Камо

Александр Артуа
Интересно, что было бы, если бы Симон Тер-Петросян  родился не в Гори? Или не подружился бы в детстве с Иосифом? Глупые вопросы. Симон родился в Гори в достаточно обеспеченной семье, и в детстве сдружился с Иосифом Джугашвили. А что было бы, если бы его отец не разорился? Попал бы Симон в "дурные компании"? Но... отец разорился, а Симон пошел по кривой дорожке.
Боевик. Нелегал. Поставщик оружия, боеприпасов для активистов-большевиков, равно как и денег для партийной кассы. Организатор переправки нелегальной литературы через границу. Да и людей возил туда-сюда. Уникальный в своем роде специалист. Человек системы. Ценнейший кадр партии.
Бандит. Разбойник. Контрабандист. Подрыватель устоев (в наше время сказали бы экстремист-террорист).
Назови его так или эдак - один факт неоспорим: его имя осталось в истории.Еще раз: произошло бы это, если бы случай не свел его с товарищем Кобой? Ограбление банка в Тифлисе, сделавшее Камо своего рода звездой, было спланировано им, Кобой. Да и по-крупному, если бы будущий Сталин не привел своего друга детства в партию...не стал бы Тер-Петросян всего-навсего одним из множества тифлисских воров-разбойничков?..
В истории Камо-Тер-Петросяна по большому счету интересны два момента. Во-первых, специфический "менеджерский дар" будущего "вождя народов". Шутки шутками, но операции по экспроприации экспроприаторов, разработанные товарищем Кобой, были удачными. Да и в контрабандных делах он, очевидно, тоже принимал немалое участие. Вряд ли только это определило криминальный аромат, который до сих пор чувствуется на бескрайних просторах нашей родины. Скорее приход такого лидера - это   проявление тенденций того времени, когда все вопросы старались решить наиболее простыми способами. Нет человека - нет проблемы...это же явно отсюда.
Во-вторых, смерть Камо. Вот так много было в Тифлисе грузовиков в 1922 году, и таким вот неосторожным оказался этот профессионал-нелегальщик... Приходит время - и такие люди становятся не нужны. А знают много. И претендуют на многое. Но это - предположение в порядке бреда. Так сказать, вопрос, задаваемый истории. Вряд ли на него будет дан ответ.