Творческое многообразие Евгения Гришковца

      Вся жизнь Евгения Гришковца неразрывно связана с искусством. Он известен как писатель, актер, драматург, режиссер, музыкант и даже блоггер. Откуда же взялись все эти увлечения, и что является главной движущей силой  в повседневной и творческой  жизни человека  по имени Евгений Гришковец? 

      Родился  Евгений Гришковец 17 февраля 1967 года в городе Кемерово. Родители его на тот момент были студентами-второкурсниками. По словам самого Евгения, у них была очень дружная семья. Его родители никогда не бросали его одного и не «сбрасывали» на плечи бабушек и дедушек. Их небольшая семья жила небогато, но дружно. И в этом, по словам Гришковца, и заключалось их главное благополучие. Когда его отец В. Б. Гришковец, будущий кандидат экономических наук, поступил в аспирантуру Санкт-Петербургского экономического университета, вся семья переехала в северную столицу. Этот период своей жизни Евгений Гришковец вспоминает, как период ностальгии по родному городу Кемерово, однако по возвращению домой это чувство сменилось желанием вернуться обратно в Ленинград: «Я был оторван от Кемерова, куда очень хотел, а потом, когда вернулся в Кемерово из Ленинграда, уже обратно хотел в Ленинград все время. Там, в Ленинграде я пошел в 74-ю школу. И еще я ходил в детский сад, недалеко от которого делали конфеты, которыми пропах даже сам детский сад. Я помню, возвращение из Ленинграда в Кемерово было очень удивительным: в Кемерове я говорил, что я из Ленинграда, и ко мне все очень уважительно относились и ждали от меня каких-то особенных знаний по всем предметам. Тогда еще из Ленинграда у меня осталась школьная форма: тогда поменяли форму, была серая суконная, а стала синяя, с нарисованными учебничками на плече. Я приехал с этой формой, а в Кемерове все еще год ходили в серой. В Кемерове, на тот момент, я был очень модный».

      Окончив в 1984 году гимназию № 21, Евгений поступил на филологический факультет Кемеровского государственного университета. На третьем курсе в 1987 году  был призван на службу в армию.  Три года он проходил службу в составе Тихоокеанского флота на острове Русский, в посёлке Заветы Ильича. Во время службы Гришковец принимал активное участие в концертах художественной самодеятельности. Впоследствии он  говорил, что склонен был расценивать это время, как потерянное, ничего ему не давшее в жизни. Однако позже осознал и называл службу в армии важным опытом в своей жизни и судьбе. Армия сформировала характер Гришковца, а также стала важным подспорьем для многих его книг и театральных спектаклей. Его моноспектакль «Как я съел собаку», сыгравший ключевую роль в его творческой биографии, полностью основан на воспоминаниях о службе в армии. И когда в 1998 году  моноспектакль «Как я съел собаку» был поставлен в театре Российской армии, то бывшему матросу Евгению Гришковцу присвоили воинское звание сержант с формулировкой «за пропаганду российского флота».

      Возвратившись в 1988 году домой, Евгений продолжил учёбу в университете, параллельно занимаясь в театральной студии и играя небольшие роли в театре пантомимы. Однако Гришковцу хотелось расширить свои творческие возможности, и вскоре он уехал в Германию. В городе Кельн изучал немецкий язык, знакомился с творчеством европейских театров и пытался закрепиться в новой стране. Но жизнь в Германии оказалась совсем не похожей на его мечты, и в 1990 году Евгений вернулся в Кемерово. Здесь Гришковец создал авторский театр «Ложа», который вплоть до 1997 года ставил по два спектакля в год и часто гастролировал по России.

      После участия в съемках картины «Убить русского», которая стала его дебютной работой в кино, Гришковец в 1998 году переехал в Калининград, где начал работать над созданием новых спектаклей. Живя в Калининграде, он часто бывал на гастролях со своими театральными работами не только в городах России, но и Европы, принимал участие во многих престижных театральных фестивалях в Авиньоне, Вене, Париже, Брюсселе, Цюрихе, Мюнхене, Берлине.

      На московском фестивале «Золотая маска», Евгений представил на суд зрителей свой моно-спектакль «Как я собаку съел». Эта театральная работа была очень тепло принята зрителями и критиками,  и  Гришковец получил сразу две награды фестиваля в номинациях: «Новация» и  «Приз критиков».  А за показ всех моноспектаклей Евгения Гришковца в один день фестиваля «Золотая маска», он внесён в книгу рекордов Гиннесса.

      После этого успеха Евгений Гришковец стал настоящей звездой театральной сцены. Следующая его работа, названная «ОдноврЕмЕнно», повторила успех дебютного спектакля и в полной мере раскрыла творческую манеру Гришковца-драматурга. О своём месте в современном искусстве сам  же Евгений сказал так: «Я считаю, что я принадлежу важному направлению российской гуманистической литературы. Это от Бунина, Чехова».
      Продолжая их традиции, Гришковец также пишет истории из жизни – смешные, трагические, нелепые. В центре его внимания – человек в его повседневности, задерганный буднями и, забывающий о себе.

       Один за другим он ставит свои спектакли на разных сценах. Спектакли: «Как я съел собаку», «ОдноврЕмЕнно», «Дредноуты», «+1»  Гришковец исполнял самостоятельно. А спектакли: «Планета», «По По», «Титаник» - в составе труппы. Его спектакли: «Осада», «Зима» и другие шли также на сценах различных театров в постановке уже других режиссёров.

       В 2012 году был поставлен новый спектакль «Прощание с бумагой», в котором Евгений Гришковец размышляет о том, как электронные носители вытесняют бумажные. Пустота, по мнению автора, сопровождает технический прогресс и ведет каждого отдельного человека к небытию. А в спектакле «Шепот сердца» уже вполголоса или шепотом, Гришковец рассуждает о жизни от имени «сердца».
       С моно-спектаклями: «ОдноврЕмЕнно», «Зима», «Записки русского путешественника», «Осада», «Дядя Отто болен» и другими,  Гришковец выступает не только в России, но и в Австрии, Англии, Германии, Израиле, Польше.

       В начале 2000-х годов Евгений Гришковец начал также работать  и как музыкант. В 2002 году он записал альбом совместно с группой «Бигуди», исполняющей электронную музыку. Сам Евгений признавался: «Я петь не умею. Не то чтобы не умею, а совсем не пою. Мне нравится, как поют другие, и самому хотелось бы петь. Но и первый, и второй альбомы с «Бигуди» - это как раз голос непоющего человека, который может (я так надеюсь, во всяком случае, меня эти две пластинки сильно успокаивают)… может успокоить ещё не одну тысячу человек из тех, которые хотят петь, но петь никогда не смогут. Не потому, что это никому не надо, а потому, что нет голоса, слуха и так далее».
Желая приобщиться к этому искусству, он разработал концепцию вплетения в музыкальную фактуру голоса  человека, который не поет, а читает текст.  Фактически это небольшие эссе, прочитанные под музыку и организованные в куплетную форму. Одной из таких работ стал трек: «Настроение улучшилось». В 2008 году совместно с Ренарсом Кауперсом из группы «Brainstorm» Гришковец записал свою версию песни «На заре» группы «Альянс». В 2013 году совместно с грузинской группой «Мгзавреби» записал альбом «Ждать жить ждать». Музыкальное творчество Евгения Валерьевича также приобрело множество своих поклонников.

      Выступая с театральными спектаклями,  Евгений Гришковец в эти годы также много работал и над созданием своих литературных произведений.  Его первая книга «Рубашка» вышла в  Москве в 2004 году. В этой работе перед читателем раскрывается уже знакомый мир Гришковца, наполненный монологами о сути вещей, беседами, остроумными жизненными ситуациями и оптимизмом, который неизменно помогает главному герою находить выход из любых сложных обстоятельств. Роман «Рубашка» был назван дебютом года в России и включен в число номинантов премии «Букер».
      
      Вторая книга «Реки» вышла в  2005 году.  Это произведение о людях, которые находят причины жить там, где родился, и о тех,  кто нашёл причины, чтобы уехать, о странном чувстве Родины, о странных системах координат во времени и пространстве, вызывающих у читателя улыбку или же заставляющих его плакать.  Затем выходят книги: «Зима»,  «Планка» и др.
      В 2008 году вышла аудиокнига «Следы на мне» в авторском исполнении.  Эта книга состоит из документально повествующих рассказов  о детстве и юности самого писателя.
      «Имена, события, факты и географические названия реальны. Всё остальное - литература», - говорит о своей книге Гришковец.
 
      Весьма популярна,  стала книга  «Асфальт», которая принесла своему автору престижную премию «Серебряный слиток». Книга «Асфальт» повествует о  жизни и переживаниях  бизнесмена Миши, зарабатывающего изготовлением дорожных знаков и разметкой дорог. В спокойную и размеренную жизнь главного героя врывается страшное известие: покончила с собой его давняя и близкая подруга Юля. Произошедшее ломает весь уклад его жизни. Работа, жена, дети, друзья, прошлое, жизнь… - на все герой смотрит уже под другим углом. Юля и её поступок проходят через всю книгу.

      Серия книг Гришковца: « Год жжизни», «Продолжение жжизни». «151 эпизод ЖЖизни», «От жжизни к жизни», «Почти рукописная жизнь» и «Одновременно: жизнь»,  была выпущена на основе его интернет-дневников.

      В 2014 году вышли новые книги: сборник «Боль», состоящий из повести и двух рассказов, пьеса «Уик энд», написанная в соавторстве с Анной Матисон и книга «Сатисфакция» (сценарий одноимённого фильма).

      Гришковец пишет  современные истории о смешных и трагических пустяках, из которых состоит наша жизнь. Бытовая ссора, хронический недосып, разбитая банка с маринованными огурцами… Любая ерунда под пристальным взглядом писателя приобретает размах почти эпический, заставляет остановиться на бегу и глубоко-глубоко задуматься.
 
      Как отметил литературный критик Ян Шекман: «…проза Евгения Гришковца является лучшим лекарством для человека, уставшего от жизненной гонки, за которой он не успевает остановиться и взглянуть на себя в зеркало. Но, соприкасаясь с отражением собственной жизни в литературных героях Гришковца, зритель понимает, что даже незначительные эпизоды, если посмотреть на них с юмором и наблюдательностью, приобретают новый, глубокий смысл».

      Рассказы Гришковца - это  лучшая терапия для человека, задёрганного будничной гонкой и забывающего смотреться в зеркало. Посмотришь - и, кажется, что жизнь твоя не так уж и бессмысленна. Её есть за что полюбить.
 
      Верный своему творческому разнообразию, Гришковец проявил себя и как киноактер. В общей сложности он снялся уже более чем в 10 картинах и в нескольких видеоадаптациях собственных спектаклей. Участие в самой известной ленте «Азазель» по роману Б. Акунина, Евгений Валерьевич вспоминать не любит. По его словам, снимали сериал весело, а фильм получился скверным.  В 2003 году он сыграл Севу в «Прогулке» А. Учителя. В 2005-м Гришковец сыграл писателя Галахова в сериале Глеба Панфилова «В круге первом», снятом по мотивам романа А. Солженицына. В 2016 году Гришковец принял участие в двух фильмах: документальном – «Разбуди меня» и художественном – «Частица вселенной», где сыграл отца Иоанна.

      С  января 2006-го по март 2007 года Гришковец вёл на телеканале СТС свою авторскую передачу «Настроение с Евгением Гришковцом». В рамках своей передачи за 2 минуты он читал по одному монологу на разные темы.

      Несколько лет Евгений вел свой блог в «Живом Журнале» В феврале 2011 года он объявил о закрытии своего блога и начал публикации записей на сайте odnovremenno.com. Туда же был перенесён и архив записей из «Живого Журнала».

      Летом 2012 года Евгений Гришковец принял участие в экспедиции под названием «Русская Арктика» в дальнее Заполярье на судне «Профессор Молчанов». Изначально экспедиция имела одну цель: высчитать всех белых медведей. Во время экспедиции Е. В. Гришковец вел дневник, который в дальнейшем вошел в книгу «Почти рукописная жизнь».

      Евгений Валерьевич Гришковец награжден многочисленными наградами:  премия «Антибукер» за наброски к пьесам «Зима» и «Записки русского путешественника»  (1999г.); национальная премия «Триумф» (2000); «Золотая маска» в двух номинациях - «Новация» и «Приз критики» - за моноспектакль «Как я съел собаку» (2000); «Книга года» за роман «Рубашка» (2004); премия   «Русский бриллиант» в номинации «Исключительность» (2007); медаль «Символ Науки» за развитие научного мировоззрения в спектаклях «Планета» и «Одновременно», за символичную популяризацию знаний (2007); премия «Серебряный слиток» радиостанции «Серебряный дождь» за роман «Асфальт» (2009).
      В  2011 году Евгению Валерьевичу Гришковцу было присвоено звание «Почетный гражданин Калининграда».
      С 2016 года Евгений Гришковец состоит в Совете по культуре при губернаторе Калининградской области А. А. Алиханове.

      Глядя на то, как развивается творчество драматурга, режиссера, актера, писателя, музыканта Евгения Валерьевича Гришковца, можно с уверенностью сказать, что он еще не раз удивит всех  своим многогранным творчеством.



Фото из Интернет.


Рецензии
Спасибо, Катенька, за рассказ о многогранном творчестве актёра , режиссёра, писателя и музыканта- просто не верится,что человек может быть таким талантливым- это чудо! Читала с большим удовольствием- с теплом и нежностью- Татьяна

Татьяна Бродская   27.03.2018 09:41     Заявить о нарушении
Спасибо, Танюша!
Да, творчество у него весьма разностороннее.
Но ведь и мы сами тоже много чем занимаемся.
Ты вот пишешь стихи, прозу, снимаешь фото и видео,
список, я думаю, можно продолжать долго.
Так что и мы не лыком шиты!!!

С улыбкой:
Екатерина

Екатерина Тюшина   27.03.2018 13:13   Заявить о нарушении