Это страшное слово смирение

Георгиевна
Недавно я написала статью  "Господи, сердце чисто созижди во мне..." о том, что если христианин хочет чего-то достигнуть в духовной жизни, то должен встать на путь борьбы с самим собой; со своими страстями; со злом , которое находится в сердце. Но очистив  свое сердце от грязи, мы не должны успокаиваться. Есть такая притча в Евангелии от Матфея: Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого.
 
     Речь о том, что мало избавиться от зла, нужно наполнить свое сердце добродетелями : чревоугодие и блуд заменить на воздержание, гнев на кротость, сребролюбие на готовность помочь нуждающемуся, зависть и осуждение на любовь к ближнему, гордыню на смирение. Святой Григорий Нисский говорит по этому поводу : «идущий путем истинной добродетели не иного чего причастен, как Самого Бога; потому что Он есть всесовершенная добродетель». А что же это такое всесовершенная добродетель-это всесовершенное смирение! Ибо сказал Господь:  возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим!

     Пришли однажды какие-то братия к святому Антонию, и говорят ему: дай нам наставление как спастись. Старец отвечал им: вы слышали Писание? И сего очень довольно для вас. Но они сказали: мы и от тебя, отец, хотим что-нибудь услышать. Тогда старец сказал им: в Евангелии сказано: «аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую» (Мф. 5, 39). Они говорят ему: мы не можем сего сделать. Старец сказал: если вы не можете подставить другой, по крайней мере переносите удары в одну. И этого не можем, отвечали те. Если и этого не можете, сказал старец, по крайней мере не платите ударом за удар. Братия сказали: и сего не можем. Тогда св. Антоний сказал ученику своему: приготовь им немного варева: они больны. Если вы одного не можете, а другого не хотите, то что я вам сделаю?"

      Мы больны, но разве кто-то из нас считает себя больным ?! Мы хорошо кушаем и  регулярно ходим в туалет, мы сладко спим и кошмары нам не снятся. Мы как положено ходим на работу, а в праздники и выходные заслуженно отдыхаем. Мы в полном порядке! Мы в ажуре!  Только вот как черт ладана боимся этого слова "смирение" даже не доконца понимая его значение.

     Вот какое определение этому слову дает преподобный Исаак Сириянин :    
«Смирение есть одеяние Божества. И всякий, облеченный в смирение, уподобляется нисшедшему с высоты Своей… Смирение есть некая таинственная сила, которая заключает в себе всё. Как тень следует за телом, так и милость Божия за смирением».

       Старец Силуан, видевший Господа еще при жизни, так пишет про смирение Христово: «Когда душа увидит Господа, как Он кроток и смирен, тогда она и сама смиряется до конца, и ничего так не желает, как смирения Христова; и сколько бы ни жила душа на земле, она все будет желать и искать это непостижимое смирение, которое невозможно забыть. Смирение есть великое благо, с ним легко и радостно жить, и все бывает мило сердцу. Только смиренным являет Себя Господь Духом Святым, и если не смиримся, то Бога не узрим.

      Смирение есть свет, в котором мы можем узреть свет Бога, как поется: «Во свете Твоем узрим и свет». Господь много пожалел меня и дал мне разуметь, что всю жизнь надо плакать. Таков путь Господень. В смирении Христовом и любовь есть, и мир, и кротость, и воздержание, и послушание, и долготерпение заключены в нем. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет. 5, 5). И чем больше смиришь себя, тем больше получишь дар от Бога. И вот теперь пишу, жалея тех людей, которые подобно мне горделивы и потому страдают. Пишу, чтобы усилились в смирении и обрели покой в Боге.

******************************************************
Так как мы страдаем только до тех пор, пока не смиримся, а как только смиримся, так конец скорбям, ибо Дух Божий за смирение извещает душу, что она спасена."

******************************************************

    Всеми святыми отцами смирение почитается как основа всех добродетелей. При наличии смирения в душе легко развиваются все другие добродетели. Но если нет смирения, то добродетель перестает быть добродетелью; святость переходит в прелесть; дела милосердия, подвиги поста, умерщвления плоти и т. д. совершаются из-за тщеславия и т. п.

Вместе с тем, как пишет прп. Исаак Сириянин: «Смирение и без подвигов многие прегрешения делает простительными. Напротив того, без смирения и подвиги бесполезны, даже уготовляют нам много худого. Смирением соделай беззакония твои простительными. Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели; оно может сокрушить крепость многих грехов. К приобретению смирения надо стремиться непрестанно. И если приобретаем его, то смирение соделает нас сынами Божиими, и без добрых дел представит Богу, потому что без смирения напрасны все дела наши, всякие добродетели и всякое делание».

Об этом в истории Церкви имеется следующий рассказ: одна христианка попала на необитаемый остров и там пробыла сорок лет в подвигах молитвы, поста и всяких лишений. С приставшим к острову кораблем она вернулась на материк. Найдя одного из великих старцев, она рассказала ему про свои пустынные подвиги.
Выслушав, старец спросил ее: «А можешь ли ты принимать поношения, как благовония?» – «Нет, отче», – ответила смущенная подвижница. – «Тогда ты ничего не приобрела за все 40 лет твоих подвигов».

При отсутствии же смирения даже дарования могут быть во вред христианину. Имеется рассказ об одном из отцов, что он в течение семи лет просил Бога о некоем даре, и ему он был дан. После этого он пошел к одному великому старцу и возвестил его о даре. Старец, услышав, опечалился, говоря: «Великий труд». И сказал ему: «Поди другие семь лет моли Бога, чтобы дар твой был отнят у тебя: он тебе не полезен». Пошедши, тот сделал так, пока дар не был отнят у него.

Прп. Антоний Великий говорил: «Если не будет в человеке крайнего смирения, смирения всем сердцем, всем умом, всею душою и телом – то он Царствия Божия не наследует».

Смирение ненавистно диаволу как свойство Иисуса Христа, и он не выносит его, как и крест Господень.

Преподобный Исаак Сириянин пишет:
«Приближается ли смиренный к людям – и внимают ему, как Господу. И что говорю о людях? Даже демоны, при всей наглости и злобе своей, при всей высоковыйности гордыни своей, приближаясь к нему, делаются, как прах; вся злоба их теряет силу, разрушаются козни их, бедственными остаются злоухищрения их».
Духовным очам прп. Антония Великого были открыты все сети диавола, которые он распростер над миром для уловления и соблазна ко греху людей.
Ужаснулся преподобный этому множеству соблазнов и вопросил Бога: «Кто же избегает этих сетей?» – и услышал голос: «Смирение избегает их – они даже и не прикасаются к нему».
Итак, наличие в человеке одного только смирения совершенно освобождает его от нападок и соблазнов и власти лукавого духа.

Вот как говорит о всех плодах смирения архиепископ Арсений:
«Возлюби смирение, ибо посмотри, как оно велико. Смирение привлекает благодать Божию. Смирение убивает гнев и раздражительность. Смирение избавляет душу от всякой страсти и всякого искушения. Смирение дает возможность спокойно переносить скорби и несчастия. Смирение облегчает самые тяжелые труды. Смирение возгревает молитвенный дар. Смирение предохраняет от нравственного падения и подвигает от падения тех, кто имел несчастье пасть.

 Смирение ведет к покаянию. Смирение – это корень для духовного преуспеяния: оно воодушевляет к добродетели и умножает ее. Смирение располагает к себе людей. Смирение разрушает самомнение и бесовскую прелесть. Смирение порождает все дары Святого Духа: духовную опытность, мудрость, воздержание, терпение, любовь, благоразумие, обходительность, искренность, чистосердечие, милосердие. СМИРЕНИЕ-ПУТЬ К СВЯТОСТИ. Смирение наполняет душу радостию и покоем о Господе».

       Я думаю, что этих высказываний людей святых вполне  достаточно чтобы понять, что смиряться необходимо. Это не выдумка попов, которые выполняют заказ правительства, чтобы его граждане были в ярме и не роптали. Даже люди мирские и далекие от религии понимают, что смирение необходимо всем, а не только христианам. Кому не известно изречение: " Если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней". Разве это не о том же самом смирении?!  Сколько таких ситуаций бывает в жизни каждого, на которые  человек не может повлиять : разбили любиму чашку, потеряли дорогую вещь, сорвалось долгожданное путешествие, грубое начальство, уход родителей, непослушные дети, несчастные случаи, зарвавшиеся полицейские, неизлечимые болезни?! Да легче, наверное , перечислить то, на что мы можем повлиять, чем то, что изменить мы не в силах. И если все это воспринимать с раздражением, ропотом, злобой, значит делать свою жизнь и жизнь окружающих тебя людей невыносимой.

      Так будем же смиряться сами, не дожидаясь когда за это примется Господь. А у него для этого выбор небольшой: скорби да болезни. Как-то один монах пришел к старцу и говорит: "Я боюсь, что Господь оставит меня за мое нерадение" И тот ему ответил: "Не бойся, Господь не оставит, или согнет или сломает "

      А закончить хотелось бы словами Достоевского :  «Смирись, гордый человек… Победишь себя, и усмиришь себя, и начнешь великое дело, и других свободными сделаешь, и узришь счастье, ибо наполнится жизнь твоя».
----------------------------------------
   Георгиевна


   Выдержки взяты из статьи Н.Е.Пестова "Современная практика православного благочестия "