями оказались отставной офицер с женой, очень похожей на продавщицу разливного пива из буфетов советских времен. Зазвучали поздравления, звон бокалов, произносились тосты, раздавался смех - застолье становилось всё более оживленным и раскованным. Наша соседка по столу с унылым видом стала рассказывать о своей неудачной семейной жизни, о том, как ей непросто жить с пьющим много лет мужем. Вероятно, ждала от меня каких-то особенных слов, смотрела на меня с надеждою, а может быть и вправду верила, что я вдруг выдам ей волшебную формулу, которая сможет изменить её тяжёлую участь. Она не могла предположить, что моя собственная семейная жизнь висела на волоске.
Через какое-то время был объявлен «перекур», и мы встали из-за стола размять ноги. К нам подошла дама в вытянутой юбке и доброжелательно улыбаясь спросила:
- А это правда, что вы армянка?
- Да - улыбаясь в ответ сказала я.
-Нууу, не знаю! Армяне, совсем другие, они чёрные, а вы – светлая - ответила она, - И лицо у вас симпатичное... Вы очень красивая женщина! Так что не надо...
Я беспомощно пожала плечами, продолжая улыбаться. Говорить больше было не о чем, и мы с мужем тихонько двинулись на площадку за дверь. Там было накурено, и вскоре, мы вернулись обратно. На нас, необратимо надвигаясь, радостно приближалось обаяние вдовы моряка. Голубые глаза её плескались жизнерадостностью, и выражали нежнейшую симпатию.
- Приятно познакомиться - сказала она - какой у вас сын-красавец, настоящий итальянец! А вы - ну совсем не похожи на армянку!
- Почему? - спросила я - У меня довольно типичная внешность...
- Да нет! Ну что вы говорите?! Что я армян не видела? У Вас светлая кожа, вы не волосатая, и вообще... Вы скорей похожи на украинку, уж я-то знаю! -настаивала она.

Тут подошли ещё трое гостей и с удовольствием присоединились к разговору о моей национальности и внешности, я тоже улыбалась, но чувствовала, что моя улыбка несколько поблекла, захотелось исчезнуть от такого беспардонного внимания к моей персоне и оказаться дома. Спорить желания не было… Я вдруг подумала, что здесь гвоздь программы - это я, а не виновница торжества. Гости с нескрываемым любопытством меня разглядывали и старались подбодрить тем, что мол "нет, не волнуйтесь, в Вас нет ничего такого - армянского!" Я растерялась... Я впервые в жизни была в компании, где люди с непосредственностью невоспитанного ребёнка разглядывали меня, как диковинку.

Слава Богу, прозвучал призыв занять свои места, и все стали деловито рассаживаться. Мы тоже поспешили на свои белые стулья. Праздничное настроение улетучилось. Меня даже не радовал немаловажный для меня факт, что в моем, тщательно подобранном гардеробе, всё так удачно сочеталось. Чествование продолжалось. Скоро очередь произносить тост дошла и до нас. Я встала и в наступившей тишине, взяла собственноручно сделанную открытку и в своей обычной манере прочла стихотворное поздравление собственного сочинения. Это явно произвело впечатление, прозвучали аплодисменты, я опустилась на место, а муж отправился вручать подарок. Юбилярша радостно улыбалась.

Все подняли рюмки! Разговоры становились громче, раздавался хохот, рассказывали анекдоты, вспоминали... Сосед за столом вошел в своё нормальное, приподнятое выпитым состояние и стал нам рассказывать что-то, и где через два-три слова явственно "блякало"... Потом разговор зашёл о поездках. Вспомнили, что наш сын с женой недавно были в Греции. Моя соседка спросила, не принимали ли его там за своего, ведь у него внешность такая, что за любого сойдёт: и за грека, и за итальянца, и за испанца. Посмеялись над этим тоже, ведь это было действительно так.
- А я так ненавижу армян, вы не представляете! - вдруг выдала она, - заполонили все рынки, да и вообще... эти черножопые!
Всё! Это было уже выше моих сил... Я спросила:
- Ну, вот я - армянка, и что? Вы меня тоже ненавидите? А за что? Вы считаете удобным говорить мне об этом?
Она уставилась стеклянными глазами:
- Ну, вы - женщина! Это совсем другое дело...
    Пьяные вопли "элитной" компании переходили в сплошной рёв. Муж тоже тосковал, не с кем было словом перемолвиться. Поскольку мы уже успели поздравить тостуемую,то решили, что во время второго «перекура» попрощаемся с хозяевами и незаметно покинем торжество. Ещё некоторое время пришлось выслушивать нечленораздельную речь старенького моряка, терпеть его жену, бесконечно вопрошающую :
- Ну вот как с ним жить?!

Наконец, объявили перерыв, я торопливо подошла к юбилярше, чтобы проститься с ней и с её мужем. Мы жарко обнимались, клялись, что обязательно будем встречаться и впредь, а напоследок она сказала:
- Ты знаешь, у меня в бухгалтерии работала одна армянка, её звали Клара, такая хорошая женщина была, так готовила хорошо, я её часто вспоминаю!.. Но ты совсем другая…  У тебя оба родителя были армянами? Даже странно: ты не волосатая, не кривоногая, не чёрная! Ты такая красавица! Всем ты очень понравилась! В общем, пообещай, что мы будем видеться чаще!

Я взяла сумку, муж подал мне пальто, и через пять минут мы уже садились в машину! Какое счастье, что скоро я буду дома!