Как солдат ведьму пуговицей убил

Елена Гвозденко
Сказка- легенда, записанная в Смоленской губернии в 1914 году.

Давно это было, в то время, когда наш царь Петр Ригу брал. В то время была в той Риге тайная королева, родом из Швеции. И была она ведьма, потому как много лет наши войска никак Ригу взять не могли. Не веришь? Так до сей поры сохранился дом, в котором она жила, я и сам видел, там 25 копеек за вход берут. Я там не был, в середке-то, а мне рассказывали, кто побывал. Там все сохранилось: и столы, за которыми ела, и постель ее с перинами да подушками. И все это решеткой огорожено, чтоб не трогали, потому как вещи-то старые, дряхлые, перстом ткнешь – рассыплется трухой. И кони ее стоят, на ступеньку ступишь – ржут все разом. Пружинка там какая-то хитрая. Сам-то я ходил вокруг этого здания, стены толстые в три аршина! И не оштукатуренные, из красного камня, вроде церкви. И следы всякие, видать, как по стенам-то палили. Какие дырки - как чайник, какие с картофелину, а какие и как ведро. Трудно победа далась.

Знающие люди рассказывали, что одолеть Ригу помог простой солдат по имени Алексей. Пришел он к царю и сказал: «Ваше императорское величество! Дозвольте мне попробовать. Я в три часа справлюсь с королевой этой, я обхождение знаю». А царь ему и ответил: «Коли сможешь – честь тебе и хвала».
«Только, ваше величество, коли я ее убью, так и мне смерть тут же будет».
«Тогда в вашу честь я Собор построю, и поминать вас будут каждый день».
Солдат помолился, причастился, честь по чести, и пошел. А солдат тот не простой, он и сам кое-что знал и умел. Знал он, что убить колдунью можно только медью с пуговицы, которая на его мундире. Так он пулю сделал, зарядил ружье и сразу же убил. Этих ведьм ведь ни свинцом, ни оловом не взять, только медью. С тех пор он долго не жил. А ведьма стала и мертвой к часовым являться. Ходит и просит крест с шеи. Они ей не дают, а она грозится ходить и через сто лет. Вот потому в Риге у часовых в будочке крестики на веревочках висят, чтобы, значит, не свой отдавать, коли придет.

Вы вот не верите, но говорят, ее в Москве видели, аккурат у ворот, на которых написано: «В Москве выпью, а в Петербурге закушу». Ей-то что, за миг долетит с нечистым духом-то. И в Риге ведьма с дочкой стоит, памятник такой. Она вроде как на одной ноге, а шприц над ней воду выбрасывает. Сам видел, а вы не верите!

Записана со слов крестьянина Андрея Никифорова в 1914 году (д. Высокое Никольской волости Смоленской губернии).