Баян Нoger

Николай Ишимов
   
    Часть первая.Коммиссионка.
 В году 1955 в г.Троицке , в коммиссионный магазин сдали  немецкий баян.По давнему уговору  директор  магазина позвонил своему знакомому-моему дяде. Баян  был им успешно  выкуплен за объявленную сумму в... 120 рублей -даром, прямо скажем.
    Часть вторая. Немного истории.
Баян был со своей историей: Военный лётчик, родом из Троицка ,  получил этот баян в подарок от своего друга  американского лётчика в годы войны и сдал его в коммиссионку , в числе имущества супругов , подлежащих разделу при разводе. (Как мне стало потом известно , баян выпущен в Американской  мастерской , которая была  эвакуирована  перед войной из Германии , подальше от гонений на евреев.Название ему было HOGER (ХОГЕР).
    Часть третья.Знакомство
 Когда я его увидел лет в десять, ещё не очень разбирался в свойствах баянов, но мне он понравился : Красный ,небольшой перламутровый и играть на нём было--одно удовольствие.Не имея  регистров ни правой ни левой стороны имел великолепное почти  аккордеонное  звучание.Звук его шёл при любом усилии на ремни и при слабом и при сильном, притом с красивым колебанием--реверберацией!После остановки--какое-то время ещё приятно вибрировал, продолжая звучание!  Говорили , что  приезжал троицкий баянист , давал большие деньги , даже предлагал  сделать два баяна--из каждой из великолепных половин --отказал дядя!  Брат мой двоюродный не играл и баян был обещан мне!Я ждал... Целых пятьдесят лет.Вотще.
     Часть четвёртая.Учёба.
  Получил очень начальное  музыкальное образование-шестимесячные курсы баянистов при  Министерстве культуры Баш АССР,в Доме народного творчества  получил удостоверение баяниста. Понимал , что этого мало, но не случилось .Играл в ансамбле танца "Лейсен", в армейском ансамбле. Но выучился на "Учёного агронома"(БСХИ).
     Часть пятая.Новая встреча!
В году 1980-м послали меня в Уфу на курсы повышения квалификации преподавателей машиноведения в школе.Живём в общежитии , курсы  при Сельхозинституте. Часто заглядывал в комиссионные магазины--нет-ли приличного баяна по сходной цене. Ищите и обрящете!В субботу  часа в четыре пополудни в комиссионке на ул.Ленина смотрю--такой же баян! Но не красный , но зеленоватый! Двести рублей! Поиграть! И убедиться , что это  такой же Хогер!Попросил попробовать-пожалуйста! Но вот беда, у меня было тогда обострение хронического отита, уши заложило-не слышу почти.Выход нашёл-при проигрывании взял деку правой клавиатуры ...зубами! Ура! Это то , что я искал столько лет!
      Часть шестая..."Профессионал!"
 Двухсот рублей у меня ,конечно,  не было (как у Карцева  на раков...пяти рублей) ни вчера ни  сегодня! Я попросил отложить  баян.На что  мне предложили оплатить залог-в одну третью часть стоимости  вещи! Но и шестидесяти девяти рублей у меня не было! Ошибку свою я понял, когда случайно услышал, как продавщица в подсобке с надрывом говорила по телефону:"Приезжай , посмотри сам, какой-то профессионал зубами слушал, просил оставить. К счастью  денег у него с собой не оказалось! Но как он играл!"
     Часть седьмая.Не суждено.
 В воскресенье означенный  магазин не работал. За выходной я кое-как назанимал денег ! Пришёл к открытию! Сердце моё готово было выскочить  из груди! Магазин распахнул свои двери, но...баяна уже не было! "Продали в субботу"-сказала продавец.Я попробовал поспорить, мне предложили другой. Другой мне не нужен!Пробовал поспорить-пообещали милицию вызвать!
  Не спетая песня... Но  радостно мне , что на свете есть такие вещи как Баян Хогер или, скажем, швейная машинка Зингер! Есть ,видимо, и другие вещи, которые радуют людей своими свойствами-слава мастерам! Зингер теперь у меня есть-отремонтировал. И аккордеон  немецкий есть,тоже отремонтировал , правда написано , что он детский. Баян "КУНГУР"- привезли из Белорецка-знакомый моего друга увидел баян в кузове минитрактора, вместе с другим мусором -для вывоза на свалку. Привезли его мне, подремонтировал -далеко  нынешним баянам -скворечникам до КУнгурского ветерана! Я доволен! "По одеялу и ноги протягивай!"