История будущего - предвидение или мистификация?

Геннадий Мельников
 
 
              (Взгляд на философию Т. Лири)

                Личность определяется не нашими генами,
                а связями между клетками нашего мозга.
                С. Сеунг.

                Человек есть набор импринтов,
                образующих его подлинную реальность.
                Т. Лири.
 
Геном человека находится точно в масштабном центре Вселенной.
                С. И. Сухонос.


Знаменитая книга доктора Т. Лири «Игра жизни», в русском переводе «История будущего», вышла в 1979 г и с тех пор продолжает будоражить умы оригинальностью концепции человеческой эволюции, рассматриваемой в нейрогенетическом аспекте. Идея нейрогенетической эволюции человека основана на предположении о том, что в коде ДНК, занесенным на землю извне, заложена вся эволюция жизни во Вселенной и в том числе, полная эволюция человеческого сознания. Код ДНК создан внеземным разумом и предполагается, что в нем в «спящих генах» заложена поэтапная эволюция жизни и достижение ей уровня этого разума. При этом самоорганизующиеся на основе ДНК системы, противодействуя энтропии, поддерживают равновесие вселенских процессов.

Эта идея ничуть не хуже чем ортодоксальная гипотеза случайного происхождения жизни в процессе биохимической эволюции, и ее распространении путем панспермии. Для исследования проблемы будущей эволюции подобного разума автор предлагает создать новую науку инфопсихологию, которая объединит лучшие достижения эволюционизма и креационизма. Она основывается на новом подходе к теории эволюции содержащем 5 постулатов:
1. Жизнь на этой планете не является единичной.
2. Эта планета была засеяна жизнью извне.
3. Эволюция различных видов разворачивается на всех биологически активных планетах в соответствии с одним и тем же планом.
4. Жизнь должна мигрировать с планеты-питомника.
5. В будущем нас ждут великие запрограммированные мутации.

С самого начала автор заявляет, что его труд – это метафизическое учение «не для всех», а всего лишь для 7% людей, «которые, как предполагается, генетически запрограммированы на достижение биологического бессмертия, эмиграцию с материнской планеты, становление гражданами Галактики и слияние с высшими межзвездными сущностями». Автор основывается на  существовании фантастического космо-генетического языка  межзвездных сущностей единого для всех миров Вселенной. Человечество ожидает перспектива генетического расщепления на импринтированных людей роботов и космических «граждан Галактики». Основываясь на идее Э. Тоффлера о волнах эволюции, Лири утверждает, что современный человек является личиночным существом, прошедшим две волны эволюции аграрную и индустриальную и находящимся на пороге третьей постиндустриальной или информационной волны. Именно тогда произойдет переход человека во взрослую космическую особь.

Историю биологической жизни он описывает в терминах эволюции нервной системы и выделяет в ней 8 фаз эволюции живых существ, которым соответствуют столько же фаз самоактуализации нервной системы человека. При этом Лири берет за основу восьмеричный (октавный) ритм как основной ритм динамики Вселенной и далее основывается на допущении, что не только человеческий организм до рождения повторяет всю цепочку биологической эволюции, но и после рождения, его нервная система проходит те же этапы. «Это означает, что мозг младенца функционирует в режиме реальности беспозвоночных, мозг ползающего ребенка — в реальности млекопитающих, мозг ребенка дошкольного возраста подобен мозгу людей палеолита, а мозг школьника живет реальностью индустриальной эпохи».

При этом в мозге в каждой фазе активируется, заложенный изначально, соответствующий нейрогенетический контур сознания, понимаемый как система синаптических связей. В упрощенном виде первый контур есть осознание рамок пища – безопасность, второй контур – осознание эго или статуса в стаде, третий контур – стиль поведения в символике культуры, четвертый контур осознание социально-технологического  и сексуального статуса. Причем первый контур соответствует младенчеству сознания, второй контур детскому сознанию, а третий и четвертый контура подростковому сознанию в аграрном и индустриальном обществах. Это гоминидные контура, соответствующие достигнутому уровню эволюции современного общественного человека. Именно на уровне этих контуров производится социальное импринтирование, под которым автор понимает внедрение в сознание типовых программ поведения и мировоззрения. По сути это  культурные обычаи,  традиции и верования, создающие стандарт общества.

Следующий пятый контур – холистическое сознание или психонавтический контур йогов и шаманов, шестой контур – абстрагирование от эго и самопрограммирование мозга в ИСС, седьмой контур – управление собственной ДНК для достижения бессмертия и новых симбиотических качеств, восьмой контур –  выход из тела в метафизическое существование в космическом разуме. Четыре последних контура являются постгоминидными, явно предназначенными для элитарного социума.
 
Дальнейшая эволюция человека требует  перехода к более высокому уровню мышления, что требует расширения сознания с помощью психоактивных веществ и электронных устройств. Для моделирования видовой и индивидуальной эволюции Лири использует игровые модели на основе системы карт Таро, в которых древними эзотериками заложена эмпирическая модель галактической эволюции человека.

В целом нейроимпринтная модель эволюции, на первый взгляд, кажется, вполне научно обоснованной, по крайней мере, в пределах первого – пятого контуров. Тем более что импринтирование и различного рода программирования сознания являются очевидными фактами реальности. Однако она имеет  принципиальный недостаток, поскольку построена на абсолютизации ДНК как «божественного кода», данного свыше, что сразу ставит ее в разряд наукообразного верования. Если программы генетического развития заложены свыше, то понятие эволюции вообще бессмысленно.
 
Ничем не доказано, что именно ДНК «программирует» эволюцию, а скорее всего наоборот. По теории ламаркизма, никем еще не опровергнутой, в ходе развития возникают эволюционные преимущества, которые только потом закрепляются генетически. Таким способом в природе происходит изменение структуры ДНК, которое растягивается на сотни тысяч и миллионы лет и потому ДНК является молекулярной записью результатов эволюции, а не программой будущего. В этом случае в «спящих генах» заблокированы неудачные отклонения эволюции.

В представлении УФС человек является ключевым звеном эволюции жизни во Вселенной. Это утверждение основывается на концепции Масштабной Гармонии Вселенной (С. Сухонос 2000), по которой Вселенная организована как симметричная система многомерных  стоячих волн (Волн Устойчивости) с периодичностью размеров отличающихся друг от друга в 100 тысяч раз. При этом возникновение и динамика Вселенной подчиняются закону музыкальной гармонии, то есть принципу октав и обертонов. Согласно этой концепции, геном человека располагается в Масштабном Центре Вселенной (МЦВ), имеющем размер 50 микрон и который соответствует клетке живого организма. Вселенная является равновесной термодинамической системой, в которой тепловая энергия концентрируется в диапазоне МЦВ и расходуется на возбуждение условной «эфирной» среды, порождающей все материальные явления, и этим образует замкнутый цикл превращения энергии и вещества. Так происходит самоподдерживающийся процесс ее динамики, идущий без накопления энтропии.

Таким образом, Вселенная организована на антропном принципе, как единое волновое поле, охватывающее все структуры от микромира до мегамира единым ритмом. Сущность этого вселенского информационного поля (ВИП),  скрыта в глубине микромира и пока находится за пределами инструментальных возможностей науки. Однако волновая природа сознания позволяет ему вступать в резонанс с ВИП и получать знание о нем в формах трансперсонального опыта (ТПО). При этом импринтирование это не запись в мозге, а настройка его структур на определенный уровень ВИП.

Отсюда следует, что Вселенная закономерно эволюционировала к возникновению на определенных планетах биогенных условий, инициирующих появление самоорганизующихся структур типа ДНК, а в дальнейшем самосознающих организмов типа человека. Это выводит человека в центр мироздания и придает ему  космический смысл существования, но только ему самому придется отыскать этот смысл, не рассчитывая на богов или пришельцев. Жизнь на Земле уже освоила три масштабных уровня, различающихся между собой на 5 порядков: 1)одноклеточные организмы, 2)многоклеточные организмы, 3)биоценозы и социальные системы. Неизбежный следующий уровень – единый планетарный социум и освоение Солнечной системы.

По аналогии с моделью Лири, УФС предлагает следующий набор постулатов жизни:
1.Жизнь всеобща и развивается по единому плану, на основе единого информационного кода, возникшего в фундаментальных структурах микромира (на уровнях меньше планковского размера). Код возник  как природный равновесный процесс энергоинформационных (ЭИ) взаимодействий, отражающий связь энергии и информации.
2.Возможная цель информационного кода – формирование Космического Разума (КР), служащего одухотворению Вселенной. Это означает трансформацию иерархии волновых ЭИ колебаний в ощущения, эмоции и логические представления, которое осуществляется в форме разумного живого существа – человека.
3.Цель человека – в процессе индивидуальной жизни сформировать дух, чтобы по завершении ее биологической фазы, продолжить осознаваемое существование и эволюцию во внетелесной фазе. Дух или разум – устойчивое эмоционально-ментальное образование, имеющее волновую ЭИ природу (квант разума ВИП).
4.Одухотворение Вселенной означает переход ее в состояние космического Духовного Существа, путем соединения или интегрирования всех разумов на каждой обитаемой планете в единую когерентную систему. Это необходимо к тому моменту, когда материальная основа звездных систем или Вселенной завершит свое существование, а жизнь в ней продолжится в совершенно иной форме, пока неизвестной.
5.Земля одна из многих планет-питомников КР, на которой люди, потомки Морского Предка, прошли эмбриональную стадию прибрежного животного существования, стадию  дикого дотехнологического младенчества, стадию первичных детских технологий, перешли в стадию подростковых внешних (относительно разума) технологий и находятся на пороге перехода к внутренним (информационным) технологиям, означающим прямое управление разумом всеми ЭИ явлениями.

В отличие от концепции Т. Лири, основанной на гипотезе симиализма, УФС основывается на теории происхождения человека от Морского Предка (В. Тен 2005), происходившей в прибрежной зоне обитания по типу педоморфоза. Педоморфоз – укороченный онтогенез, при котором последней становится стадия, прежде бывшая личиночной. Упрощенно – это «повзросление» детских форм организмов при существенном изменении среды обитания,  вынуждающее их развиваться как новый вид взрослых существ. Для человека этот процесс начался около 5 – 7 миллионов лет назад.

С этой позиции УФС, выделяет 4 этапа эволюции сознания, связанные с расширением среды обитания и уровнем развития технологий. Прибрежный этап эволюции, соответствующий эмбриональной стадии развития человека (первобытному безумному сознанию). Дотехнологический этап – соответствующий младенчеству (дологическому сознанию первичных шаманских верований). Этап аграрных технологий соответствующий детству (сознание в формах этнических верований многобожия). Этап  индустриальных технологий, соответствующий отрочеству (подростковое сознание в формах массовых религий и идеологий). Этап информационных технологий – взросление (постидеологическое сознание с самоконтролем мышления). Приближенно они соответствуют верхнему плиоцену, палеолиту, неолиту, периоду цивилизаций и новому периоду, наступающему примерно с начала 21 века.
 
С переходом к цефализации, развитие мозга стало ведущим направлением эволюции, при котором происходило совершенствование мозга путем добавления новых структур адаптации к новой среде. Основываясь на этом, в мозге можно выделить условные контуры или ассоциации сознаний, соответствующие мозгу рептилии, млекопитающего, блаженного предчеловека и палеолитического дикаря. По УФС им соответствуют контура Дракона, Льва, Блаженного и Дикаря, присутствующие в сознании каждого человека наряду с неосознаваемыми архетипами (К. Саган 1977).

По теории В. Тена сознание человека возникло как эффект одновременной работы двух относительно независимых систем мозга на основе развитой коммутативной связи, как стереоэффект восприятия и осознавания. Этот эффект широко известен как раздвоение сознания или шизофрения, наблюдающийся в основном у людей. Таким образом, сознание человека началось с шизофрении прибрежного Блаженного Предка, которая преодолевалась в процессе трудовой деятельности при расселении его с побережий под демографическим давлением. Ранние волны расселения породили различные виды бесхвостых обезьян, архантропов и палеоантропов, которые являлись тупиковыми ветвями эволюции, а не предками человека.

Из этой теории следуют два важнейших вывода: 1)сознание современного человека является до сих пор не полностью сформированным и во многом шизофреничным, что подтверждается всей известной социальной историей;
2)от полного самоуничтожения безумных протолюдей в первичной зоне обитания спасло бегство из нее и трудовая деятельность по выживанию, которая путем табу, традиций и законов  частично обуздала сознание и подняла его до существующего уровня.

Современная цивилизация является шизофренической, достигшей пределов ареала обитания – планеты Земля и сложилась ситуация подобная эпохе возникновения сознания. Как тогда индивидуальная шизофрения породила сознание человека, так и теперь социальная шизофрения неизбежно должна породить новое сознание, и вновь под угрозой самоуничтожения. Количество и мощь оружия огромны, желание войны за бредовые идеи, мнимые преимущества и сокращающиеся ресурсы очень велико и осознанно подогревается теневыми кругами власти в качестве выхода из надвигающегося кризиса.

В отличие же от прошлого, когда древний человек биологически был готов убежать с побережий и расселиться по планете, современному человеку некуда бежать с планеты, а технологии самоуничтожения стали намного опаснее и доступнее. В этой ситуации спасти людей от самоуничтожения, подобно прошлому, тоже может только труд, но уже по дальнейшему развитию (расширению) своего сознания до планетарного уровня и работа по радикальной смене производственных технологий в направлении на восстановления среды обитания.
   
Простейший выход из сложившейся обстановки в виде бегства в космос является в настоящее время утопией. Современный человек ни биологически, ни технологически еще не готов, и достаточно долго не будет готов,  к расселению в космическую среду и тем более на другие планеты. В обозримом будущем миграции к звездам так и останутся фантазиями, а освоение Солнечной системы будет безумно дорогим затратным проектом. Надо понимать, что в реальном космосе без искусственной гравитации, искусственного магнитного поля, радиационной и противометеоритной защиты человек не мутирует, а просто погибнет.

Человеку нечего делать в Свободном Космосе без космического уровня энерговооруженности и знания элементарных космических явлений – межзвездной погоды и галактического климата. Неудержимое стремление к звездам – это подростковый «побег из дома» от  сложных земных проблем к новым блаженным мирам, хотя лететь к ним, на крайне неэффективном реактивном принципе, многие десятки  и сотни лет. Исходя из всеобщности жизни, не следует надеяться найти планеты, свободные от разумных обитателей и пригодные для заселения. Для незаселенных планет с неблагоприятными условиями жизни необходимо обладать совершенными технологиями терраформирования, которые заключаются в создании атмосферы, климата, почв и биоценозов и занимают сотни лет. Создать и усовершенствовать такие технологии можно только на Земле в процессе восстановления и регулирования биосферных процессов.
Именно затем, природа и предусмотрела космические масштабы явлений Вселенной, чтобы несовершенный неподготовленный человек не смог туда проникнуть и не наделал глупостей. Идея бегства в космос широко рассмотрена в фантастической литературе, среди которой лучшей является «Час быка» И. Ефремова, где убедительно показана ее бесперспективность без решения социальных проблем. Поэтому странствия в космосе и инфо-мирах, всего лишь развлечения праздного ума, а не самоцель жизни, которая у каждого своя и общая на всех – Познание, Любовь, Творчество.

Таким образом, к началу 21 века сложилась очевидная и парадоксальная обстановка социально политического тупика, когда уровень знаний и технологий, достиг планетарного масштаба, позволяющего создание единой планетарной системы экономики, коммуникаций, систем планетарного мониторинга геофизических процессов, контроля экологии, которая существенно могла улучшить жизнь людей и поддерживать равновесие биосферных процессов. С другой стороны идет нарастание социальных, экономических и политических  противоречий, усиливается хаос и бедствия людей. В основе всего частный интерес «элиты», сохраняющей уровень мышления прошлых эпох, и которая не может себе даже представить, возможность жизни без господства и подчинения.

Цивилизация, построенная на свободе личного эгоизма и неограниченного потребительства, никогда не выйдет на космический уровень, а самоуничтожится в период технологической сингулярности 2020 – 2040 годов. Общество неспособное решить  относительно простую проблему отношения части и целого или оптимального соотношения личного, частного и общего, обречено на катастрофу путем случайности или ненамеренной провокации. Поэтому суть фазового перехода к новому постцивилизационному обществу не в совершенствовании технологий, а в расширении  и повышении уровня сознания в развитых социумах, которое должно соответствовать степени опасности технологий настоящего и будущего.

Причина отставания сознания в том, что человек, в сравнении с другими видами, является очень молодым существом. Как вид животного он появился не более 5 млн. лет, как социальное полуразумное существо около 0,5 млн. лет, как представитель цивилизованных социумов около 10 – 8 тысяч лет. В его филогенезе присутствовала стадия педоморфоза, и поэтому в его молодом мозге еще не сформировались в устойчивом завершенном виде структуры, соответствующие взрослой особи. Поэтому с одной стороны, его мозг открыт для создания новых структурных связей, что дает возможность переимпринтирования сознания. С другой стороны, наследием педоморфоза по В. Тену, являются, присущие всем людям, независимо от возраста, «игровые зависимости», немотивированная агрессивность и инфантилизм.

Именно, чрезмерный инфантилизм сознания,  в массе порождающий  леность мысли, безответственность, соглашательство, потребность в господстве-подчинении, самоуспокоенность на достигнутом породили существующую шизофреническую цивилизацию, достигшую своего естественного предела. Поэтому перед людьми встает проблема радикального изменения своего сознания, чтобы поднять его на более взрослый уровень, отвечающий планетарному мышлению.

С этой целью Т. Лири предлагает освобождение и расширение сознания путем фармакологии  и переимпринтирования на основе условного символизма. Для характеристики будущего общества им вводится понятие когнитивной свободы или свободы в обладании полным суверенитетом к собственному сознанию. Это означает полную свободу мысли, совести и действия по отношению к своему телу и понимается как свобода неограниченного изменения сознания. Она основывается на двух принципах:
1.Нельзя изменять сознание ближнего.
2. Нельзя мешать ближнему, изменять его собственное сознание.
Подобная свобода есть чисто субъективная свобода индивидуалиста, свобода ухода в иллюзии при отсутствии цели и смысла, кроме получения удовольствия.
 
Следует понимать, что сейчас эволюция идет в основном не на генетическом уровне, а в двух других областях реальности, где и происходит с наибольшей скоростью. Во-первых, в научно технической сфере и обусловлена действием «закона Мура». Во-вторых, в социально политической сфере в форме отбора социальных систем и этнополитических структур и обусловлена всеобщей информационной войной. Это требует преодоления инертности сознания обусловленной массовым инфантилизмом людей, которое означает существенную неподготовленность людей и власти к стремительным техническим и геополитическим процессам. Общество становится все более глобальным и более открытым, поэтому вопрос социального импринтирования приобретает планетарный характер и становится еще более острым.

Новые сценарии будущего могут возникнуть на стыке информационных, психотехнологических и социальных технологий в качестве ответа на Вызов Времени или Давление Среды Обитания, который заключается в необходимости решения трех  важнейших проблем: повышения материального уровня жизни всех, создание справедливой социальной структуры общества, преодоление экологического кризиса. Эти проблемы требуют неизбежных изменений во всех областях реальности, из  которых важнейшей является радикальное изменение мышления большинства. Новой информационной эпохе нужна интегрированная личность, свободная от груза идеологем, предрассудков и суеверий прошлого, имеющая доступ к внутренним ресурсам своего сознания и преодолевшая его разделенность, неустойчивость и неопределенность. Это должна быть свободная универсальная целостная личность, воспринимающая мир в его единстве и динамике.
 
«Цивилизованное общество» совершенно не готово к новому мышлению, которое означает выход за пределы большей части современных  политико-идеологических и теологических установок, но не путем их отрицания, а их переинтерпретации в понятиях 21 века. Нужно преодолеть глубокий психодуховный кризис современного человека, который имеет онтологический статус, но нет даже его целостного научного описания, которое позволило бы оценить масштаб явления и наметить пути преодоления.

В сфере психологии нет исследований направленных на комплексное изучение глубинной неосознаваемой динамики психики, которые до сих пор находятся за пределами ортодоксальной науки. Поэтому в сфере практической психологии господствуют более или менее успешные психотерапевтические мифы, сомнительные йогические и наркотизирующие практики, а также откровенное мошенничество, прикрываемое разнообразными дипломами. Убедительные результаты в трансформации и интеграции сознания достигнуты только в ряде направлений трансперсональной психологии, развиваемых на Западе С. Грофом, а в России В. В. Козловым.

В подобных обстоятельствах преодоление инфантилизма сознания пока остается личным желанием каждого и происходит стихийным и случайным образом, а необходимость изменения общественного сознания даже не рассматривается. Реальное изменение сознания происходит на основе свободы выбора из двух альтернатив: «Делай, что хочешь и будь, что будет» и «Делай, что должно и будет, что нужно». Это означает экзистенциальный выбор между двумя сторонами свободы или типами самоорганизации хаосом и порядком, хотя реальное общество всегда является их сочетанием.
По УФС новое понимание свободы основывается на трех принципах:
1)Каждый имеет свой путь жизни, хотя и общий для всех.
2)Каждый свободен, жить в реальности или вне ее в мирах любых иллюзий.
3)Запрещается принуждать человека к  определенному образу жизни и вообще к жизни.

В отличие от когнитивной свободы Т. Лири подобные принципы направлены на создание нового постцивилизационного типа общественных отношений, которые направлены на развитие самостоятельного мышления и личной ответственности каждого за самого себя. В самом общем виде это может означать переход от цивилизации к постцивилизации, которая является  альтернативой цивилизации и означает прозрачное общество, в котором каждый человек и все структуры власти и управления становятся видны всем людям в любых моментах функционирования. Приход подобного общества неизбежен при стремительном развитии средств и систем коммуникации, и он уже идет. Однако следует понимать, что такое «светлое» общество возможно, по крайней мере, в двух противоположных вариантах: «Свет в Пещере» и собственно «Прозрачное общество».
1. «Свет в пещере» – это когда люди в массе находятся на виду власти, находящейся в тени и означает тотальный контроль и правление невидимых «кукловодов», которые сидят за сценой и знают все про всех. Только «Они» настоящие Игроки Жизни, играющие без правил или по своим правилам, подобно «свирепым богам» древности. Именно в этом направлении власти подталкивают общество в развитых странах, под видом демократии. Это означает Путь в благоустроенную Пещеру удобную и безопасную, но не для всех, а лишь для теневых игроков. В сознании обитателей пещеры лишь иллюзии света, что хорошо отражено в фильме «Матрица». В таком обществе действительно возможно его генетическое расслоение на «бессмертных» трансгуманистов и всех остальных.

2. «Прозрачное общество», основанное на простых и понятных всем правилах жизни, где нет кукловодов и темных углов, где нет класса чиновников, а все управление обществом осуществляется в электронном виде. Это, прежде всего, интерактивное общество, в котором, по необходимости, каждому доступен контроль любого уровня власти, в любое время. Подобное общество требует от каждого совершенно иного уровня сознания, когда каждое действие производится с осознаванием его смысла и полной ответственностью за непосредственные и отдаленные последствия. Прозрачное общество требует нового просветленного универсального человека, полностью знающего свои возможности и не подверженного внешнему программированию и социальной мифологии под какую-либо идею.

Прийти к подобному обществу возможно только путем расширения индивидуальной и социальной свободы и повышения личной ответственности. В плане личной свободы надо последовательно разрешать все, что не угрожает свободе и жизни других, а в обществе устранять все формальные ограничения любой деятельности мешающей росту уровня жизни. В самом общем виде это максимизация свободы, ответственности и контроля при минимизации формального закона, морализованных идеологических и психологических барьеров. Необходимость этого и конкретные направления убедительно изложены в серии популярных бестселлеров А. П. Никонова, лучший из которых «Венец творения в интерьере мироздания» (2010).

Таким образом, доктор Лири, несомненно, является романтиком начальной эпохи наркотического расширения сознания, принесшим в массы революционную идеи эволюции человека путем самоуправления мозгом и собственным генетическим кодом, посредством психоделиков и технических устройств. Идеи Лири и УФС: 1)  о значимости ДНК как центра эволюции жизни, 2) о равновесности позитивных и негативных энтропийных процессов во Вселенной, 3) о поэтапной эволюции к космическому разуму, 4) о гармоническом октавном принципе устройства Вселенной, 5) о подростковом уровне массового сознания и необходимости его расширения, 6) о необходимости свободы изменения сознания, во многом близки и вполне современны. Его книга – это серьезный научный прогноз, ставящий важные социальные проблемы контроля и расширения массового сознания в перспективе будущей эволюции человека, хотя и с элементами нейрогенетических фантазий.