Хлебушек ЖИТО

Мила Тонова
Волею Судьбы мою скромную персону занесло в Северодвинск. Разгуливая по прямым улицам этого небольшого городка, неожиданно наткнулась на дом, где в детстве жил писатель Валентин Пикуль. Произошло это совсем неожиданно. Была сильная метель, перелезая через сугроб, почувствовала взгляд. Подняв голову, увидела смеющееся лицо пожилого человека на доске,которая была прикреплена к стене деревянного дома. Он как будто мне подмигнул:
  - Привет! Вот и свиделись!

 Боже мой! Да это же автор "Реквием каравану PQ -17"! Мы с мужем зачитывались этой книгой в 80-е годы!Да и другие его произведения доставали в книжных магазинах.
 
 Дом деревянный с красивыми балконами. Такие балконы теперь редко встретишь. Старый Город Северодвинска по-своему уютен и красив. В нем чувствуется еще дух первых строителей. И как не вспомнить годы военного лихолетья,что где-то здесь в войну охранял склады с продовольствием мой дед по линии мамы... А потом бомбили немцы эти склады.Начиналась нехватка продуктов.Пошли на Север караваны кораблей.
Северодвинск помнит это все. Недаром на хлебокомбинате пекут замечательный хлебушек "Жито". Такой хлеб ела только в детстве, когда бабушка пекла в русской печке житники - круглые караваи хлеба из жита.
Ячмень сеяли на свои полоски в каждой семье, убирали вручную серпами, сушили, молотили. Потом зерно перемалывали в муку на жерновах. Все это было еще совсем недавно.В моем детстве)
  Так вот. Хлебушек "Жито" напомнил мне рассказ моей мамы. В войну они жили втроем: она, мама ее и слепая бабушка Степанида. Хлеб пекли наполовину из житной муки и наполовину из полевого красного щавеля.
-А когда в магазине давали по праздникам настоящий хлеб, -рассказывала мама, - то эту половину буханки несла и нюхала по дороге, боясь откусить кусочек.

И мне все видится,как маленькая, одиннадцатилетняя девочка с черной длинной косой идет из школы и несет в руках, как бесценный подарок - хлеб. И нюхает его, как самые чудесные духи.
Так получилось, что хлебушек "Жито" подарил мне кусочек счастливых дней.