Творческая личность. Глава 1. Часть 4

Александр Иванович Алтунин
Cуета и творчество у таланта
Повседневная суета имеет в себе вполне конкретную особенность: поглощать очень много времени из жизни человека. И все было бы более или менее терпимо, если бы это не обладало способностью резко ограничивать продуктивность истинного творчества, а иногда и его принципиальное качество. И даже более того: суета практически несовместима с серьезной программой по развитию творческих способностей и развитием личности талантливого человека. Конечно, такой сильный антагонизм имеет место быть только в случае, когда конкретный человек выбирает творчество как основной смысл своей жизни. Или, хотя бы в числе основных, главных элементов жизни. Если же дело обстоит иначе, то уровень драматичности в этом случае достаточно символичен. Хотя, конечно, даже самый обычный человек, по идее, должен уметь правильно расставлять приоритеты: вот это главное для него, а это – второстепенное; этому можно посвящать много времени, а другому – это не целесообразно. Конечно, есть и исключения из правила, полные или частичные.

Бывают ситуации, когда творческий человек вынужден решать многие бытовые вопросы. А это, чаще всего, требует много времени и сил. Но и в этом случае, в его голове должна существовать адекватная иерархия ценностей его жизни. Без чего даже относительно полноценное творчество невозможно. И, конечно же, творчество, каким бы замечательным оно ни было, не может служить полноценным оправданием в тех случаях, когда дело касается проблем жизни духовного характера. В частности: необходимости проявлять внимание и заботу к больным и немощным родным и близким. Иначе говоря, делать то, что ты обязан делать в силу буквально элементарной человеческой порядочности, приличия в конце концов, исходя из уважения к самому себе, из адекватной любви к себе, из серьезной заботы о гармонии собственной личности (ее сохранении, укреплении и развитии), из заботы о своем душевном равновесии и комфорте, из заботы о своем духовном здоровье, из элементарного чувства долга, даже в обычном человеческом смысле, перед Высшими силами Вселенной (не говоря уже об особом, обостренном чувстве ответственности перед ними творческого человека).

Конечно, возможно, здесь имеет смысл вести речь о чувстве ответственности перед Высшими силами (и о всем выше перечисленном) и тех, кто окружает талантливого человека. Этим людям предоставляется уникальная возможность буквально заработать уважение и расположение Высших сил своей постоянной и серьезной, интенсивной и целенаправленной заботой о бытовом благополучии талантливого человека. Если же они, кроме этого, имеют возможность, желание, стремление и умение помогать таланту в развитии его способностей и его личности в целом, то таким людям, что называется, трижды хвала! Собственно, тут можно вести речь и о более глобальной проблеме: если конкретный человек имеет вполне реальную возможность интенсивно трудиться на благо гармонии Вселенной, но в силу своей глупости, эгоизма, примитивности и прочих «замечательных» моментов это не делает, его ценность в глазах Высших сил будет мизерной. И поэтому такому человеку рассчитывать на большие и, тем более, частые подарки Жизни не приходится.

И даже более того: Жизнь иногда предоставляет человеку сделать нечто особенное, важное и ценное в глазах Высших сил, чтобы потом серьезно и основательно его, что называется, отблагодарить. А человек не видит, не понимает, не желает понимать, или понимает, но не желает трудиться, в первую очередь, своей душой, которая, возможно, к тому моменту весьма обленилась и сильно отвыкла от серьезной и осмысленной, альтруистической и интенсивной, длительной и целенаправленной работы (если таковая вообще когда-либо имела место быть в жизни конкретного человека или даже большой группы людей) на благо другого человека, на благо гармонии Вселенной. И в силу различных выше перечисленных причин не желает воспользоваться предоставленной возможностью, то тем самым вызывает вполне определенное недовольство Высших сил. Которые наблюдают за нами всегда и везде очень внимательно и бдительно. А если они на какой-то момент времени и оставляют нас без своего внимания, то все, что мы думаем и чувствуем, чего желаем и к чему стремимся, что и как делаем – все это подробно и обстоятельно, с привязкой по времени, записывается в нашу личную духовную карту (которую мы имеем в себе не только от рождения до смерти, но и в «слепых» промежутках между смертью и рождением). Что в последующем легко и быстро считывается Высшими силами (или их посланниками – это уже вопрос не принципиальный) и, в соответствии с их решением, вносит те ли иные коррективы, иногда очень существенные, в нашу жизнь.

И, по большому счету, жизнь, судьба, благополучие талантливого человека – это лишь частный случай общей тенденции. В роли экзаменатора Жизни может выступить, условно говоря, любой, даже самый незамысловатый человек, что встретился нам на нашем жизненном пути. Именно с его помощью Жизнь может устроить нам очень серьезный и, при внешней вроде бы простоте, весьма изощренный экзамен на уровень нашей зрелости, мудрости, гармонии личности, степени развития той или иной конкретной добродетели, уровень реальной (а не показной или воображаемой) одухотворенности, на степень нашей полноценности, самодостаточности, готовности перейти на следующий уровень своего развития (так сказать, в следующий класс школы Жизни) и прочие самые различные параметры.

Другой вопрос, что со временем степень сложности и изощренности экзаменов Жизни становится все больше и больше. В этом заключается один из законов эволюции всей Вселенной. Освободиться от действия которого (как, впрочем, и всех остальных психологических и духовных законов Жизни) не дано никому и никогда. Если же человек в более или менее благоприятных условиях увиливает от сдачи очередного экзамена Жизни, то это не значит, что он сумел перехитрить ее. Просто, чуть спустя Жизнь вновь повторит свой экзамен, пусть даже на прежнем уровне сложности, но в весьма неблагоприятных условиях для этого человека. Что потребует от него умственных, душевных и физических усилий во много раз больше. И стресс для него в таких условиях будет гораздо больше. А если человек попытается устроить интригу в отношениях с Жизнь, то она устроит ему такую мощную встряску, что мало ему не покажется. А, если человек и после встряски не желает одуматься и внести в себя и свою жизнь существенные и даже принципиальные коррективы, то бесконечную череду драм и трагедий, проблем и неприятностей Жизнь ему обеспечит плоть до чисто физического устранения человека на данном этапе его развития.

Творчество
Литературное творчество, как основной образ жизни – это совершенно отдельная песня, что называется. Оно требует от человека очень значительной  перестройки всей системы его мыслительных и эмоциональных процессов. Подъема их на принципиально более высокий качественный уровень. Это и совершенно иное структурирование времени и в течение суток, недели, месяца, года. В некотором смысле, быть может, даже десятилетия. Человек, который прожил большую часть своей жизни с мыслью о том, что творчество, его собственное творчество, каким бы замечательным оно не казалось ему на определенных этапах его жизни, - это лишь некоторое удачное дополнение в некотором смысле банальной прозы жизни, должен вдруг подняться в своем сознании на более высокую ступень чувства долга и ответственности по отношению к своему творчеству. Которое многие годы, и даже десятилетия, представлялось ему чем-то второстепенным относительно главных ценностей бытия вообще, и его, в частности. Конечно, с точки зрения формальной логики, то или иное конкретное решение человек может принять даже в течение одного дня. Но, вот воплотить его в жизнь, реализовать потребуется существенно более продолжительный интервал времени. Который, в лучшем случае, может измеряться многими неделями и даже месяцами. Хочется думать, что не годами. И в этом случае очень трудно четко и жестко определить то, в какой степени льстишь своему болезненному самолюбию при этом.

Ежедневное творчество на хорошем качественном уровне – это уже не каприз или прихоть. Это требует от человека высокого уровня внутренней организованности и самодисциплины, разработки гибкой и эффективной системы конкретных мер по сознательной и целенаправленной мобилизации своих внутренних сил: ума и души, духа и тела. Да, к сожалению, и тела тоже. Ибо, нередко бывает так, что плохое физическое состояние твоего организма в тот или иной конкретный момент времени выступает в роли большого барьера (порой совершенно непреодолимого) для создания нормального творческого процесса. Даже присутствие большого элемента одухотворенности в личности литератора делает почти невозможным занятие творчеством в пол силы. Иначе говоря, низкого качества. Ибо, истинное творчество должно постоянно стремиться к тому, чтобы звучать в резонанс гармонии Вселенной как можно в большей степени. И тут даже самый небольшой, самый символический элемент откровенной халтуры категорически неприемлем. Истинное творчество предполагает, в первую очередь, качественный момент, а уже потом – количественный.

Хотя, безусловно, реальное чувство собственного внутреннего удовлетворения возникает от созерцания группы исписанных листков, а не от одного лишь отдельного листочка. Исключение возникает только в том случае, если этот листок содержит план большой будущей работы. И тогда такой листок стоит не менее десяти обычных, которые дают основание думать, что день пришел не зря, он прожит с вполне конкретной продуктивностью и смыслом. Он приблизил, условно говоря, еще на один процент постижение истины в одном аспекте отдельного вопроса. И хорошая работа, как правило, включает в себя освещение нескольких десятков таких аспектов. Что, безусловно, требует от человека не только достаточно значительного времени, но и максимального напряжения умственных сил, как минимум. Да, и конкретных затрат физической энергии. Что, людям, принципиально чуждым серьезному умственному труду, представляется несколько странным и непонятным.

Соотношение чувства долга и свободы полета творческого вдохновения иногда напоминает весьма причудливый рисунок вязанный кружев или гипюровой ткани. Это два компонента в большом и толстом канате, в котором далеко не всегда можно даже просто угадать то, где проходит один, а где – другой. Не говоря уже о том, чтобы четко и жестко логически определить присутствие каждого из этих элементов. И это, возможно, связано с тем, что организованность, ответственность, дисциплина и т.д. являются понятиями, относящимися к человеческому сознанию. В то время, как творчество, по большому счету, является преимущественно подсознательным процессом. Отдельные элементы которой иногда в той или иной степени оказываются доступным для восприятия человеческого сознания. Но, в основном, чаще всего, лишь постфактум. Человеческое подсознание тем и отличается от сознания, что в нем преобладают процессы, которые сознание в принципе не может регулировать и контролировать четко и конкретно. Когда объем приложенных усилий ума и души в значительной степени пропорционален качеству и количеству итогового результата. Тут, видимо, возможен лишь косвенный и опосредованный метод воздействия. Когда долгие и мощные усилия могут привести лишь к очень символическим результатам. По крайней мере, количественного плана при наличии хорошего качественного показателя.

В творчестве периодически возникает момент постепенного погружения человека в творческую стихию. Своего рода постепенный переход от первой скорости к желаемой четвертой. Правда, в автомобиле это происходит, как правило, достаточно быстро. А вот в творчестве эти этапы перехода могут занимать не только многие месяцы, но и годы. Это во многом зависит от чисто внешних обстоятельств, развитие которых в значительной степени не зависит от воли и желания человека, занимающегося творчеством. В ряде случаев паузы связаны, возможно, с процессом накопления творческой энергии и энергии вообще. И когда происходит желанный переход необходимо количества энергии в новое качество, то и человеку приходит вновь вдохновение, словно Ангел Божий осеняет своим крылом. Принося в душу человека частичку благодати и заставляя все его существо радостно и трепетно вибрировать в унисон гармонии Вселенной.

Блаженство истинного творчества… Его так трудно понять тем, кто, по большому счету с ним никогда не соприкасался, получая еще и чувство глубокого внутреннего удовлетворения от произведенной работы, не зависимо от формальных количественных показателей. Иногда одна особенно удачная и интересная фраза, возникшая в голове, может быть фундаментом для серьезной работы в 30-50 страниц. А иногда и существенно больших размеров, в отдельных случая, даже для серии работ.
Для создания большого и качественного творчества необходим переход человека к принципиально более основательному самоконтролю своих мыслей и эмоций, деланий и стремлений, взглядов и представлений, принципов и убеждений, правил и законов психологического и духовного характера, намерений и поступков. И это для того, чтобы не создавать в себе элементы деструктивного и дисгармоничного плана даже на 10-30 процентов.

Тем самым уходя в сторону от показателей гармонии Вселенной на существенную величину. И делая себя невосприимчивым к качественным информационным потокам, идущим из банка данных Вселенной. Доступ к которому, видимо, регулируют Высшие силы, которые решают вопрос о том, достоин ли тот или иной человек в конкретный момент времени для того, чтобы подключить его к этому банку данных гармоничной информации. Эта оговорка делается в связи с тем, что, к сожалению, имеется банк данных и у темных сил. И он может работать круглосуточно веками и тысячелетиями, очень щедро делясь очень концентрированной информацией. Имеющей по своей сути деструктивный и дисгармоничный характер, но по форме, чисто внешней, нередко весьма привлекательный и, даже замечательный, вид. Вводящий в принципиальное заблуждение очень многих достаточно неплохих и неглупых людей. Часто в виде весьма изощренных искушений и соблазнов.

Разобраться с которыми человеку, далекому от серьезной духовной работы над собой часто не представляется возможным. И даже более того: если кто-то, имеющий более высокий уровень одухотворенности, пытается предупредить человека, склонного впасть в искушение, или уже отчасти (не говоря уже полностью) впавшего в него, то из этого, как правило, мало чего хорошего получается. В лучшем случае, подверженный искушению пропустит мимо ушей такого рода рекомендации. А, в худшем, - разрушит или часть своих отношений с доброжелателем или их полностью. На это темные силы большие мастера, специалисты высочайшего класса, гениальные виртуозы. Равных которым среди людей никогда не было и никогда не будет.

Требовательность талантливого человека к себе
Многие люди, к сожалению, не только считают себя обязательно очень талантливыми (что, чаще всего, не соответствует реальной действительности), но и полагают то, что сам факт обладания талантом (факт никем не подтвержденный и, имеющий место быть лишь в их воображении, в их претензии на особую оригинальность личности, в их потребности в чувстве собственной значимости) дает им право на дополнительные льготы и привилегии, дает им дополнительные и особые права по сравнению с основной массой людей. В то время как человек, действительно имеющий талант и, хотя бы небольшую степень одухотворенности, отдает себе отчет в том, что перед Жизнью он не имеет никаких прав, но имеет массу более выраженных стандартных обязанностей и ряд особых, более сложных и более строгих, более многогранных, более изощренных обязанностей. О которых большинство обычных людей даже не подозревают и не догадываются. Собственно, на тему дополнительных обязанностей большинство людей по собственной воле предпочитают не заморачиваться.

Первое требование талантливого человека к себе – это необходимость максимально энергично развивать свой талант, как впрочем, и саму свою личность в ее интеллектуальных и психологических, духовных и эстетических параметрах. И ориентироваться при этом ему необходимо не на свое окружение, а на редких людей с ярко выраженным талантом, живших, как в прошлом, так и живущих в настоящем (трудно таких найти). Второе требование: достойно нести свою миссию талантливого человека. Третье требование: регулярно ставить перед собой все более крупные и более сложные задачи. Требующие более длительного и более кропотливого, более терпеливого предварительного подготовительного этапа. Когда тратится бездна сил ума, души и тела, а результата, с формальной точки зрения, нет даже самого минимального.

Однако, всему свое время. Четвертое требование: непрерывно развивать методику стимуляции своего вдохновения не только в самопроизвольном варианте, а в более организованном и систематизированном стиле. Пятое требование: работать при вдохновении с максимальной отдачей сил, до наступления большого и выраженного утомления и умственного, и физического характера. Шестое требование: быть наиболее добросовестным в реализации вдохновения, умело, сознательно отодвигая в сторону все второстепенные моменты, мешающие воплощению творческого порыва. Седьмое требование: не зазнаваться, даже после достижения больших успехов в своем творчестве и получении принципиального общественного признания. Четко осознавать, что, несмотря на вполне конкретные успехи, впереди еще значительно большие задачи, требующие своего достойного решения. Восьмое требование: более внимательно и строго относиться ко всем своим мыслям и чувствам, своевременно отсеивая третьестепенное, различный мусор и явно негативные, дисгармоничные и деструктивные моменты. Девятое требование: выбирать в качестве основного отдыха те сферы деятельности, которые не имеют дисгармоничного оттенка в своей сути, содержании и форме.

Именно те, что реально способствуют возникновению душевного комфорта и равновесия, восстановления потраченных душевных, умственных и физических сил. Качество отдыха должно быть максимально высоким. В связи с ярко выраженным дефицитом свободного времени тратить его на банальные и примитивные развлечения и увлечения не стоит. Советы и рекомендации окружающих, в том числе родных, друзей, знакомых необходимо очень тщательно фильтровать с учетом не только индивидуально–специфических особенностей своей личности, но и требований высокого уровня эстетики интеллектуально и психологического плана в том, что предполагается делать и как.

Десятое требование: быть готовым к подключению к информационному каналу Вселенной в наибольшей степени и как можно чаще в свое свободное время.
Одиннадцатое требование: стремиться в максимальной степени зафиксировать полученную информацию. По возможности всю порцию информации, способную прийти к человеку в тот или иной конкретный день его жизни по информационному каналу. Критерием своего рода выполнения суточной нормы информации (если таковая предполагается) служит чувство глубокого собственного удовлетворения в связи с достижением конкретного результата в творческом процессе. Возникает даже чувство некоторого облегчения, завершения выполнения очередной промежуточной задачи.
Двенадцатое требование: любить себя нужно принципиально иначе, чем это делают обычные люди.

Тринадцатое требование: стремиться к тому, чтобы как можно чаще доминирующими в жизни талантливого человека были факторы, связанные с его внутренним миром, с творческим процессом.
Четырнадцатое требование: выбирать для себя более сложную систему координат в интеллектуальном и психологическом, духовном и эстетическом плане в оценке себя, своего творчества, своей жизни, чем обычные люди. Эта система должна быть построена в соответствии с классическими, вечными и универсальными психологическими и духовными законами Жизни. Чем более оптимальной будет эта система оценочных координат, тем больше будет шансов на успех, на одобрение Высших сил.

Пятнадцатое требование: строить более гармонично и свои чисто житейские, прозаические процессы. Делать их более сознательными и по возможности мудрыми. В данном моменте ведущими должны быть собственные ориентиры, нежели мнение кого–либо из окружающих.
Шестнадцатое требование: не делиться своими творческими планами с большинством окружающих. Только с очень узким кругом лиц, доказавших своими практическими делами то, что они действительно достойны доверия талантливого человека, хотя бы в некоторых жизненно важных вопросах.
Семнадцатое требование: ориентироваться в оценке своего творчества на мнение тех людей, которые практически многократно доказали величину своего интеллекта и таланта, а также элемент одухотворенности своей личности и сам факт творческого отношения в анализе различных интеллектуальных и психологических, духовных и эстетических явлений.

Восемнадцатое требование: доброжелательно и снисходительно относиться к людям, лишенным большого и яркого таланта. Как и к людям с принципиально меньшими интеллектуальными и психологическими, духовными и эстетическими данными. И к людям с принципиально меньшим уровнем гармонии личности. Ибо, что именно вложить в человека при его рождении решают только Высшие силы. А критиковать их решения – это дело бессмысленное, вредное и опасное.
Девятнадцатое требование: стремиться, по возможности, выделять разумное зерно из советов и рекомендаций окружающих относительно развития самого таланта, развития личности талантливого человека, его творческих процессов. Помнить, что даже самое большое количество советов совершенно не обязательно означают не только большое, но даже и чисто символическое качество.

Двадцатое требование: даже, если талантливому человеку удалось в каком–то отдельном моменте существенно превзойти своих предшественников или современников, следует четко осознавать тот момент, что, видимо, на это была особая воля Высших сил. Что в совокупности со старанием таланта дало особо ценные результаты по воплощению таланта. Все гениальные идеи и очень талантливые приходят к человеку не из его собственного разума, а из информационного канала Вселенной.

Другой вопрос, что талантливому человеку нужно оказаться реально достойным получения каких–либо уникальных и эксклюзивных информационных озарений. И просто быть готовым умственно, душевно и физически получить большую дозу концентрированной информации. Но опять же четко осознавать то, что такого рода информация приходит к человеку не для его самолюбования, самовлюбленности и самоуверенности, а для более энергичного развития человеком своего таланта и своей личности, а также для наиболее достойного несения своей миссии таланта – повышения гармонии окружающего мира и получения одобрения Высших сил.
 
Учеба таланта на ошибках
От ошибок не застрахован любой человек. И даже более того: ошибки естественны и закономерны, ибо человек в процессе жизни сталкивается с новыми, незнакомыми явлениями или со знакомыми, но уже в более сложной форме. Наработки профессионализма в любой сфере человеческой жизнедеятельности, как и обретение даже минимальной степени жизненной мудрости нередко идет путем проб и ошибок. Один из великих сказал: «Путь к большим победам обязательно идет через ошибки».
Но, по большому счету, важны не ошибки, как таковые, а из анализ, понимание истинных причин, которые их вызвали и в последующем максимально эффективная коррекция ситуации с целью профилактики уже допущенных ошибок. Конечно, далеко не всегда удается легко и просто понять реальные причины своих ошибок (особенно личные, внутренние), а тем более их в полной мере скорректировать. Но важна динамика ситуации: чтобы она не стояла на месте, а двигалась в положительном направлении. Пусть и не так энергично, как нам этого хотелось бы. Да и чересчур мизерные темпы движения не должны настраивать человека на слишком оптимистичный лад.

Ошибки могут касаться различных этапов творчества:
1. Неумение создать интенсивное вдохновение в нейтральной обстановке
2. чрезмерная зацикленность на внешних неблагоприятных факторах при наличии вдохновения
3. редкое возникновение вдохновения или на короткий период времени
4. неумение использовать хороший физический, умственный тонус для наиболее плодотворного творчества
5. неумение чередовать во времени интенсивное творчество и относительно короткий отдых
6. неумение создавать целенаправленно хороший физический и умственный тонус для творчества
7. дефицит информации о творчестве такого рода у других людей, особенно уже получивших общественное признание
8. неумение учиться на чужих ошибках в жизни и творчестве
9. непонимание важности предварительного подготовительного этапа для осуществления плодотворного творчества
10. неумение полноценно организовывать подготовительный этап для творчества

11. недостаточно эффективные поиски новых источников вдохновения и его поддержания в период творчества
12. неумение творчески осмыслить особенности и закономерности всех этапов своего творчества
13. попытки во время творчества включать формального цензора
14. невнимательное отношение к ситуациям возникновения импровизированного вдохновения (в силу внешних факторов или особенностей умственного состояния в той или иной конкретный момент времени)
15. попытки заниматься интенсивным творчеством при значительном физическом и умственном утомлении
16. присутствие чрезмерного творческого фанатизма без учета особенностей конкретной ситуации, создающей относительно благоприятные условия для плодотворного творчества.

Ошибки могут касаться размера и степени сложности задачи, которую ставит перед собой творческий (и не только) человек. Постоянное и длительное решение только простых задач создает иллюзию виртуозного мастерства творческого человека. Что, на самом деле, не соответствует реальной действительности. Или же постановка задачи слишком сложной для уровня мастерства таланта на конкретный момент времени. Конечно, на будущее подобного рода задумки не только желательны, но и необходимы. Но не как цели для ближайшего и непосредственного, а главное, обязательного исполнения. Попытка решать математическую задачу только способами арифметики заведомо обречена на неудачу. Только после более или менее полноценного освоения нового раздела математики творчества можно предпринимать попытки решения задач новой сложности.

Ошибка может касаться средств и способов решения поставленной задачи  или принципиально неадекватной оценки реальной степени сложности этой задачи или существенной переоценки уровня своего мастерства. Наблюдение за работой истинного профессионала (или, хотя бы мастера хорошего уровня) порой тоже способно породить иллюзии легкости настоящего творчества. Особенно, если этапу практической реализации задумки предшествовал долги и напряженный подготовительный этап. Или же мастер выполняет задачу, являющуюся для него достаточно привычной, можно сказать, что в некоторой степени, стандартной.

Ошибка может относиться к своей оценке степени адекватности продолжительности подготовительного этапа – в одних случаях минимальная самокритичность творческого человека может без особой необходимости резко укорачивать этот период, очень усложняя этап практической реализации, в других случаях повышенная мнительность и неуверенность (или фанатичное стремление к идеальному совершенству) заставляет  творческого человека растягивать предварительный этап творчества буквально до бесконечности.

Конечно, стремление к совершенству не только желательно, оно отчасти необходимо. Но во всем в жизни все же неплохо соблюдать чувство меры. Осознавая целесообразность своего стремления к совершенству, важно знать и понимать то, что на пути к абсолютному совершенству существуют десятки или сотни промежуточных этапов. И, как бы сильно конкретный человек не хотел обретения совершенства, ему не миновать эти промежуточные этапы. В подавляющем большинстве случаев для решения задачи такого уровня оной человеческой жизни оказывается недостаточно. По воле Высших сил на это уходят десятки (и даже сотни) человеческих воплощений.

Знатоки говорят, что за всю историю человечества было замечено чуть больше 500 гениев (при многомиллиардном населении планеты). Видимо, очередное воплощение души в человеческом теле не происходит автоматически (подряд), а идет весьма избирательно. Не исключен и такой момент: в каждое столетие количество истинных (а не мнимых) гениев жестко регламентировано. Правильнее, быть может, было бы сказать, что не реальных, а всего лишь потенциальных (с выраженными и конкретными задатками интеллектуального и психологического плана) гениев. Неблагоприятная жизненная обстановка многих из них может лишить возможности полноценно развить свои задатки до необходимо уровня или лишить возможности получить общественное признание.

Ошибки могут возникать и в том случае, когда один творческий человек слепо копирует манеру творчества другого таланта (особенно получившего признание), без существенного учета своих индивидуально-психологических особенностей интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. Это может касаться даже лишь способа проведения подготовительного этапа или способов и методов создания мощного и стабильного вдохновения. Не исключено, что чужие находки могут оказаться в той или иной степени полезными для того или иного конкретного человека. Но это совершенно необязательно. И более того чаще всего исключено.

Конечно, ошибки самого элементарного характера и уровня, чаще всего, свидетельствуют о том, что в конкретном человеке талант к конкретному виду деятельности лишь предполагается, а не присутствует на самом деле. Это, так сказать, ошибки диагностического характера. И тут, как сильно не стараться учиться на своих ошибках, принципиально более значительных достижений достичь не удается. И тут мнение мудрого профессионала-энтузиаста бывает особенно полезным. Ибо избавит от возможных будущих драм и трагедий человека, питающего большие иллюзии относительно своей талантливости.

Сложен бывает путь поиска своей личной изюминки в творчестве. И тут, к сожалению, без ошибок не обойтись. Разговор о поиске своей изюминки должен быть не только большой, но и отдельный.
Ошибкой талантливого человека, как правило, является ожидание адекватного восприятия его творчества широкими массами людей. Как показывает практика собственного наблюдения за поведением очень большого числа людей за последние 40 лет и некоторые труды мировых классиков психологии и философии (как минимум, 19 и 20 века) способность и умение увидеть, понять, правильно оценить даже лишь отдельные тонкости и нюансы профессионального творчества (не зависимо от направления, сути, формы и т.д.), не говоря уже об особо сложных и изощренных, присутствует у очень небольшого числа людей. Мягко выражаясь, не более, чем у десяти процентов. И это применительно к населению наиболее развитых стран. О прочих людях говорить в этом плане еще сложнее. И в отдельных сферах деятельности эта величина находится в диапазоне 0,01-1 процента. Такова реальность, как бы сильно это положение дел не нравилось кому-либо вообще, и в числе читателей, в частности.

Разновидность выше описанной ошибки является ожидание адекватного восприятия собственного творчества со стороны родственников, друзей, знакомых, формальных коллег. Так сказать, ближайшего окружения талантливого человека. Ведь сам факт формального нахождения как того или иного конкретного человека (или группы людей) в ближнем кругу талантливого человека еще не гарантирует даже в самой минимальной степени умения оперировать сложными категориями науки или культуры.
Еще одной ошибкой талантливого человека является гипотеза о том, что в каждом другом человеке есть какой-нибудь, пусть даже совсем другой по сути, но большой талант.

Не меньшей ошибкой является и ожидание от людей в ближнем окружении ощущения и осознания своей персональной миссии на Земле на хорошем качественном уровне.
Следующая ошибка заключается в том, что талантливый человек предполагает то, что большинство из его окружения – это яркие индивидуальности. Но природу обмануть нельзя. Если Высшие силы вложили в конкретного человека ум и душу посредственности, то как бы этот человек и все его окружение ни старались (долго и сильно, умно и научно), ничего изменить невозможно. Ибо, это находится за пределами человеческих возможностей. Индивидуальность (но не индивидуализма – желательно не путать эти понятия) – это большой и разнообразный комплект врожденных задатков достоинств интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. Искусственно создать который невозможно. Смотришь порой на некоторых восьмилетних детей и видишь в них такой уровень гармонии личности, который напротив отсутствует у три четверти людей старше пятидесяти лет.
Ошибка-заблуждение талантливого человека порой и в том, что он меряет других по себе, автоматически присваивая другим многое из своего комплекта достоинств и добродетелей. И в том, что и предполагает богатый внутренний мир в хотя бы людях своего ближнего окружения. И в том, что он надеется на наличие у них творческого мышления (1-5 процентов).

А уж гипотеза о том, что в каждом человеке должно быть особое чувство прекрасного, не говоря уже о чувстве изящного, не выдерживает вообще никакой критики. Как минимум, 90 процентов людей вообще не способны, к сожалению, отличить красивое от прекрасного, и, тем более, от изящного. У них просто отсутствуют критерии мышления, позволяющие человеку дифференцированно воспринимать (не говоря уже о том, чтобы адекватно оценивать) тонкие и сложные нюансы реальности. И объяснить, что это тонкое и с чем его едят – это невозможно даже чисто теоретически.

Является ошибкой талантливого человека и его надежда на то, что большинство людей сумеет рассмотреть за скромной упаковкой результатов его творчества (в отдельных видах творчества оно может иметь место быть) особо важное и ценное содержание. Большинство реагирует, в первую очередь, на яркую и эффектную упаковку (чисто внешний момент), предполагая за ней нечто незаурядное. И, не найдя порой этого незаурядного, нередко стыдится признаться в своем негативном открытии даже самим себе, не говоря уже публично. Если же упаковка внешне выглядит скромно, то большинство сочтет за бессмысленное занятие поиск какого-либо ценного содержания в творчестве конкретного человека.

А уж надежда на то, что большинство (даже из ближнего окружения) сможет хотя бы увидеть нечто в творчестве конкретного талантливого человека, что является похожим или существенно (или частично) отличающимся от творчества другого таланта – это житейская иллюзия, не имеющая ничего общего с реальной действительностью.