Дни и Ночи Брамы. Часть 2

Лариса Болотова
    
     Что же происходит со Вселенной и Землёю во время одной из  Пралайе (Ночи Брамы) перед которой, протекли четырнадцать Манвантар, со столькими же их Руководителями и Ману, в конце которых происходит временное Растворение Брамы? В Вишну Пуране сказано:

«В конце Тысячи Периодов Четырёх Веков, составляющих День Брамы, Земля почти истощена. Вечный … Вишну принимает тогда аспект Рудры, Разрушителя (Шивы) и объединяет все свои творения с собою. Он вступает в Семь Лучей Солнца и выпивает все Воды Планеты; испаряет всю влагу, он иссушает таким образом всю Землю. Океаны и реки, потоки и малые ручьи – все испаряются. Насыщенные этой изобильной влагой Семь Солнечных Лучей в силу расширения, становятся Семью Солнцами и, в конце концов, воспламеняют весь Мир. Хари, разрушитель всего сущего, который есть Пламень Времени, Калагни, сжигает наконец Землю. Тогда Рудра, становится Джанарданой, выдыхает облако и дождь».

     Можно ли представить то, что происходит при этом? С точки зрения земной астрономии Солнце расширяется в семь раз и сжигает Землю. Происходит ли это само собой? Нет. То, что человек считает,  как жизнь звёзд и планет, на самом деле управляется свыше.
    
    Что же происходит дальше?

«Когда наступает Маха-Пралайа, обитатели Свар-Локи, Верхней Сферы, встревожены воспламенением, ищут убежища у «Питрисов, своих Прародителей, у  Ману, Семи Риши, у различных степеней Небесных Духов и Богов в Махар-Локе». «Когда последнее место также захватывается пламенем, то все вышеупомянутые Существа, в свою очередь, переселяются из Махар-Локи в Джана-Локу» в своих тончайших формах, предназначенных к воплощению с теми же свойствами, как и прежде, при наступлении обновления мира в начале следующей Кальпы».

     Похоже на сворачивание Вселенной.

«Тучи, мощные и грозные, рождают громы и наполняют всё пространство. Низвергая потоки вод, тучи эти тушат ужасные огни и потоки эти льются беспрерывно на протяжении Ста (божественных) Лет и затопляют весь Мир (Солнечную Систему). Проливаясь каплями величиною в игральную кость, эти ливни покрывают Землю и наполняют Срединную Область  и затопляют небеса. Отныне Мир окутан мраком; и когда всё одушевлённое и неодушевлённое погибло, тучи продолжают низвергать свои Воды …  и Ночь Брамы верховно воцаряется над пространством опустошения».

Это то, что называется в Эзотерической Доктрине Солнечной Пралайей. Когда Воды достигают области Семи Риши и Мир, наша Солнечная Система, становиться одним Океаном, они останавливаются. Дыхание Вишну становиться мощным Вихрем, дующим ещё Сто Божественных Лет, пока не разгонятся все тучи. Тогда Вихрь вновь поглощается; и ТО

«Из чего всё сотворено, Господь, которым всё существует, Он Непостижимый и Безначальный, Начало Вселенной, отдыхает во сне на Шеша (Змий Вечности) среди Бездны. Творец Хари почиет на Океане (Пространства) в образе Брамы – прославляемый Санака и Святыми (Сиддха) в Джана-Локе и созерцаемый святыми обителями Брама-Доки, стремящихся к конечному освобождению, погружённый в мистический сон, небесное олицетворение своих собственных иллюзий … это и есть Растворение называемое случайным, потому что Хари есть его Случайная (Идеальная) Причина. Когда  Вселенский Дух пробуждается, Вселенная возрождается; когда Он смыкает очи, всё падает на ложе мистического сна. Так же, как тысяча Великих Веков составляют один День Брамы …, так и Ночь Его заключает такой же период … Пробуждаясь в конце Ночи, Нерождённый .. вновь созидает Вселенную».

     Это есть «Случайная» Пралайа; что же есть Растворение (Пракритика) Элементов? Парашара следующим образом описывает это Майтрейе:

«Когда в силу бесплодности и огня все Миры и все Ады (Латала) иссушились … тогда начинается стихийное разложение. Сначала Воды поглощают свойства Земли (которое есть зачаток запаха), и Земля, лишённая этого свойства идёт к разрушению … и соединяется с Водою … Когда Вселенная, таким образом затопляется волнами водяной Стихии, её зачаточный аромат поглощается Стихией Огня. И сами Воды  уничтожаются … и смешиваются с Огнём; и вся Вселенная наполняется (эфирным) Пламенем, которое … постепенно распространяется по всему Миру. И в то время, как пространство есть   Пламень … Стихия Ветра захватывает основное свойство или Форму, которое есть Причина Света, и когда это изъято, всё превращается в природу Воздуха. Когда зачаток формы уничтожен и Огонь лишен своего рудимента, Воздух тушит Огонь  и распространяется … в Пространстве, лишённом Света. Когда Огонь сливается с Воздухом, тогда Воздух, сопровождаемым Звуком, источником Эфира, распространяется во всех десяти областях … до тех пор, пока Эфир не овладеет Прикосновением, его рудиментарным свойством, через потерю которого Воздух уничтожается, а Эфир остаётся неизменным; без Формы, Вкуса, Осязания и Обоняния он существует (не) воплощённым и протяжённым и наполняет всё Пространство. Эфир (Акаша), характерное свойство   и основа которого, есть Звук («слово»); один существует, занимая всю пустоту Пространства (или, вернее, занимая всё вместилище Пространства). Тогда Начало (Нуменон?) Элементов поглощает Звук (коллективного Демурга) и  (сонмы Дхиан-Коганов) и все (существующие) Элементы, все, одновременно, погружаются в своё первоначало. Этот Первичный Элемент есть Сознание, соединённое со Свойством Тьмы (Тамаса, вернее, Духовная Тьма), и сам поглощается (Дезинтегрируется) Махатом (Вселенским Разумом), характерное свойство которого есть Разум (Буддхи), и Земля и Махат суть внутренние и внешние пределы Вселенной. Таким образом, как (в начале) существовали семь форм Природы (Пракрити), считая от Махата до Земли, так … эти семь последовательно вновь входят одна в другую».

    «Воды» означает здесь мистическую «Матерь», Лоно Отвлечённой Природы,в котором зарождается Проявленная Вселенная. Семь «Зон» относятся к Семи отделам этой Вселенной или Нуменам Сил, которые вызывают к Бытию. Всё это аллегория.

    Попробуем разобраться в этой аллегории. Земля пахнет, потому что в ней есть вода. Когда вода испаряется из земли, земля теряет это свойство. Говоря о земле, необходимо уточнять, что мы понимаем под этим словом: Земля – как планета, земля – как почва, земля – как поверхность (горы, долины и другое), земля – как вещество.  Следует различать идею и материю, так Огонь может исчезнуть как материя, но остаться существовать как идея. 

   Звук может быть не только слышим благодаря воздуху, но и не слышим например, ультразвук. Под звуком («слово») нужно понимать электромагнитные колебания. Вода – жидкость, то, что меняет свою форму. Огонь – пространство (состояние) поглощения, имеет изменчивую форму. Воздух не имеет формы (границ). Эфир – это чистый свет (То есть холодный свет, отделённый от теплоты). Земной Огонь – это свет и теплота. Эфир – это электромагнитные колебания. Из всего предположенного получаем постепенный переход от твердого состояния - физической материи (вещества) к самому её высшему состоянию к Махату (Разуму) через семь состояний духо-материи.

«Яйцо Брамы (Сарва- Мандала), растворяется в окружающих его Водах с их семью зонами (двипа), семью океанами, семью областями и их горами. Водная оболочка испивается Огнём: Слой (стратум) Огня поглощается стратумом Воздуха. Воздух сливается с Эфиром (Акашей), Первичный элемент (Бхутади, начало или, вернее, причина Первичного Элемента) Пожирает Эфир и сам уничтожается Разумом (Махат, Великий всемирный Разум), который вместе со всеми этими захватывается Природою (Пракрити) и исчезает. Эта Пракрити, по существу, та же, будет ли она разъединена или нет; только то, что разъединено, под конец теряется или поглощается в нераздельном. Также и Дух (Пуме) единый, чистый нерушимый, вечный, «вездесущий есть частица того Высочайшего Духа, который есть Всё. Этот Дух (Сарвеша), который иной, нежели (воплощённый) Дух и который не имеет ни атрибутов имени, ни вида, (наман и джати или рупа, следовательно, скорее тело, нежели вид) или тому подобного … (остаётся) как (единое) Существование (Сатта). Природа (Пракрити) и Дух (Пуруша) и оба претворяются (в конце концов) в Высочайший Дух».
         
   Вамадэва Моделиар описывает грядущую ночь очень поэтично:

«Странные шумы несутся со всех сторон… Это предвестники Ночи Брамы; сумерки подымаются на горизонте, и Солнце заходит за тридцатый градус Макара (десятый знак Зодиака), и уже более не достигает знака Мина (Рыбы).

Постепенно свет угасает, тепло уменьшается, необитаемые места умножаются на Земле, воздух становиться всё более и более разряжённым, источники вод иссякают, мощные реки видят иссыхание волн своих, океан обнажает своё песчаное дно, и растения умирают. Люди и животные уменьшаются в росте ежедневно. Жизнь и движение теряют свою силу, планеты едва движутся в пространстве; они угасают одна за другой, подобно лампе, которую рука Чокры (слуги) забыла наполнить. Сурья (Солнце мерцает и потухает, материя идёт к Растворению (Пралайа), и Брама вновь погружается в …, Непроявленного Бога, и, исполнив свою задачу, - засыпает. Прошёл ещё один День, наступила Ночь – и она будет длиться до будущей Зари.

И вот снова входят в Золотое Яйцо Его Мысль, семена всего, что существует, как говорит нам Божественный Ману. Во время Его мирного покоя одушевлённые существа, одарённые началами действия, прекращают свои функции, и всякое чувство (Манас) засыпает. Когда все они поглощены Высшей Душою, эта Душа всех существ спит в полном покое до Дня, когда она вновь принимает свою форму и снова пробуждается из своей начальной Тьмы».
    
    Манас – Разум можно отнести, как и ум к чувствам человека.

Источник информации книга «Тайная Доктрина» т.1 Е.П. Блаватской.