11. Индульгенция

Фёдор Тиссен
Перестройки и революции в истории человечества происходили постоянно. Натянет правитель вожжи – народ лебезит, отпустит – готовы сожрать с потрохами. Найти правителя, который сумел бы найти золотую середину очень трудно. Диктаторы народу не нравятся, их свергают и объявляют демократию. Демократы выбрасывают на свалку узду и вожжи. Наступает разнузданность. Анархия. Бардак. Все ждут нового диктатора, он приходит и наводит порядок. Со временем порядок народу надоедает и всё повторяется сначала. Как сказка про белого бычка. Учёные называют это цикличностью. Вроде смены времён года.

В нашем веке всё происходит намного быстрей. Цикличность тоже. Прошли те времена, когда до царя было далеко, а до бога высоко. Сегодня через интернет можно добраться до кого угодно, даже до самого президента и дать ему дельный совет. Вроде бы мелочь, а приятно. Чувствуешь себя ровней с самим президентом и ни за что не отвечаешь.

Давать советы президенту намного легче, чем, к примеру, врачам или лётчикам. Когда самолёт падает в воздушную яму, сердце у всех уходит в пятки. Никто не поднимется и не пойдёт в кабину давать лётчикам советы. Все сидят и молятся на командира, на штурмана и на навигационную систему. Ну и, конечно, уповают на божью милость.

Точно также во время шторма все пассажиры морского лайнера прижухнут, никто не побежит наверх, в капитанскую рубку материть штурмана, капитана и его помощника. Все сидят в своих каютах и уповают на профессионализм капитана. Никого не волнует капитанская зарплата, число комнат в его квартире и площадь дачного участка.
Стоит тем же людям сойти на берег и сесть за компьютер, как всё меняется. Все становятся профессионалами в деле управления не то, что самолётом или морским кораблём, но аж целым государством.

Есть другая крайность. Правитель оборзел, всякий страх потерял, все молчат. Боятся и молчат. Молчат и боятся. Терпят. Когда терпение лопнет, все выходят на улицу, начинают орать и размахивать флагами. Значит началась революция. Будут реформы.

Вот так в середину самых средних веков началась Реформация. Началась она из-за индульгенций. Индульгенция – это что-то типа нашей современной страховки. В жизни всякое бывает, перейдёшь дорогу в неположенном месте, машина объезжает тебя и бамс! Прямо в витрину ювелирного магазина. Кто за ущерб платить будет? Пушкин? Страховка есть. Есть. Повезло. Нет страховки – не повезло.

Страховать от ответственности за всякие грехи – это идея не новая. Ещё задолго до того возникли небоскрёбы страховых компаний этим занималась Католическая Церковь. Её купола тысячу лет были в десятки раз выше всех самых высоких зданий. Церковь страховала не от чего-нибудь, а от мук адовых.

По идее она должна была торговать билетами за вход в рай. Святым вход бесплатный. Грешникам - платный. Но, если вот так вот подумать, то кто тебе поверит, что вечную жизнь в раю можно купить за сотню гульденов. Заподозрят обман и эту сотню не отдадут. Решение нашли простое. Продавать частями, не за вход в рай, а за отпущение грехов. Раньше грехи отпускали бесплатно. Поплакался пастору в исповедальной будке, сказал «я больше так не буду» и живи дальше, пока наверх не позовут. Будто и не грешил. Прощёных через райские ворота тоже пропускал, но страшновато всё же было. Вдруг апостол Пётр не поверит, что ты прощёный и не пропустит. Идти то больше некуда. Только в ад. Как быть? Бумага нужна! С печатью. С подписями. Чтоб апостол Пётр не сомневался. Оплачено. Всё инклюзив.