Творческая личность. Глава 1. Часть 3

Александр Иванович Алтунин
Отношение таланта к критике
Если сказать коротко, что отношение таланта к критике его личности, его жизни, его творчества должно быть конструктивным. Во-первых, в оценке сути того, кто критикует. Понятно, что существует группа людей, завидующая чужому таланту и ревнующая к чужому успеху. В подавляющем большинстве случаев, это достаточно посредственные личности. И чем выше степень их реальной никчемности, тем агрессивнее, обильнее и длительнее могут быть их выпады, в первую очередь, в адрес самой личности таланта и его жизни, а уже потом по отношению к результатам его творчества. Могут, конечно, и в плане особенностей творческого процесса сделать несколько выпадов. Это уже зависит от уровня интеллекта критика (от малого до среднего, как правило).

Вторая группа "доброжелателей" - это люди, по своей сути являющиеся деструктивными личностями. Такие «критики» никогда и никому ничего конструктивного (по большому счету) не делают. Подобные вещи в принципе чужды их натуре. В их числе и подгруппа психологических садистов, которые получают особое удовольствие от публичного унижения и оскорбления другого человека. И, чем глобальнее и изощреннее унижение, чем выше степень душевного дискомфорта талантливого человека в результате этого, тем больше радость садиста, тем выше степень удовлетворения им собой и своей жизнью и даже своим такого рода своеобразным «творчеством». Главная задача деструктивного критика, при этом, не зависимо от реального комплекта достоинств и добродетелей таланта, как можно в большей степени обесценить его личность, жизнь, талант, творчество или даже хотя бы какие-нибудь второстепенные моменты, относящиеся прямо или косвенно к ним. 

Безусловно, что при этом может очень активно участвовать фантазия и воображение деструктивного «критика», его сообразительностью и изобретательность, пронырливость и изворотливость, склонность к авантюре и интриге, его страсть к психологическому манипулированию окружающем и общественным мнением в целом. Интуитивно такой «критик» чувствует и даже отчасти понимает свою принципиальную бесплодность в творческом плане, но обостренное самолюбие и неудовлетворенная разумным способом потребность в чувстве собственной значимости, буквально заставляет его любым способом хоть как-то компенсировать  возникший глобальный дисбаланс между ним и талантливым человеком. Он понимает то, что подняться до уровня талантливого человека ему не дано, даже чисто теоретически. Значит, надо "опустить" талант в общественном мнении, как минимум, до своего уровня, а, как максимум, - значительно ниже.

И не важно при этом, что талант, если он действительно талант, так и останется при своем комплекте достоинств и добродетелей. Важно для такого «критика» посеять принципиальное сомнение в полноценности талантливой личности в умы и души людей, как минимум, ближайшего окружения таланта, как максимум – всех людей вообще. И те, у кого не хватает ума укусить талант по-крупному, стараются изо всех сил укусить по второстепенным и третьестепенным поводам, но иногда в очень большом количестве, чтобы, по их мнению, складывалась картина (конечно, чаще лишь для непосвященного и неискушенного человека) полной и глобальной комплексной никчемности талантливого человека. Такие критики стремятся смешать с грязью абсолютно все, что только можно. Часто не брезгуют и тем, что нельзя. Любят, что называется, покопаться в чужом грязном белье.

Часто в роли деструктивных критиков выступают те, кто предполагал наличие особого таланта в себе, но не получил для этого существенного подтверждения. Оказался, в лучшем случае, отличным человеком, а в худшем – большой патологической сволочью. Которая энергично и неутомимо, очень умно и изощренно разрушает гармонию в окружающем мире, в том числе, в жизни и творчестве других людей. В отдельных случаях, такие деструктивные личности могут даже стать профессиональными критиками, чтобы уже официально унижать  и оскорблять других людей, независимо от их реального уровня талантливости. И в этом плане следует вспомнить деструктивный девиз социализма «каждый талантлив по-своему». Этот девиз позволяет принципиально обесценить любой талант. Это с одной стороны, а с другой – порождает большое число людей принципиально деструктивного типа или же «просто» с различной степенью деструктивности (что принципиально ненамного лучше, к сожалению).

Которые посвящают свою жизнь своего рода служению темным силам в том, что делают жизнь и творчество талантливых людей в максимальной степени проблематичными и драматичными. Как только талантливый человек перестает заниматься серьезным творчеством, он перестает быть даже  потенциальной мишенью для выпадов такого «критика». И, чем больше проблемы и несчастья талантливого человека возникают в результате, тем больше радость «критика», выше степень его неуемного злорадства.
В очень редких случаях, критика таких «специалистов» может опираться на серьезный профессиональный анализ результатов творчества талантливого человека. И вот тогда для последнего особенно важно выделить в такой критике разумное зерно и учесть его в своем последующем творчестве для улучшения качественных показателей и повышения гармонии своей личности и творчества в целом.

Очень много бывает критики подражательного характера. Это когда один из ведущих критиков высказывает свое личное мнение по поводу чего-либо. А десятки второстепенных и третьестепенных критиков, получив для себя официальный формальный ориентир, продолжают его освещение хотя бы в десятках мелких и второстепенных нюансов. А в плане главных моментов такие критики или повторяют слова своего лидера или выражают его мысли, но уже своими словами. Что гораздо легче и удобнее, чем что-то сочинять и созидать самостоятельно. Понятно, что реальная ценность такой критики весьма символична. Если не близка к нулю. Хотя критики, при этом, могут наслаждаться своей «оригинальностью».

Есть группа критиков стереотипного типа. И это, по большому счету, трудно им ставить в вину. Ибо 90 процентов людей вообще отличается, к сожалению, стереотипностью мышления. Но выглядеть (и именно выглядеть в глазах окружающих, а не быть на самом деле) оригинальным хочется абсолютно всем. И вот этот-то элемент оригинальничания и начинает двигать некоторыми людьми. Собственно, выступать в роли критика всегда считалось особо важной и даже почетной миссией, которая, по мнению большинства, заслуживает особого уважения и расположения с точки зрения общественного мнения. Другой вопрос, что такая миссия накладывает на человека и совершенно особенные обязанности и обязательства. Причем, не только перед обществом, но и перед Высшими силами. Но об этом 999 человек из тысячи предпочитают не только не думать мало–мальски серьезно, но даже мимолетно не задумываться. Никто, вроде, об этом не думает, так я, что - рыжий? Вот так и возникает принципиальная духовная безответственность и легкомысленность, неутоленная амбициозность, ненасытная жажда общественного признания своих гигантских искаженных и извращенных «талантов».

Критик стереотипного плана ориентируется, в первую очередь, на распространенные в конкретном обществе, в данное время, понятия того, что такое хорошо и что такое плохо (условно говоря). Ибо, эти понятие нередко со временем могут существенно изменяться и количественно, и качественно. Все, что хотя бы отчасти (и, тем более, в принципе) не соответствуют выбранным стандартам и стереотипам, объявляются таким критиком как неправильное, несовершенное, незаслуживающее похвалы и одобрения, поддержки и признания. Это, как минимум. А, как максимум, принципиального неодобрения и осуждения, категоричного неприятия и неуважения, антипатии и глобального отторжения.

Объявляется официальная или полуофициальная позиция, заключающаяся в том, что такое творчество нужно запретить вообще или как вид деятельности, в частности.
Еще есть тип критика, который является приверженцем (сторонником) какой-то одной школы. Что автоматически обязывает его хвалить все и всех, кто к этой школе имеет прямое или косвенное отношение. И одновременно ругать все и всех, кто к этой школе не имеет отношения. Или принадлежит к другой школе, стилю и т.д. Ждать объективности от такого критика в оценке своего творчества не приходится даже чисто теоретически.

Есть категория критиков, которая всеми силами ума и души защищает интересы власти имущей. В том числе: экономические, политические, идеологические, культурные, психологические, духовные, эстетические, интеллектуальные и прочие. И поэтому все, что прямо или косвенно прославляет эту власть, эти критики хвалят. А все, что не  ставит перед собой именно такой цели, в лучшем случае замалчивают, в худшем – нередко ругают, отказывая результатам такого творчества в какой-либо ценности вообще. И это, как минимум. А, как максимум, вешая на такое творчество ярлык «вредное», «опасное», «чуждое», «бесполезное», «бессмысленное», «странное», «своеобразное», «непонятное», «категорически неприемлемое», «принципиально несостоятельное» и даже «противоречащее классическим канонам разумности, прекрасного» и т.д.

Есть очень небольшая, можно сказать, узкая группа лиц – критиков с творческим мышлением. Она составляет, к сожалению, всего несколько процентов от общего числа критиков (именно тех, кто выбрал критику, как основной смысл своей жизни). Удельный вес такой группы среди прочих масс населения еще в тысячи раз меньше (к величайшему сожалению автора и многих тысяч талантливых людей вообще). И вот мнение этой категории критиков представляет для талантливого человека особенную ценность. Другой вопрос, что получить мнение такого критика очень трудно, почти невозможно. Если только не возникает случайное благоприятное стечение обстоятельств.

Одним из критериев истинности критика является тонкость его душевной организации. Иначе говоря, способность тонко ощущать любые явления не только реальной действительности, происходящие в настоящее время, но и те, что были когда-то в прошлом и, возможно, будут в будущем. Тонкость ощущения, как правило, касается интеллектуальных и психологических моментов, условно говоря, по программе "минимум". И это именно «условно говоря», ибо, для большинства людей этот условный минимум остается пожизненно недостижимым в принципе), а по программе "медиум" еще и в плане эстетических моментов. В редчайших случаях (даже среди критиков), к этим моментам по условной программе "максимум" добавляются еще и духовные. Тонкость восприятия распространяется на любые явления культуры: книги, фильмы, спектакли, песни, музыку, живопись, скульптуру, архитектуру и прочее.

Еще одним критерием истинного критика является способность не только отличать изящное от красивого, но и давать ему утонченную, комплексную и, так сказать, градуированную оценку. Например: не просто три, четыре или пять баллов, а четыре целых и одна десятая балла или три целых и девять десятых балла. Для некоторых людей более понятно использование 100-балльной оценочной системы, где оценки имеют двузначную величину: 51 или 72, 87 или 95. Понятно, что детальная оценка величины менее 40 особой ценности не представляет. Разве что в качестве не абсолютной, а относительной величины. Например: в настоящее время ваш талант реализовался примерно на двадцать, тридцать процентов. А мог бы реализоваться на сорок-пятьдесят. Или: каждый год интенсивной работы талантливого человека над собой и своими способностями может дать рост в 1-7 процента от общей величины таланта в целом, которую предполагается когда-либо достичь. Нормальная погрешность для истинного эксперта по 100-балльной системе оценок – это 2-5 баллов, но никак не 10-20.

И вот, если эксперт может высказать свое мнение по 100-балльной системе с точностью до 3-х баллов и солидно аргументировать его с точки зрения интеллектуальных, психологических и эстетических параметров не только стандартного (распространенного и общепринятого) уровня, но и высокой степени утонченности и изощренности (большая комплексность и многофакторность анализа не только по многим основным, но и многим дополнительным параметрам с глубоким погружением в каждый из них), то тогда к его мнению можно прислушиваться для начала хотя бы иногда, потом часто, а далее, быть может, всегда. И мнение такого творчески мыслящего и чувствующего эксперта может не только частично, но и принципиально не совпадать с мнением большинства стандартных экспертов.

Другой вопрос, что некоторые люди, в погоне за элементом чисто внешней эксклюзивности, придумывают нечто, что в принципе выходит за элементарные логические рамки человеческого сознания. И даже входит в принципиальное противоречие с классическими канонами интеллектуального, психологического и эстетического плана. Таким "творцам", возможно, на небольшое время удается привлечь к своим работам общественное мнение или внимание отдельных специалистов. Но, спустя уже небольшое время, жизнь практически полностью стирает из памяти людей какие-либо яркие впечатления от этих «эксклюзивных» творений. И уже десять-двадцать лет спустя мало кто помнит и о «творцах» и о «творениях» такого рода. Но, что называется, минутное тщеславие было удовлетворено. Для мимолетных личностей и этого довольно.

Безусловно, мнение профессионалов в конкретном виде деятельности может быть более ценным, чем мнение обычного человека. И, конечно, хорошо, когда у профессионала есть талант. Пусть даже не гигантский, а просто большой. И он уже получил общественное признание. И критика этого профессионала имеет доброжелательный характер. Причем, не только по форме, а желательно, еще и по сути, без принципиального унижения достоинства творческого человека, служащего предметом оценки. Приличие должно быть, по идее, всегда и везде. Это неписанный закон Жизни психологического и духовного характера. Хотя, можно вспомнить то, как многих талантливых артистов не принимали многие годы в московские театры, а Родена в Парижскую академию художеств. Да и труды Леонардо да Винчи далеко не все его современники оценивали принципиально положительно. Многие гениальные композиторы получили мировое общественное признание лишь спустя многие годы после своей смерти.

Вообще проблема с идентификацией самого факта наличия таланта в конкретном человеке, а также определения реальной степени его талантливости далеко не так проста, как это может показаться на первый взгляд. При более глубоком погружении в этот вопрос, выясняется его, как минимум, многогранность. А иногда еще и многослойность. Дело в том, что подавляющее большинство людей абсолютно уверено в своей способности отличать действительно талантливого человека от обычного. Но, чаще всего, такие эксперты, что называется, садятся в лужу, даже при самых простых заданиях. Они с радостью объявляют талантливым человеком в том случае, когда, на самом деле, у него имеются лишь небольшие способности. Да, такого рода способности имеются далеко не у каждого, но от этого размер их реальной величины никак не может стать принципиально большим, нежели есть на самом деле – предельно символическим (по большому счету), не говоря уже о том, что большинство даже не подозревает о существовании градации таланта: 1. небольшие способности. 2. средние способности. 3. талант. 4. большой талант. 5. гениальность.

Не говоря уже о том, чтобы в своих логических построениях адекватно учитывать эту условную градацию (иерархию) с большим числом очень тонких и очень сложных параметров (о существовании которых большинство не только не знает, но и не догадывается, да и, собственно, в принципе не стремится узнать их вообще когда-либо) интеллектуального и психологического, эстетического и духовного плана. Но только их одновременное, так сказать, комплексное применение дает возможность синтезировать действительно адекватную оценку способностям конкретного человека и уровню гармонии личности в целом, степень реальной перспективности занятия человеком конкретным видом деятельности.

Это, на первый взгляд, формальное различие между способностями и талантом в обиходном употреблении обоих понятий играет не просто некоторую, а очень важную роль. Игнорирование которой приводит к многочисленным недоразумениям очень серьезного характера, а, в ряде случаев, даже к крупным драмам и трагедиям. Ведь человеку порой с детства внушают то, что он талантлив. А когда жизнь устраивает ему серию серьезных проверок на наличие действительно большого таланта, то выясняется то, что на самом деле, если и есть, то всего лишь небольшие способности. В результате чего возникает закономерное глобальное разочарование в себе, и в жизни. Иначе говоря, большая психотравма, отзвуки которой, в лучше случае, будут звучать всю оставшуюся жизнь этого человека. Если не возникнет тяжелый психический срыв, приводящий обычно к злокачественной шизофрении.

Вот вам и результат «небольших» неточностей в формулировании своих мыслей о талантливости другого человека. Тут уже возникает совершенно другая, еще более серьезная и глобальная проблема: нельзя произносить что-либо без предварительного осмысления того, что нужно сказать, как сказать и когда именно это сделать. Все имеет свой смысл и поэтому просто болтать о серьезных вещах не только не очень желательно, но в ряде случаев небезопасно. Например, незнание и непонимание фундаментальных психологических и духовных законов Жизни приводит многих людей к жесткой и категоричной критике очень сложных, многогранных, глубоких и весьма изощренных явлений жизни. В том числе, достоинств и недостатков человеческой личности, отдельных поступков, творческой деятельности, наличия или отсутствия таланта. Иначе говоря, того, что находится в компетенции Высших сил.

В результате получается так, что тот или иной конкретный человек буквально унижает и оскорбляет достоинство Высших сил. За что будет обязательно очень серьезно наказан большой и сложной проблемой или неприятностью, драмой и трагедией. А оно вам нужно? Вот именно! Поэтому, даже в тех случаях, когда вы абсолютно уверены в своей правоте, старайтесь не использовать небрежных (о явно унизительных или оскорбительных речь уже не идет) интонаций в голосе, мимических реакций и жестов, формулировок, стилистических оборотов и конкретных эпитетов в своих оценках чего-либо. Пути Господни неисповедимы. Так было, есть и будет всегда. Ибо, что один глуп, а другой умен, есть проявление воли Высших сил. Как и в случае, когда один талантлив, а другой является не посредственным, а обычным человеком. Такая формулировка звучит более приемлемо и удобоваримо, но комментировать волю Высших сил очень опасно. Ибо, от прокурора можно где-то спрятаться (хотя бы чисто теоретически), а от Высших сил спрятаться невозможно никому и никогда. Они найдут любого человека и накажут его за легкомысленность и сумасбродство, самоуверенность и самовлюбленность, категоричность и прямолинейность, за незнание и непонимание законов Жизни, как и за нежелание их узнать, понять и учесть в своей жизни.

Умственная и душевная лень, которая стала в последнее время особенно распространенной, никак не способствует тому, чтобы Высшие силы делали какие-либо существенные подарки лентяям. Более того, для отрезвления того или иного человека (а иногда и группы людей и даже целого народа) Высшие силы посылают ему очень серьезные испытания, экзамены на уровень жизненной мудрости, требующие от него принципиально более развитого ума, психологических свойств личности, более выраженной органичной одухотворенности. Но большинство и в этом случае ведет себя совершенно неадекватно. Оно в сердцах корит Жизнь за ее якобы несправедливое отношение к нему и принципиально предпочитает оставаться прежним. Положительный сдвиг даже на один процент в развитии своей личности считает совершенно нецелесообразным. Грубо говоря, полностью бессмысленным. Ибо это, по его мнению, не несет быстрого и большого конкретного результата в виде личной моральной и материальной выгоды.

А потом мы сильно удивляемся тому, что Высшие силы в нашем следующем воплощении поместили нас в камень, растение или животное для прохождения необходимых уроков Жизни. Да, собственно, воплощения в тело без руки, ноги или другой части тела не намного лучше выше перечисленного. Или, как и вселение в тело умственно отсталого человека. Вот как. Жизнь строит судьбу и отдельного человека и всего человечества по своим законам, независимо от того, что по этому поводу думает кто-то, возомнивший себя особенно умным. Но «незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение». Это нужно знать и помнить всем «мудрецам». Еще Сократ в порыве откровенности воскликнул: «Я знаю лишь то, что я ничего не знаю». А это был мудрейший человек своего времени. Многим было бы полезно брать с него пример. Собственно, и совершенные интеллектуалы говорят о том, что, чем больше они узнают в своей узкой области знания за 40-50 лет ее серьезного и глубокого изучения, тем яснее представляют гигантские масштабы того, что пока еще остается вне их поля зрения.


Адекватное отношение к мирской славе
Известность и популярность, безусловно, приятны каждому человеку. И тот, кто категорически убежден в том, что мирская слава ему абсолютно безразлична, выглядит, по меньшей мере, странно. Это с одной стороны, а с другой – в жизни во всем желательно иметь чувство меры. Необходимо понимать, что слишком внимательное отношение к мирской славе способно активировать в человеке банальное тщеславие, действующее разрушительно на его духовный мир, эволюцию его личности в целом и развитие его способностей, в частности. Все происходит очень постепенно, а поэтому почти незаметно для относительно внимательного к своему внутреннему миру человека. Желательно знать и понимать тот момент, что Господь создает мирскую славу для того, чтобы в определенной степени подпитать нашу низкую человеческую сущность. Которая очень часто стремится выступить в роли антагониста нашему высшему началу – духовному. И, таким образом, дестабилизировать и дезорганизовать, дисгармонировать все интеллектуальные и психологические процессы, идущие внутри нас хотя бы с минимальной духовной подоплекой. По мнению классиков психологии в этом процессе активное участие принимает и наше личное подсознание, и коллективное подсознание.

При даже относительно глубоком анализе ситуации выявляются весьма интересные и отчасти непривычные особенности и закономерности мирской славы. В частности: в подавляющем большинстве случаев проявление восхищения талантливым человеком в стандартном варианте вызвано совсем не теми желаниями людей, которые им в таких случаях обычно приписывают. На самом деле, широкими массами людей, далеких от понимания профессиональных тонкостей и нюансов в сфере деятельности талантливого человека и осознания дифференцированного отношения к различным степеням, как одухотворенности творчества творческого человека, так и граням и степеням изощренных эстетических понятий и явлений, хочется не поддержать и одобрить талантливого человека. А, таким образом, утвердиться в собственных глазах и общественном мнении в том, что они, якобы, ничуть не хуже большинства разбираются в этом престижном общественном явлении (творчестве талантливого человека, получившего общественное признание).

Потребность в удовлетворении чувства собственной значимости руководит, на самом деле, людьми. И это подтверждается тем, что когда пик славы конкретного человека проходит, большинство может стать к нему абсолютно равнодушным. И тут уж о какой–либо сознательной и целенаправленной поддержке говорить уже не приходится. Таковая в подобный момент времени представляется большинству совершенно бессмысленным занятием, нелогичным, непрестижным и т.д. И тут же толпа начинает славить нового кумира, которого спустя некоторое время также легко и непринужденно, без особых сомнений и колебаний забудет. И, если не навсегда, то до того момента, когда восхищаться им станет вдруг вновь престижно. Стереотипное мышление чуждо творческому подходу в оценке интеллектуальных и психологических, духовных и эстетических явлений Жизни. И вообще каких–либо явлений. Человек со стереотипным мышлением считает, что чем громче он будет кричать «браво» или «молодец», тем ярче проявит «особое» содержание своей личности в общественном мнении. Сюда же относятся громкие и продолжительные аплодисменты, дарение больших букетов. Вот, мол, какой я большой ценитель прекрасного, смотрите на меня все, завидуйте мне, восхищайтесь мной, моим ходом мыслей и чувств.

Конечно, полагать, что такое тщеславное восхищение присуще абсолютно всем, было бы неправильно. Среди общей массы, возможно (но совершенно не обязательно) найдется и истинный ценитель, тонко чувствующий все нюансы и тонкости творческой деятельности талантливого человека. Но, как показывает сама жизнь, таковых всего один – два человека на тысячу.
 
Которые, кроме всего прочего, в своей оценке ориентируются не на общественное мнение (которое нередко может быть и ошибочным) и не на свои личные субъективные мнения и представления, а на классические критерии гармонии интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера.
Реакция толпы на талантливого человека выходит из собственных мелких амбиций, в том числе тщеславного характера. Быть может, именно поэтому эта реакция так сильно способна действовать и на тщеславие самого таланта. И, к сожалению, чаще всего действует. Особенно в тех случаях, когда уровень талантливости кумира минимален или отсутствует вообще. Или же, когда вся деятельность «кумира» имеет своей целью удовлетворение наиболее простых (а иногда и примитивных, и низменных) желаний толпы. Без каких–либо существенных ориентиров на классические ценности.

Поклонение толпы – это поверхностное и легкомысленное, формальное и стереотипное явление жизни. Никакой существенной ценности оно никогда не имело и никогда иметь не будет. Ибо, ими движет эгоистическое стремление людей, а не забота о благе кумира. Данная тенденция подтверждается еще и тем, что отношение толпы к реальным талантам, но не получившим формального общественного признания, весьма прохладно, если не абсолютно безразлично. А интеллектуальные и психологические способности таланта уже проявились и могут быть оценены. Но остаются вне поля зрения, что называется. Конечно, когда из пятисот тысяч жителей пятьсот приходят в театр (один из тысячи), то вероятность наличия среди них истинного ценителя творчества многократно возрастает, хотя и не является обязательной гарантией его наличия, даже при такой жесткой статистической выборке.

Как показывает анализ сотен рецензий спектаклей и фильмов, подавляющее большинство рецензентов не знает даже самых простых основных критериев, по которым необходимо проводить анализ. Или же в своей оценке исходят лишь своего личного субъективного мнения, которое к классическим понятиям не имеет вообще никакого отношения. Ибо, она основывается лишь на том фундаменте знаний, которые были получены лишь при некотором осмыслении лишь тех событий и явлений, что произошли в реальной жизни конкретного рецензента. Опыт же всего остального человечества остается, как правило, в стороне от внимания рецензента. Ибо, оно, чаще всего, просто–напросто, не вписывается в простую систему координат конкретного человека в силу относительности ее размера, степени многогранности, сложности и изощренности и прочих фундаментальных параметров. О чем, правда, сам рецензент даже не догадывается, а поэтому категорически убежден в обратном.

Оценка талантом своих трудов
При оценке результатов своего творчества важно не впадать в крайности. Не стремиться ни к самоуничижению, ни к мании величия. Главным критерием полноценности любого творчества является отчетливая положительная динамика в росте качественных показателей. Например, прежняя оценка было 3,5 балла,  а нынешняя 4 балла, условно говоря. Не стоит ждать каких-то грандиозных успехов уже через месяц или даже год творческой деятельности. Конечно, желательно еще и динамика количественных показателей. Хотя и тут все имеет индивидуальный аспект: одни писатели создают роман за 1-2 года, а другие за 10-20 лет. Правда, подавляющее большинство скороспелых романов остается популярными лишь для своего времени. А те, что писались долго и кропотливо, имеют шанс попасть в раздел "классическая литература". Таким образом, задачи у писателей могут быть совершенно различные. Собственно, заведомо ясно, что развлекательное произведение создавать во много раз легче, чем роман с философской составляющей. И большой размер писательского таланта далеко не всегда является гарантией быстрого и большого успеха. Быстро создается только небольшой успех, а большой успех, как правило, создается очень медленно.

Чем раньше начинается творчество талантливого человека, тем меньше на тот момент его жизненный опыт, как и творческий опыт. И поэтому ждать в самом начале обязательных шедевров не обязательно. Но, какая-то минимальная ценность, тем не менее, должна присутствовать.
Очень непросто объективно взглянуть на свои труды, в которые нередко вложил массу умственных, душевных  и физических сил. Старался, что называется, на всю катушку. Но, даже шлифовка граней алмаза – это процесс медленный и постепенный. И, чем больше планируется создать граней и чем более изящный предполагается рисунок, тем медленнее процесс создания бриллианта, которым будут любоваться сотни и даже тысячи лет различные поколения людей.

Очень важно, чтобы творческий процесс шел на порыве вдохновения, когда могут максимально мобилизоваться не только резервы человеческого сознания, но и еще более могущественные силы подсознания. Тогда вероятность получения достаточно качественных результатов будет наибольшей. Другой момент, что обильные усилия, вложенные в подготовительный этап творчества, как правило, с лихвой окупают себя. И тут на первый план может выходить внутренняя организованность человека, его самодисциплина, чувство долга и ответственности, упорство и усердие, трудолюбие и целеустремленность. Играет  роль и умение сознательно создать в себе вдохновение и удерживать его достаточно длительное время. Это умение с годами творчества должно постепенно развиваться и совершенствоваться.

Отработка отдельных элементов творческого процесса тоже требует существенного времени и приложения немалых сил. Если в этом моменте отмечаются определенные ощутимые достижения, то это уже заслуживает определенного количества самоуважения творческого человека.
Работа над развитием своей личности, особенно серьезная и целенаправленная, требует тоже времени и сил. А главное – это то, что эта работа человека, порой трудная и напряженная, остается совершенно незамеченной почти всеми окружающими, в том числе, из ближнего круга общения. Но от этого ценность ее не только ничуть не меньше, а порой гораздо больше.
Первые творческие результаты лучше оценивать не с высоких профессиональных позиций, а с любительского уровня. Если способностей к данному виду деятельности нет вообще или они присутствуют, но в самом минимальном виде, то даже на любительском уровне человек будет смотреться полным дилетантом.

И потом: не нужно сразу сравнивать себя с принципиальными мастерами своего дела. Первая точка отсчета для оценки своего творчества – это обычный человек. По сравнению с которым творческий человек должен выглядеть в определенной степени выигрышно. Вторая точка отсчета – это любительский уровень. Третья – это полупрофессионал. Четвертая – профессионал. Конечно, бывают редкие случаи благоприятного совпадения многих факторов, определяющих успешность творчества. И тогда человек буквально за два-три года переходит с уровня любителя на уровень полупрофессионала. Но существуют разные виды творчества, требующие различного объема усилий на своем предварительном этапе развития (причем, не произвольного, а сознательного и целеустремленного). Самопроизвольное развитие творческих способностей может так и не достичь полупрофессионального уровня или же занять, как минимум, 10-20 лет жизни человека.

Развитие творческих способностей можно сравнить с обучением в средней школе – много предметов различного характера. И закончить школу за 2-3 года не дано никому. Редчайшие таланты заканчивают школу за 5 лет, но их дальнейшая жизнь от этого не складывается принципиально более благополучно. Чаще более проблематично, ибо их уровень социального развития, как правило, резко отстает от уровня интеллектуального развития. И это порождает множество недоразумений и проблем.
Одним из критериев правильного выбора вида творческой деятельности является глубокое чувство собственного внутреннего удовлетворения от получения определенных результатов. А также искренняя и большая радость от самого занятия творчеством. Иногда, правда, у детей от соприкосновения с более серьезным требованием организованности и дисциплины может возникать определенное чувство  неприятия и даже отторжения. Но умный родитель или наставник должен существенно скорректировать систему мотивации ребенка для занятия именно этим видом деятельности. Взрослый человек делает это самостоятельно. В идеале, у человека должно быть большая любовь к тому, что он делает. Тогда и развитие его личности будет идти более успешно и гармонично.

Полезно почитать художественные биографии признанных мастеров вообще и данном виде деятельности, в частности, чтобы понять интеллектуальную и психологическую, эстетическую специфику конкретного вида творчества. Можно также узнать хотя бы некоторые особенности и закономерности творчества каждого из мастеров, и различные сомнения и колебания, их пути решения тех или иных проблемных ситуаций, их особенности построения отношений с окружающими и самими собой, их пути получения озарений, их способы создания вдохновения, их варианты организации предварительного и подготовительного этапа в творчестве и многое другое, касающееся их жизни и творчества.
Необходимо очень осторожно относиться к чрезмерному умилению своих родных (если таковое имеет место быть, конечно), по поводу собственного творчества. Как и к принципиальному его неодобрению. И в том и в другом случае присутствует элемент субъективности различной степени выраженности.

Поиск себя в творчестве
Мысль кажется, на первый взгляд, естественной и закономерной: наиболее успешным у человека будет именно тот вид творческой деятельности, в котором его индивидуальная личностная сущность будет проявляться наиболее полно, ярко и многогранно. Вопрос только в том, чтобы правильно познать себя, особенно свою индивидуальную сущность. Как показали многолетние наблюдения и исследования классиков психологии и философии, а также автора этих строк, большинство людей очень субъективно оценивает самих себя. Можно выделить три условные группы людей в зависимости от сути их самооценки. Первая группа склонна снижать общую ценность своей личности. Иногда, даже слишком. Вторая группа обычно отличается завышенной самооценкой. Третья группа людей характеризует себя в соответствии с распространенным стереотипом о комплекте качеств хорошего человека. К этой категории относят себя даже самые примитивные, глупые, грубые и жестокие люди, не говоря уже обо всех остальных. Третья группа людей при психологическом тестировании ставит себе четыре балла по пятибалльной системе по большинству наиболее важных качеств. Даже в том случае, когда более адекватной оценкой было бы два или три.

Но даже отдельные направления в выбранной области творческой деятельности могут быть весьма различными по удобоваримости для того или иного конкретного человека: от самого мизерного уровня до весьма значительного. Если, например, творчество предполагает наличие у человека высокого интеллекта, а он у него, на самом деле, всего лишь средний (не говоря уже о низком), то такой вид деятельности для этого человека нецелесообразен. Многие виды творчества требуют присутствия тонкой душевной организации исполнителя. Что имеет место быть лишь у одного человека (это в лучшем случае) из пяти-десяти. Подобная пропорция (примерно) распространена и в плане фантазии и воображения, сообразительности и изобретательности, богатой психологической палитры, творческого склада ума, развитого абстрактного и ассоциативного мышления и многих других ценных достоинств ума и души. Проблема заключается в том, что у одних людей есть задатки определенных качеств, которые, при желании и возможности, можно развить до достаточно больших размеров. А вот усилия людей, лишенных задатков редких качеств, будут и в настоящем, и в будущем обречены на неудачу, даже при их самым гигантских размерах. Что называется, перехода количества в качество при этом не произойдет (по большому счету).

Очень влияет на качество творчества и такой показатель, как уровень психологической изощренности личности. Он может быть минимальным, средним и большим. В первом случае, истинное творчество невозможно в принципе. Во втором случае уровень качества творчества будет, в лучше случае, средним. И лишь в третьем случае он может быть высоким. Все истинные профессионалы принадлежат к третьей группе, даже, если они сами этого и не осознают.
         
Еще один очень редкий момент в человеческом обществе – это уровень гармонии личности конкретного человека. Правда, чаще можно говорить о задатках определенного уровня гармонии. У большинства людей уже в пятилетнем возрасте можно определить величину уровня гармонии личности, к которой он сможет придти (но не обязательно придет). Иначе говоря, прыгнуть выше своей головы не дано никому. Другой вопрос в том, что многие необходимые для полноценного творчества качества можно развить в результате долгих и упорных, серьезных и осмысленных, целенаправленных и добросовестных усилий. Если, конечно, задатки этих качеств присутствовали в человеке изначально.

Настоящее творчество должно приносить человеку радость, удовольствие и удовлетворение. Конечно, начальный этап развития творческих способностей, как правило, не связан с особо значимыми достижениями. Хотя, несомненно, что вполне конкретные, соответствующие возрасту человека и его стажу занятия этим видом деятельности, достижения все же должны иметь место быть.
Например, в литературном творчестве у одного человека есть склонность к миниатюрам, у другого – к поэмам, у третьего – к рассказам, у четвертого – к повестям, у пятого – к романам. Один пишет детективы, другой фантастику, третий – приключения, четвертый – романы классического типа, пятый – художественные биографии великих людей и т.д. Но даже в романах классического типа может быть бесконечное множество возможных сюжетных линий, как и типов главных героев. И в одних случаях вероятность успеха будет высокой, а в других гарантированно низкой.
 
Одним из определяющих моментов для уровня качества творчества является одухотворенность человека. Точнее вполне реальный (а не мнимый) ее уровень. К сожалению, 90-95 процентов людей отличаются низким уровнем одухотворенности. Поэтому создать что-либо действительно значительное и прекрасное они не в состоянии. Результаты их творчества, в лучшем случае, будут неплохими с любительской точки зрения. Иначе говоря, с позиции полного дилетанта. Хорошие профессиональные результаты могут возникнуть у людей со средним уровнем одухотворенности. Высокие профессиональные результаты, при наличии творческих способностей, гарантированно могут получиться у людей с высоким уровнем одухотворенности (0,02-0,03 процента).

Один из косвенных показателей, указывающий на наиболее перспективный вид творчества, является тот момент, что при восприятии классического творчества признанных мастеров человек может ощущать интуитивно определенное родство для себя того или иного вида творчества. И более того: при занятии тем конкретным видом творчества, что, условно говоря, предназначен для этого конкретного человека, он будет ощущать наиболее сильное и яркое вдохновение. И чувство удовлетворения будет возникать от такого творчества гораздо сильнее.

Кроме всего прочего, человек может периодически ощущать своего рода неосознанные импульсы к занятию наиболее благоприятным для него видом творчества. Дети, например, в двух-трехлетнем возрасте очень много и активно рисуют, поют, танцуют и т.д. В более зрелом возрасте к человеку приходит большое количество замыслов того, что ему предстоит в своем творчестве воплотить. Только в очень редких случаях, даже среди творчески одаренных людей замыслы могут появляться одновременно в нескольких направлениях. И тут можно идти простым путем проб и ошибок, постепенно познавая именно то, к чему есть у человека естественная природная склонность в наибольшей степени. Хотя периодическое занятие различными видами творчества, уже само по себе, способно еще более энергично способствовать более гармоничному развитию личности такого человека.

Конечно, такие качества, как самодисциплина и самоорганизованность вообще, с детства присутствуют далеко не у всех людей. И поэтому для их развития требуются вполне сознательные и целенаправленные, длительные и планомерные усилия старших людей. Которые, кстати, в ряде случаев, могут указать начинающему творцу на наиболее очевидные ошибки и, может быть, даже подсказать наиболее оптимальные пути решения возникших проблемных моментов (чаще, правда, эта способны делать лишь профессионалы в данном виде деятельности).

Безусловно, в большинстве случаев, оказывается весьма полезным обучение хотя бы элементарным азам в выбранном виде деятельности. И это для того, чтобы творческая личность не тратила массу времени и сил на собственное произвольное постижение этих азов. Что может занимать многие годы жизни. Кроме этого, изучение чисто технических приемов (особенно классического типа) исполнения в живописи, скульптуре, вокале и т.д. может помочь человеку относительно более быстро перейти от наиболее простых форм своего творчества к уже среднему уровню. Конечно, каждый может открыть для себя свою собственную творческую мастерскую с обширным набором средств и способов ведения творческого процесса. Но это будет уже потом, после изучения азов. А не впереди них. Про великих гениев речь, в данном случае, не идет. Хотя, конечно, каждому приятно думать о том, что характер и уровень его личного дарования является совершенно особенным и уникальным не только среди общей массы людей, но даже среди других талантливых людей.
В отдельных случаях это, возможно, и так, но только в отдельных, а не в широких массах людей. И даже среди действительно одаренных людей.

Пресыщение таланта
Талант, как и любой другой человек, нуждается в регулярном притоке положительных эмоций. И даже более того: он нуждается в них в несколько раз больше, чем обычный человек. Ибо, даже относительное душевное равновесие является основой для более или менее полноценного творчества. Упадок душевных сил, чаще всего, препятствует возникновению вдохновения. Без которого истинное творчество невозможно. Вопрос только в том, каким именно образом человек стремится получить наибольшее количество положительных эмоций. Для одних это алкоголь, для других – наркотики, для третьих – женщины, для четвертых – различные (от примитивных до предельно изощренных) развлечения и приключения. Можно даже сказать, что темные силы активно стремятся к тому, чтобы подавляющее большинство людей шло по пути наименьшего сопротивления в решении вопросов, жизненно важного характера. В том числе, притока положительных эмоций – без особого напряжения ума и души человека.

Некоторым, правда, удается отчасти обойтись всего лишь небольшим допингом – кофе. Но и в этом случае это лишь частичное решение проблемы, ибо оно связано с тем, что человек занимается творчеством преимущественно в ночное время. Как, например, Бальзак. Другая сторона медали состоит в том, что к алкоголю и наркотикам развивается в большинстве случаев привыкание и зависимость. В результате чего многие становятся алкоголиками или наркоманами.
Жизнь талантливого человека в несколько раз сложнее и порой драматичнее, чем обычного. Количество стрессов в единицу времени может достигать больших величин.

А душевного комфорта хочется всем. Не говоря уже о том, что для творческого человека свойственна и закономерна повышенная впечатлительность и ранимость (они, конечно, могут встречаться и у обычного человека, но далеко не всегда, а вот у творческого человека они присутствуют как правило), утонченная душевная организация, связанная с повышенной беззащитностью перед различными и многочисленными проявлениями суровой прозы жизни. В числе которых: грубость и хамство, жестокость и агрессивность, неуемная ревность и зависть. Интриганство и авантюризм, наглость и пошлость, подлость и лицемерие, лживость и двуличие, предательство и изощренный эгоизм, бестактность и бесцеремонность, амбициозность и мания величия (как житейская, так и медицинская), равнодушие и формализм, высокомерие и пренебрежение, ханжество и откровенная интеллектуальная и психологическая, духовная и эстетическая примитивность, садизм, различного рода психологические и психические извращения и еще сотни других деструктивных, асоциальных, патологических, своеобразных и странных, декомпенсированных и дисгармоничных явлений.

В том числе, изощренные и целенаправленные унижения и оскорбления, организованная групповая и коллективная психологическая травля, как относительно самой личности таланта, так и результатов его творчества.
Не забудем и о том, что талант нуждается в общественном признании в несколько раз больше не только силу наличия тонкой душевной организации, но и в связи с тем, что развитие творческих способностей практически невозможно без частичного или хотя бы косвенного одобрения хотя бы наиболее значимыми личностями из окружения таланта. Поддержка таланта – это совершенно отдельная тема. Что называется, отдельная песня.

Творческий процесс нередко весьма причудлив даже для самого таланта и, уж тем более, для его окружения. Поэтому рассчитывать на адекватное понимание таких сложных и временами странных тонкостей и нюансов со стороны окружающих таланту, чаще всего, не приходится. А он, как никто другой, так нуждается в понимании, сочувствии, сопереживании. Пусть даже очень незначительном и предельно символическом. И тем не менее.

В результате талант вынужден пользоваться в ряде случаев не искренним пониманием (которое встречается крайне редко даже чисто теоретически), а своего рода его суррогатами. Например, когда собутыльники таланта или партнеры по развлечениям и приключениям после удовлетворения своих наиболее простых физических потребностей нисходят до таланта, проявляя демонстративную снисходительность и великодушие, особую душевную «чуткость». А за неимением иного таланту приходится довольствоваться и этим.

Конечно, когда основная ставка делается на наиболее простых, если не сказать – примитивных развлечениях и приключениях, то такого рода источники положительных эмоций достаточно быстро приедаются. Возникает состояние пресыщения. Ибо, такого рода источники положительных эмоций (в том числе своеобразных, странных, экзотических и особенно внешне ярких и субъективно острых) подпитывают, как правило, лишь низменную часть души таланта. Совершенно не способствуя не только нормальному существованию, но и развитию и совершенствованию его души.

Пресыщение – это мощный и глобальный интеллектуальный и психологический, а иногда и духовный кризис таланта. Требующий от него серьезной и сильной встряски ума и души, для продолжения полноценной творческой активности. Пресыщение требует не просто новых источников положительных эмоций, а принудительно иного типа и вида. И быстро придумать их человеку, уже привыкшему в житейских вопросах мыслить упрощенными категориями, очень трудно, а иногда и невозможно. Предприняв ряд неудачных попыток, талант может впасть в тяжелое отчаяние или даже явную депрессию. Которая, в отдельных случаях, может быть целительной для его духовного здоровья в целом.

Собственно говоря, если человек сознательно выбирает в качестве источника положительных эмоций явления явно деструктивного или дисгармонического характера, то можно с уверенностью предсказать ему, что у него обязательно возникает состояние пресыщения. Что называется, дважды два всегда получается только четыре. И об этом моменте желательно знать понимать и учитывать не только таланту, но и любому другому человеку. Ибо, использование такого рода источников положительных эмоций четко и однозначно влияет на характер развития личности человека, не зависимо от степени его талантливости. И влияние это по своей сути негативное – человек со временем становится все более дисгармоничным. А в худшем случае – еще и деструктивным. Его отношение к себе, к таланту, к жизни, к творчеству, к окружающим становится грубее и примитивнее, теряет утонченность и изящность, даже самые простые элементы интеллектуальной и психологической, нравственной и духовной эстетики. Деградация – это очень сложный, многогранный процесс. Очень постепенный в начальной стадии, а потому почти незаметный, как для самого человека, так и для его непосредственного окружения (о дальнейшем окружении речь вообще вести не стоит). Человек, если и спохватывается, то чаще всего тогда, когда дело зашло уже очень далеко.

Профилактика возникновения пресыщения состоит, в первую очередь, в правильном выборе источников положительных эмоций. Если это музыка, то желательно классическая. Или приближающаяся к ней по уровню изящности и гармонии. Если это книги, то опять же лучше всего классика. Классика психологии, философии, художественной литературы, биографии великих людей. Иногда, исторические произведения. Но, в любом случае, несущие в себе достаточно конкретный и ощутимый элемент гармонии. Как минимум, интеллектуального и психологического характера. А, как максимум, еще и духовного и эстетического плана. Ведь классика, почему и называется классикой, что основана на классических понятиях о гармонии, на вечных и универсальных правилах и законах жизни.

Другой момент, что в современном мире в число классиков искусства пытаются затесаться те, кто к классике не имеет ни малейшего отношения. Не имел, не имеет и никогда не будет иметь. Ведь Гоголь начал писать свои гениальные произведения уже в двадцать лет. Уже в этом возрасте чувствовалось присутствие его большого таланта, который в последующем обретал все новые и новые грани.
Одним словом, талант должен приложить все силы своего ума и души, чтобы избежать возникновение у него пресыщения жизнью.

Принципы жизни и деятельности таланта
В жизни существует ряд законов, которые каждому человеку необходимо знать, понимать и учитывать. Во-первых, закон причин и следствий. Каждое событие нашей жизни в настоящем вызвано нашими мыслями, чувствами, желаниями, стремлениями, поступками в прошлом. А то, что мы ощущаем внутри себя и делаем вне себя в настоящем, во многом определяет наше будущее. Исходя из этого, человек должен постоянно и очень серьезно контролировать все, что происходит внутри него, чтобы отсекать все грубое и примитивное, глупое и пошлое, злое и агрессивное, эгоистичное и лживое, лицемерное и наглое, бесцеремонное и бестактное, ревнивое и завистливое, экстравагантное и демонстративное, своенравное и сумасбродное, легкомысленное и болезненно амбициозное, равнодушное и безразличное, безнравственное и бездуховное, дисгармоничное и деструктивное, самоуверенное и самовлюбленное, недобросовестное и ленивое, непорядочное и хаотичное, безответственное и недостойное, лишенное чувства меры, полностью лишенное утонченности и изящности, тщеславное и алчное, полностью беспринципное и прямолинейное, саркастичное и язвительное, капризное и привередливое, авантюрное и интриганское, нескромное и непостоянное, неблагодарное и пессимистичное, злопамятное и навязчивое, нетерпеливое и нетерпимое, импульсивное и чрезмерно рациональное, стервозное и моменты, содержащие в себе элементы садистского или мазохистского плана, категоричное и с элементом максимализма.

И это лишь минимальное перечисление из того, что необходимо и желательно контролировать в себе из 1500 качеств личности, известных автору. Это то, что по опыту сорокалетних исследований и наблюдений автора, приносит наибольшее зло самому человеку и окружающим, что практически обязательно вызывает духовную и психологическую деградацию личности любого человека. И талантливого, в первую очередь. Ибо, его задатки гармонии личности и творческих способностей вызывают мощное и непрерывное раздражение темных сил. В связи с чем, они стремятся вредить как можно больше и как можно чаще. Создавая проблемные факторы и моменты, как во внутреннем мире человека, так и в его внешней жизни.

Темные силы активны всегда. У них нет перерыва на обед или на сон. У них нет усталости или лени. Они фактически умны и изощренны, внимательны и бдительны, усердны и трудолюбивы, настойчивы и целеустремленны, упорны и добросовестны, имеют богатую фантазию и воображение, виртуозную сообразительность и изобретательность, изворотливость и находчивость, фанатичную преданность своему делу зла, принципиальную ненависть ко всему хорошему и доброму, светлому и красивому, изящному и гармоничному, утонченному и прекрасному.

Это просто-таки фантастически талантливые манипуляторы людьми. Которые, будучи полностью уверенными в своей праведности, тем не менее, творят различные и многочисленные злые дела. Что называется, «благими намерениями дорога в ад вымощена». Этакий элемент фанатичной добродетельности, оправдывающий человека в его собственных глазах при совершении откровенно злых дел. И, в первую очередь, по отношению к тем, кто гораздо умнее, добродетельнее, талантливее, гармоничнее. Именно в связи с тем, будучи марионетками в руках темных сил, большинство обычных людей с такой непримиримой неприязнью относится к действительно талантливым людям. Они не могут им простить своей принципиальной посредственности. Словно именно талантливый человек принял свое личное и сознательное решение вселить в конкретного человека душу посредственной личности. А сам, расталкивая всех локтями, вырвал из рук других людей, исходя из махровых эгоистических соображений, дар таланта. Или получил его в результате многочисленных и изощренных интриг и авантюр от представителя Высших сил, раздающего таланты, по мнению посредственности, всем и кому попало. А его, такого особенного и уникального обошли стороной. И совершенно невдомек такому «аналитику», что «пути Господни неисповедимы». И простому человеку в принципе не дано понять мудрость Господа нашего, как, впрочем, и любых представителей Высших сил, регулирующих жизнь человечества.

И никакие авантюры и интриги в отношениях с Высшими силами невозможны в принципе. У посредственной личности, как правило, самокритичность присутствует (если еще присутствует!) в самой минимальной степени. В связи с чем, ей не понять того, что имеющийся у нее комплект достоинств умственного и психологического характера не в состоянии развить в должной степени творческие способности, имеющиеся у другого человека, до уровня, достойного искреннего общественного признания.
Проблема этой ситуации заключается в том, что большинство людей не знает даже названий многих психологических понятий. В том числе и из имеющихся 1500 человеческих качеств. Но драматизм состоит не в 1500 качествах, а в незнании даже выше перечисленных 60 понятий. Или же понимание этих 60 понятий имеется весьма смутное и туманное, мягко говоря, своеобразное и странное, подстроенное под уровень дисгармоничности каждого конкретного человека им самим для «удобства индивидуального пользования».

Иерархия ценностей простого человека бывает не просто искаженной в значительной степени, а буквально – извращенной, с учетом деструктивных тенденций современного для него общества. И это, как пишут мировые классики философии и психологии,  тенденция для всего мира.

Ревность и зависть внутри таланта
Талантливый человек на первых этапах развития и реализации своего таланта, так или иначе, сталкивается с тем, что многие творческие люди в его сфере деятельности уже получили вполне конкретное общественное признание. Но самое главное даже не это, а то, что сам талант четко и однозначно понимает и чувствует тот факт, что многие из его коллег по творческому цеху действительно имеют собственный талант, который, чем дальше, тем больше будет развиваться и совершенствоваться. И, может быть, размер таланта у некоторых других людей существенно больший, чем его собственный. И темпы развития таланта у них гораздо значительнее.

И вот тут–то и возникает первоначально в душе нашего таланта легкое, и едва приметное чувство зависти и ревности к чужому таланту и его успешной реализации. И здесь особенно важно то, как талант будет реагировать на эту вроде бы случайно возникшую внутри него мысль. Конечно кое–кто из близких таланта может, условно говоря, подлить масла в огонь, растревожив самолюбие таланта, вроде как из самых благих намерений. Искушение получается порой одновременно и внешнее, и внутреннее. Одним словом, достаточно мощное. Человек, хотя бы с минимальной степенью одухотворенности жестоко и категорично отгонит от себя такого рода наваждение, как абсолютно несовместимое с его фундаментальными принципами и убеждениями. А вот тот, кто привык чрезмерно лояльно относиться к своим слабостям и недостаткам, без необходимой степени самокритичности, без особого внимания и бдительности к своим внутренним процессам, в первый раз может отнестись к этому «озарению» вполне себе спокойно и даже нейтрально. И будет совершенно не подозревать о том, что уде угодил в психологическую ловушку злого духа зависти и ревности. Ибо, во второй раз такой человек воспримет происки злого духа уже с минимальной, но все же симпатией. А от маленькой симпатии до большой – всего полшага. А от большой симпатии до всепоглощающей страсти тоже всего полшага.

Которые, на первый взгляд, ничего и нигде принципиально не меняют. Но в комплексе создают проблему такой величины и характера, что делают ее практически неразрешимой. Человек, добровольно впустивший в себя злого духа, освободиться от него в последующем вряд ли сможет. Ибо, подавляющее большинство людей совершенно не подозревают о степени хитрости и коварства, сообразительности и изобретательности, фантазии и воображении злого духа, мощи его интеллекта и изощренности его души. Собственно, люди не понимают ни самих характеристик сущностей, которых мы условно обозначаем как «злые духи», ни самого факта, что они подвергаются воздействию такого рода сущностей. Которые на высоком профессиональном уровне играют на нужных струнах ума и души таланта (и любого другого человека), на его слабостях и недостатках, на белых пятнах внутреннего мира человека, на неподконтрольных территориях внутри человека. И играют лишь те мелодии, что интересны и выгодны именно им, а не кому–либо другому. А выгода состоит в том, чтобы в максимальной степени разрушить даже ту относительную степень гармонии личности, что имеется в таланте.

Ревность и зависть настолько мощно и глобально захватывают человека, что практически полностью отвлекают его от даже самой минимальной программы по развитию своей личности и программы развития своего таланта. Темпы реализации обеих программ, в лучшем случае, резко снижаются, а в худшем случае, – приближаются к нулю. Более того, они вносят элемент дисгармоничности и деструктивности в систему отношений таланта с самим собой и в систему отношений с окружающими. Талант начинает думать не столько о степени одухотворенности своего творчества, сколько о наиболее изощренных интригах и авантюрах против других талантов, способности которых начинают буквально резать глаз и слух, да и остальные органы чувств таланта. И чем чаще и больше талант погружается в этот импровизированный психологический и духовный омут, тем меньше вероятность остается для его обратного возвращения. «Коготок увяз - всей птичке пропасть».

Злой дух всегда найдет нужные аргументы для таланта для того, чтобы убедить его в том, что в успехе другого таланта участвовали еще и многие, мягко говоря, неформальные моменты. Принявшие на себя основную нагрузку по достижению большого успеха. При этом в наибольшей степени обесценив усилия самого другого человека. В голову таланта, наряду с прочими, вкладывается мысль о том, что этому другому таланту помогли привлечь успех его могущественные покровители. Без которых он якобы был, есть и останется навсегда полным нулем. А отсутствие успеха такой величины у самого таланта-аналитика объясняется не отсутствием серьезной и напряженной работы по развитию таланта и его личности, а тем, что у него нет столь же могущественных покровителей. Конечно, в ряде случаев, дело действительно обстоит именно так. Но, совершенно не обязательно, что во всех случаях большого чужого успеха.

Если талант не может смириться с тем, что кто–то может быть более талантлив, чем он сам, и с тем, что Жизнь относится к другому человеку более благосклонно, чем к нему, то такой талант обречен не только на неудачу, но и мощные пожизненные переживания и страдания по поводу несправедливости судьбы и провидения. Каждый должен четко знать, понимать и учитывать закон причин и следствий. То, что человек имеет в настоящем, было подготовлено им в прошлом. А то, что он будет иметь в будущем, готовится им в его настоящем. И никому не дано изменить этот вечный закон Жизни, как впрочем, и все остальные ее психологические и духовные законы.

Самокритичность таланта
На первый взгляд достаточно легкое и однозначное понятие. Но, при более внимательном рассмотрении выявляется его определенная неоднозначность. Во-первых, самокритичность талантливого человека распространяется на его личность в целом, на его жизнь, на его творчество, на эволюцию личности и развитие творческих способностей. Проблема на самом деле гораздо глубже. Все упирается в умение правильно себя любить. Об этом, конечно, разговор отдельный. Но, все же: воспитание человека еще в детстве нередко закладывает основной ракурс восприятия самого себя. Он либо связан с пониженной самооценкой, либо с повышенной (родители непрерывно восхищаются каждым чихом ребенка, каждым самым минимальным его достижением и т.д.). От общей неуверенности в себе происходит и неуверенность, как в самом факте наличия мощных творческих способностей у самого себя, так и величины этих способностей. Даже, если на самом деле они очень большие, яркие и ценные. При повышенной самооценке сомнений в факте наличия таланта не возникает в принципе, как и в его большой величине и ценности. "А вот те, кто, по нашему мнению, не может рассмотреть этого, - это или дураки, или сволочи".
Бывает конечно, и другой вариант, когда определенные способности и даже талант даны самоуверенному человеку.

Очень интересная система ценностным координат бывает у родителей ребенка. Если он зауряден, но послушен – это хороший ребенок. И поэтому все, что он делает – это хорошо. Если же он талантлив, но временами недостаточно послушен (для некоторых родителей отклонение ребенка на десять процентов от их волевых решений – это уже страшное преступление), то это плохой ребенок. И поэтому все, что он делает – это, в лучшем случае, относительно хорошо. А может быть и раздражающим фактором, независимо от своей реальной ценности в системе вечных классических ценностей жизни. Все упирается в чисто субъективную симпатию или антипатию, одобрение или осуждение.

Каждый человек имеет свой индивидуальный комплект достоинств и недостатков, добродетелей и слабостей (которые во взрослом состоянии могут переходить в пороки, тяжелые, грустные, необратимые). Уважать себя человек должен, в первую очередь, за нравственные добродетели, за стремление и умение работать над собой, развивать свой ум и душу, формировать свой характер и мировоззрение. А творческие способности – это уже повод дополнительного уважения к себе в добавок к основному. Но не сам факт наличия способностей, а отношение человека к ним. Тот уровень энтузиазма, с которым человек развивает свои способности. У многих задатки больших способностей так и остаются на уровне задатков, не принеся дополнительной радости ни их обладателю, ни его окружающим, не повысив уровень гармонии ни в обществе, ни во Вселенной в целом. Но остается, правда, смутное ощущение особой ценности этих способностей, создающее завышенную самооценку с достаточно мощной претензией на статус оригинальности и даже некоторой эксклюзивности. Человек требует от окружающих особенного отношения к нему.

Собственно, почему? Что реально достиг человек? Ничего. Поэтому и претензия на особую оригинальность и эксклюзивность превращается в банальный мыльный пузырь. И в некотором смысле житейскую манию величия без какой-либо объективной почвы под собой. По большому счету человек, который по собственной воле зарыл свой талант в землю, не заслуживает не только особого уважения и расположения, но даже минимального стандартного, применимого по всем другим людям. Ибо он, на самом деле, совершил большое преступление перед Высшими силами Вселенной, перед духовными законами Жизни, перед Гармонией. И поэтому заслуживает не одобрения, а серьезного наказания. И очень часто его реально получает, совершенно не догадываясь об истинных причинах своих многочисленных проблем и неприятностей, драм и трагедий.

Существует также такая категория талантливых людей с большим комплектом редких и ценных способностей, но использующих их не на благо окружающим, а для того, чтобы прямо или косвенно обманывая окружающих и манипулируя ими, добиваться для себя удовлетворения чисто эгоистических(а иногда и паразитических) потребностей и интересов. При сознательном и целенаправленном ущемлении интересов других людей. Такие люди, как правило, получают массу личных выгод. Причем, как сиюминутных, так и весьма перспективных. В первую очередь, это выгоды материальные, но, в ряде случаев, к ним добавляются еще и моральные. Но это отнюдь не избавляет их от глобального и принципиального наказания Жизнью. Оно, конечно, не обязательно возникает в следующий день после сотворения человеком очередной интриги или авантюры, но возникает  обязательно и имеет степень драматичности в два-четыре раза больше, чем бывает у человека со средними способностями без творческой изюминки. Это уже двойное преступление в глазах Высших сил. Это дерзкий вызов им, это проявление принципиального сомнения в их безграничном могуществе и мудрости, да и самом их существовании в принципе. Это, можно сказать, откровенная насмешка над чувством достоинства Высших Сил. Что, безусловно, получает адекватную оценку и реакцию с их стороны.

Способности и, тем более большой талант, - это большое исключение для человека стать банальной марионеткой в руках темных сил. Осознание ценности своего таланта способно породить в таланте высокомерие и пренебрежение по отношению к простым людям. Но решение дать талант человеку принимают Высшие силы и поэтому особой заслуги самого талантливого человека в этом нет и быть не может. Уважение может заслуживать лишь то, что человек делает со своим талантом. Но важно не только то, что он делает, но и как он это делает.
Элемент самокритичности талантливого человека должен заключаться в том числе и в том, что каких бы больших вершин в творчестве он ни достиг, у него впереди во много раз больше простора для работы над собой и своими способностями. Абсолютный идеал недостижим. Это задача многих десятков, а может быть и сотен воплощений на Земле.

Самокритичность не должна заставлять творческого человека заниматься постоянным и изнурительным самоедством. Хотя, конечно, периодический серьезный анализ всех положительных и отрицательных моментов в жизни и творчестве не только желателен, но и необходим.  Без него движение вперед невозможно в принципе. Важно, чтобы шло непрерывное развитие способностей и личности, постижение и освоение законов Жизни: арифметика, математика, алгебра, тригонометрия, высшая математика. Вот условная схема эволюции всего сущего во Вселенной, заложенная Высшими силами.

Cнисходительность таланта к себе
Многие люди, считающие себя талантливыми (или, как минимум, оригинальными), полагают, что их статус талантливого человека дает им моральное право относиться к своим слабостям и недостаткам (про странности и «особенности» в таких случаях речь вообще не идет) максимально снисходительно. При этом, чаще всего, такие люди к окружающим относятся весьма категорично и отчасти прямолинейно. Претензия на право снисходительного отношения талантливого человека к себе распространяется, в первую очередь, на порой весьма существенные (и не только) искажения и извращения мировоззрения, серьезные изъяны духовного развития, умственную и душевную лень, неорганизованность и минимальную дисциплинированность, пониженное чувство долга и ответственности перед собой, перед обществом, перед Высшими силами, легкомысленность и поверхностность, своенравность и махровое сумасбродство, пренебрежение психологическими и духовными законами Жизни (которые они ни знать, ни понимать, ни учитывать категорически отказываются).

На самом же деле, некоторая снисходительность к себе талантливого человека необходима. Но она не должна касаться духовных аспектов его личности и его жизни, творчества. А также житейских моментов, которые прямо или косвенно не связаны с его творчеством (при условии, что человек предельно серьезно занимается творчеством и имеет его в числе первостепенных приоритетов своей жизни на деле, а не на словах).
Это может касаться периода дополнительного отдыха после серии часов занятия творчеством или целенаправленным развитием своей личности в рамках личной миссии посланника Высших сил.

При наличии выраженного физического (или душевного) дискомфорта творческий человек может позволить себе сделать паузу в творчестве, без чрезмерного злоупотребления этой льготой для себя. Ибо, он знает то, что дух лени никогда не дремлет и обязательно воспользуется малейшей возможностью дезорганизовать, дестабилизировать и в максимальной степени разрушить, как сам творческий процесс, так и эволюцию личности талантливого человека.

Если перед талантливым человеком стоит выбор: заниматься творчеством или мелкими повседневными делами, не имеющими обязательный фиксации по  времени своего исполнения, то выбор, как правило, может делаться в интересах творчества. Но, при всем прочем, творчество не является освобождением от выполнения главных обязанностей родителя, супруга, родственника, друга, достойного гражданина, порядочного человека. Другой вопрос, что эти перечисленные миссии каждого человека, чаще всего, не имеют жесткой привязки ко времени исполнения. А потому имеют определенную свободу в течение суток, недели, месяца. Вдохновение – это вещь очень ценная и поэтому было бы неправильно разменивать его на повседневную суету, которая может продолжаться круглосуточно ближайшие пятьсот лет существования человечества.

Повышенная снисходительность талантливого человека к темпам развития своей личности в целом и к творческим способностям, в частности, категорически противопоказана. Ибо, она ведет не к ускорению обоих этих процессов, а к существенному замедлению и даже ощутимой дезорганизации.
Конечно, некоторая снисходительность к своим относительным успехам в начале занятия серьезным творчеством имеет определенную степень целесообразности. Но, когда в творчестве постоянно встречаются одни и те же ошибки, без самой символической их коррекции (не говоря уже о ситуации, когда число ошибок возрастает, как и их величина), то снисходительность такого рода вредна для настоящего творчества. Когда, спустя достаточно продолжительное время занятием творчеством нет ни малейших качественных сдвигов, возможно, стоит поставить вопрос о степени целесообразности занятия данным видом творчества. Или что-то принципиально изменить в том, что делается, как, зачем, почему, с помощью чего и т.д. При неизменных исходных данных и сохранении прежней творческой технологии результаты такого творчества будут неизменно минимальными.

Другой вопрос, что творчество выбрано не как цель, а как средство. Например, в системе комплексного воспитания и самовоспитания. Но и тогда ситуация требует более адекватной расстановки акцентов с помощью профессионалов в данной сфере деятельности.

Иногда реальная проза жизни создает такие условия жизни, которые в отдельный момент или период времени негативно влияют на осуществление полноценного творчества, не зависимо от воли и желания талантливого человека. В связи с чем, он может отнестись с определенным снисхождением к количественным и качественным показателям своего творчества. Хотя, быть может, иногда стоит задуматься о том, как можно со временем изменить в лучшую сторону сложившиеся обстоятельства. И для этого, быть может, стоит посоветоваться со своим наставником (если он, конечно, есть) или просто мудрым человеком (как же трудно порой его найти). Или, как минимум, с профессионалом, который может подсказать дополнительные обходные пути решения проблемы. Как минимум, пути повышения качественных и количественных показателей творчества в этой конкретной неблагоприятной для творчества обстановке. И варианты сохранения хотя бы относительного душевного равновесия в стрессовой обстановке.

Иногда талантливый человек, в силу неадекватной самооценки с элементами самоуверенности и самовлюбленности, пытается свое индивидуальное предельно субъективное представление, в значительной степени отличающееся от классических канонов (а не от общераспространенных стандартов и стереотипов, тенденций интеллектуального и психологического, философского и эстетического плана конкретного  общества в конкретный период его развития), выдать за столь же ценное явление жизни, как минимум, или, как максимум, еще более ценное явление (часто даже не в некоторой степени более ценное, чем классические, а принципиально более ценное, иначе говоря, на голову выше). При такой постановке вопроса талантливый человек буквально требует проявления общественной снисходительности к его отдельным (по его личному мнению, якобы второстепенным) нюансам и тонкостям творчества. Сам же он полагает, что только при таком подходе можно адекватно оценить глобальность и масштабность его замысла и его ракурс видения конкретного явления жизни.