О Толкиене или о том, как автор написал то, чего н

Георгий Томберг
Расстановка ключевых игроков во «Властелине колец» давно вызывает непрекращающиеся споры. Самые ушлые русофобы и антисоветчики ассоциируют Мордор с СССР. В данном случае они игнорируют гневное письмо самого Толкиена о такой трактовке. Мол, Мордор был задуман задолго до коммунистов…
Возможно. Но Мордор из России стали лепить со времён Дизраэли, духовного отца европейского нацизма. И к началу ХХ века образ России, как дикой, «засранной» страны с абсолютной властью императора стал в Британии штампом.
А уж как расписывали Советскую Россию, мучительно поднимавшую своё полностью разрушенное Гражданской войной хозяйство… Как свысока, с позиции «морального превосходства» разговаривали с советскими дипломатами (это Британия-то, расцвётшая на постоянном предательстве и чужой крови)!

Ведь Германию ни при каких обстоятельствах невозможно обвинить в разрушенной природе, скопищем развалин, в которое её превратила союзная авиация к лету 1945 года. При Гитлере в короткое мирное шестилетие страна экономически возродилась – благодаря западной помощи (о чём Толкиен знать не мог). И английская пресса тщательно подчёркивала факт подъёма страны. Германия не переживала разрушений Первой мировой войны на своей территории – в таком случае образом для Мордора становится Северная Франция. Любезно английскому духу, тем более, что сам Толкиен говорил, что списывал пейзажи Мордора с поля боя. Но распространить это всё на целую большую страну сумел только Толкиен – вопреки справедливости и здравому смыслу.

Отпечатком Германии (кайзеровской, гитлеровской) стал Изенгард. Окрестности Стальной крепости пустыней не назовёшь, сам Саруман тоже из западного благословенного мира, только отклонившийся от истинного пути. Захотевший абсолютной власти, за что оказался нещадно бит союзными войсками (без восточного «Мордора», который положил два миллиона своих солдат за спасение Франции).
Толкиен, как и все англичане, обладал изысканным чувством благодарности.

Итак, что мы видим? Автор написал очень толстую книгу о войне, которую ему бы хотелось видеть. Да, он был против любой войны, но не слишком ли часто в книге меч становится признаком настоящего мужчины? Один Сэм со всеми прочими хоббитами этого не изменит.
Толкиен – пусть бессознательно – хотел видеть уничтожение России. Всей совокупной мощи Запада для победы над нищей и разорённой (по автору) страной не хватило для этого, потребовалось уничтожать Мордор волшебным путём. Нашими диссидентами.
Такая вот связка написанного автором и реальности. Любой, даже самый изобретательный фантаст и сказочник, пишет свои книги с реальности, человек не может вообразить невообразимого.
Впрочем, редкие исключения есть – в науках о Природе. Но Толкиен не занимался естествознанием, поэтому его сказки текли замысловатым, но в целом банальным путём.
И автор не отдавал себе отчёта, что же он написал на самом деле.

Его книги, фильмы по ним – призыв Западу уничтожить «Империю зла» любой ценой. И неважно, что описания этой «империи» лживы – победителя не судят.

Вот такой мирный Толкиен, ненавидевший войну.