Дед Захар

Марк Котляр
Утром в палату положили дедушку Захара... 85 лет... С Луцка что в Украине... Один из соседей спросил:
- Украинец значит!
- Я еврей! Я просто жил в Украине.
Не смотря на свой возраст, дед Захар небывалый живчик! Каждый раз после еды он ходит с полотенцем через плече чистить зубы... Два раза в день отправляется на прогулку вокруг госпиталя... В отличии от других больных он мало спит и постоянно читает...
А сегодня дед Захар, послушав как я достаю отца расспросами о нашей семье, подозвал к себе и заговорил:
- давай я тебе лучше о своей семье расскажу... Я помню первый день войны. Мой папа был начальником маленькой станции у самой границы с Польшей. Он эту должность получил когда наши в 39 году в Польшу вошли. Я помню как 22 июня я выглянул в окно и увидел самолеты с крестами на крыльях! Позвал маму, а она как увидела схватила меня и с криком на пол повалила сразу и под стол поползла. Тут отец позвонил и сказал, что война началась. Сначала немцы не бомбили, просто летали... А к вечеру на станции много народу скопилось и такой крик стоял и суматоха... вот тогда они из пулеметов по толпе очередями стали стрелять... Народ в панике разбежался весь! Потом нас отец в поезд посадил в вагоны для семей железнодорожников и отправил с двумя чемоданами. Все тогда думали, что это не на долго и поэтому в чемоданах одни летние вещи оказались... отец же партийный был... Так вот он там и остался, а мы поехали... Утром нас уже бомбили... Поезд остановился и все из вагонов в россыпную в лес кинулись! Я первым спрыгнул и мать двух моих младших братьев мне из вагона на руки кидала... Никто не плакал, не кричал... Так страшно было! Мама спрыгнула и взяла одно мальца себе и мы побежали к лесополосе... когда спрятались за деревьями и отдышались, то мама закричала... брата убило осколком! На второй день пути нам два вагона взорвали... На третий день бомбили уже реже, а на четвертый и вовсе перестали... Я понял, что мы вырвались! Потом другой мой брат заболел дизентерией и нас с поезда сняли... Так мы от своих отбились! Пока шли в поисках хоть какого-то населенного пункта, брат умер... Потом нас какой-то комиссар на грузовике подобрал и в Котельники переправил... Там мы всю войну и прожили. Трудно было. Мать долго на работу не брали, а один раз хозяин как узнал, что мы евреи так выгнал нас прямо посреди зимы... Я в школу не ходил! Не в чем было... А холода лютовали! Потом меня на фабрику взяли! Дали телогрейку, валенки и паёк! А мать в парткоме отчитали за несознательность и хотели арестовать! Я маме поёк отдавал. Отец чудом выжил! Когда немцы уже вплотную к станции подошли, он на дрезине убежал... Приехал на другую станцию, а там партийные руководители и другие начальники станций никуда не спешат... Ждут что скоро все закончатся! Ну он им все объяснил и они в поезд покидали архивы и сейфы и поехали, но на следующей станции их остановили из-за скопления поездов... Так как все были начальниками, то им выделили помещение на станции чтоб переночевать пока поезда разъедутся... Утром отец проснулся от тишины... Выглянул в окно, а на станции всего один поезд остался... Ночью все партийные начальники отъехали в эвакуацию никому не сказав! Короче говоря, еле-еле они успели в последние вагоны вскочить... Потом отец оказался начальником станции под Сталинградом! Кормили там уое-как и то только солдат кого успевали, но им повезло... На станции разбомбили поезд с продовольствием и они два вагона с едой в снег закопали, а так бы с голодухи померли... А мама на лесопилку грузчиком устроилась и у нее на всю жизнь шрамы на спине от досок остались... но зато там хлеба давали две осьмухи! Так и выжили! Как мы нашли друг друга потом? А родители когда всё началось, договорились чтобы ни случилось писать письма другу другу на адрес одной станции... А когда Харьков освободили и отца там начальником станции поставили, он на ту с танцую позвонил и оказалось, что начальник той станции их письма под стеклом хранил своего стола письменного! Так и нашлись...
А потом я военное училище закончил и только и успел жениться, как нас на секретный объект заслали.... и там всю жизнь я и провёл! Сына вот вырастил. Сын физик, МГУ закончил , но ему тут ничего делать не давали! Говорили, что либо передавай авторство научной работы русскому или хода не дадим... Он в Израиль и уехал. Меня сразу из партии исключили и на пенсию отправили! Но к сыну не пускали, я же не выездной был... Потом жена померла. А как Горбачев пришел сын меня к себе забрал. Тут хорошо, но иногда так домой хочется... к родителям и к жене на могилы сходить... попрощаться!