Мамины глаза

Светлана Назарова 2
  Самое светлое и памятное воспоминание детства - свет любви в маминых глазах. Ее глаза и ласкали, и корили, и поощряли. Но всегда в них была тревога за нас. И мне казалось, что и я, и каждый из моих братьев - самые желанные дети на свете. Я скучала без мамы, поэтому с неохотой гостила у бабушки: засыпала со слезами, просыпалась с тоской. Мне не хватало маминых рук, ее голоса, запаха ее одежд. При этом мы не были избалованы лишним вниманием, лаской. Родители были людьми занятыми: мама заведовала детским садом, папа учил ребятишек истории в школе. Да и у нас с братом-близнецом была своя дружная компания. Мы учились, играли, озорничали, но при этом росли очень самостоятельными.

   Шли годы. Мы закончили школу, приобрели профессии, обзавелись семьями. Но мне всегда не хватало маминых глаз. А ее жизнь наполнилась ожиданием коротких встреч, нечастых писем, телефонных звонков. Она любила нас всех: детей, внуков, невесток, зятя... И какой же надо было быть мудрой, чтобы всех нас, таких разных, объединить в единой целое - семью. Наши дети любили проводить лето у бабушки и дедушки. Как и мы когда-то, они приводили в дом своих друзей. И дом бывал полон детей, которые играли, бегали, галдели... Я иногда делала замечание:"Прекратите баловаться!" А мама говорила:"Не останавливайте детей. Дайте им волю, пусть порезвятся. Помню, работала я во время войны в эвакуации в садике, так вот ребятишки сядут на скамеечку, и сидят, как старички, горюют. Я старалась их развеселить, разыграть, растормошить... Они улыбались, чуть оживали и снова замыкались в своих тяжелых, не детских думах. Не приведи Господь такого детства..."

  Незаметно наши родители состарились, и я стала их уговаривать:"Мама, папа, живите у нас. Я за вами буду так ухаживать, как вы за нашими детьми". "Знаем, дорогая, но мы останемся дома",- ответили они. Прошло несколько лет, папа тяжело заболел, и я обихаживала его до его ухода. Мама осталась жить с братом.

  Когда я навещала ее в последний раз, то поразилась ее перемене. Она показалась мне другой. Глаза не излучали  прежней тревоги. Господь по милости своей , вселил в ее душу покой. Она была готова к той, вечной жизни. Было ли это прощание с настоящим, или ожидание встречи с Богом, с оплаканным ею когда-то  сыном, с другими родными, на знаю. Я побоялась словом нарушить ее высокую душевную умиротворенность, не спросила ее ни о чем.

  Прощаясь со мной, она взглянула на меня мудрым взглядом, коснулась трепетно рукой, и сказала проникновенно:"Мы видимся с тобой в последний раз". Я с трудом села в машину, и когда она скрылась за поворотом, дала волю слезам.

  Она умерла через месяц, в одночасье, как и хотела, незадолго до этого съездив с внуком Олегом в монастырь, где причастилась Святых Христовых Тайн. Наши дети сказали о ней:"Угас наш милый огонек". Они тоже на всю жизнь запомнили ласковый свет бабушкиных глаз.

      Светлана Назарова . Санкт-Петербург.