Память - 3

Юрий Иванович Шмаков
      В эссе “Память – 2” я рассказал о моей научной стажировке в Англии. Здесь я познакомился с необычным человеком Джеймсом Лайтхиллом, одним из выдающихся ученых в области механики и прикладной математики второй половины ХХ века, основоположником аэроакустики. Очевидно, что Джеймс Лайтхилл  в процессе эволюции своего сознания вышел на очень высокий уровень, достиг ВОЗРАСТА (см. мое эссе “Никто ни в чем не виноват”), к которому мы приблизимся, только пройдя еще несколько воплощений в мире плотной материи. Кроме его достижений в науке это подтверждают и другие стороны его жизни и прежде всего его отношения с окружающими его людьми.
     Как я уже писал, когда я, окончив научную стажировку, уезжал из Англии, я пригласил Джеймса Лайтхилла приехать в Киев. Он не заставил себя долго ждать и в августе 1966 года приехал. У меня есть редкая возможность передать его впечатления о его пребывании в Киеве, опубликовав текст письма, написанного им на  русском языке после возвращения из Киева. К сожалению, нет возможности опубликовать оригинал письма, в то время мы еще писали письма от руки, а не печатали их на компьютере.
    
     IMPERIAL COLLEGE  OF SCIENCE AND TECHOLOGY
                UNIVERSITY OF LONDON

                29 августа 1966г.

                Дорогие Юрий и Людмила!
     Вернувшись в Англию, я очень хочу написать письмо мпоим хорошим друзьям в Киеве и сердечно выразить мою благодарность за их гостеприимство, помощь, приятности и доброту ко мне в течение трех чудесных дней, проведенных в прекрасной украинской столице. Совсем в восторге я вспоминаю все события моего Киевского посещения, и особенно восхитительное вечернее гуляние по Петровским аллеям с Вами, когда разговаривали о Вашем семействе и всех аспектах жизни в Киеве. Воскресенье также было великолепный день, когда я смог любоваться огромным множеством форм Киевской красоты….
     Я очень рад, что посетил физматшколу, где директор и его заместитель хорошо мне помогли приобрести идею методов выбора учеников и преподавания. Тоже мне было очень интересно посетить знаменитый Киевский Университет, вопреки отсутствия многих ученых. Катание в автомобиле мне дало полезную картину в то же время древней Киевской Руси с соборами и воротами и современного Киева с новыми строениями за Днепром и метро и тяжелой промышленностью. Кроме того в пляже я смог встретиться с многими молодыми людьми и обсудить с ними многие приятности жизни и в Киеве и в Лондоне.
     Как счастлива Таня и сестра, что у них такая умная и прелестная Мама и такой добрый отец! Без сомнения, Ваши ученики тоже счастливы. Очень редко, что у инженеров такой прекрасный преподаватель математики! С огромным удовольствием я встретился с Таней, которая  весьма милая и красивая девочка, и великолепно поет “Пусть всегда будет солнце”! Очевидно, что у нее великое будущее.
     Так, в воспоминании весь Киев мне кажется покрытым и светом и счастью и красотою. Можно сказать, что я вижу сквозь розовые очки. Но на самом деле розовые очки у меня – Вы! Человеку, посмотревшему красивый город вместе с  двумя столь красивыми людьми, непременно все впечатления являются столь восторженными!
     Я посылаю Вам самые сердечные выражения дружбы и благодарности. У меня очень живая надежда встретиться скоро еще раз с Вами.
     С самыми добрыми желаниями на всю семью,
                Искренне Ваш

                Джеймс Лайтхилл