Дни и Ночи Брамы. Часть 1

Лариса Болотова
   Дни и Ночи Брамы. Таковы наименования, данные периодам, называемым Манвантарой (Ману-антара или между двумя Ману) и Пралайе или Растворением; одно относится к активным периодам Вселенной ; другое к временам относительного и полного Покоя её, всё равно, наступают ли они в конце Дня, Века или Жизни Брамы. Эти  Периоды, следующие один за другим в правильной последовательности, называются так же Малой и Великой Кальпами .. хотя, точно говоря, Махат-Кальпа не есть День, но целая Жизнь или век Брамы. … Малые Кальпы, как Самварта и остальные, - многочисленны. … они бесконечны; ибо … никогда не было первой Кальпы, так же как никогда не будет последней – в Вечности.
    
   Одна Парардха, или половина существования Брамы, в обычном понимании этой меры времени, уже протекла в настоящей Великой Кальпе; название последней Кальпы было Падма или Кальпа Золотого Лотоса. Настоящая есть Кальпа Вараха, Кальпа воплощения «Вепря» или Аватара».
 
   Существует много видов Пралайи, но в древних индусских книгах особенно упомянуты три главных периода.

Первая из них … называется Наимиттика, «Временная или случайная», происходящая из-за промежутков между Днями Брамы; это есть уничтожение всех тварей, всего живущего и имеющего форму, но не субстанции, которая остаётся … до Новой Зари после этой Ночи.

Вторая называется Пракритика и случается в конце Века или Жизни Брамы, когда  всё существующее растворяется в Первичном Элементе для нового образования в конце этой более длительной ночи.

Третья, Атиантика, не касается Миров или Вселенной, но лишь Индивидуальностей некоторых людей. Таким образом, это есть Индивидуальная Пралайа, или Нирвана, по достижении которой нет более возможности нового существования, нет более нового воплощения, как только после Маха-Пралайи. Ночь последней, продолжающаяся 311 040 000 000 000 лет, с возможностью быть почти удвоенной для счастливого Дживанмукта, достигающего Нирваны в ранний период  Манвантары, - достаточно длинна, чтобы считаться вечной, если  и не бесконечной.

Бхагават Пурана говорит о четвёртом виде Пралайи, Нитья или Беспрерывного Растворения, и объясняет её как изменение, которое неуловимо и непрерывно совершается в этой Вселенной во всём, от планет до атомов. Это – рост и увядание, жизнь  и смерть.

… окончательная Пралайа – Смерть Космоса; после которой, Дух его покоится в Нирване или в ТОМ, для чего нет ни Дня; ни Ночи. Все другие Пралайи периодичны и следуют за Манватарами в правильной последовательности, подобно тому, как ночь следует за днём для каждого человеческого существа, для животного и растения. Цикл Создания Жизней Космоса завершился; энергия Проявленного «Слова» имеет своё нарастание, кульминационную точку и убывание, как и все временные явления, как бы длительна не была их продолжительность. Эта Творящая Сила Вечна в своей нуменальности; как феноменальное проявление, в своих аспектах, она имеет начало и потому должна иметь конец. В течение этого промежутка она имеет свои Периоды Деятельности и Периоды Покоя. Это и есть Дни и Ночи Брамы. Но Браман-Нумен никогда не отдыхает, ибо ОНО никогда не изменяется, но всегда есть, хотя нельзя сказать о Нём, что Оно где-либо пребывает.

   Источник информации книга «Тайная Доктрина» т.1 Е.П. Блаватской.