В рабочем строю

Александр Бармин
           К юбилею нашей организации решили выпустить праздничное издание. Предложили работникам присылать свои воспоминания. Я отослал эту заметку. В  книгу  она не вошла. Я бы тоже постеснялся печатать такое в праздничном издании.  Тем не менее,   за старание  меня наградили подарочной карточкой  в посудный магазин. Вот эта заметка.

                Дорожная Электротехническая Лаборатория  в рабочем строю

    В ДЭЛ Дальневосточной железной дороги я устроился осенью 1982 года. Тогда пускали электрифицированный участок  Бира – Архара. Электромеханики лаборатории пропадали в командировках. Я был подручным у электромехаников дистанционного управления  Валентина Беднарского и Анатолия Сагдеева. Основное занятие электромеханика ДУ – это добраться до нужной станции. Работы обычно -  несколько минут: заменить предохранитель или жилу кабеля. Распоряжалось лабораторией руководство службы и  старалось поскорее отправить работников на место повреждения. А так как лаборатория не была в штате службы, а была в штате энергоучастка,  то после выполнения работы о людях все окончательно забывали.  Как им возвращаться, что есть и где ночевать – это начальников не интересовало. Зато такое отношение стимулировало работников поскорее сделать работу и вернуться. Так что электромеханики  были народ закаленный и находчивый. Питались салом и сухарями. Беднарский всегда возил с собой мешочек с домашними рогаликами, чем всех и угощал. Кроме чая пили и другие напитки. Правда, достать на линейных станциях выпивку не просто, да и накладно. Ночевали в заброшенных вагонах-общежитиях, на вокзалах, в конторах на столах и стульях. Беднарский планировал поездки так, что можно было поспать в поездах с дальнейшими пересадками на вывозные локомотивы  и путейские мотовозы. В одном пустующем вагоне-общежитии базы маслохозяйства я обратил внимание на бурые пятна на потолке. Пятна были похожи на кровь, но чтобы так забрызгать, нужно литра три, не меньше. Видно, что брызги пытались оттереть, но следы все равно были видны. Беднарский сказал, что это тот самый вагон, который стоял в Лондоко.  Сагдеев добавил, что до этого события электромеханик Буркатский был еще более загорелым, почти черным. Потом я узнал, что же произошло на тяговой подстанции Лондоко в декабре 1981 года.

      Готовились включать тяговую подстанцию.  Все,  кто в Дорожной Лаборатории  мог таскать кабели и держать в руках  отвертку, жили в вагоне-общежитии на открытой части тяговой подстанции Лондоко. Там же и работали. Времени оставалось мало, а тут еще на пересечении каналов загорелся силовой кабель и пожег контрольные кабели вокруг. Сутками меняли и восстанавливали сгоревшее. Неделю проработали, остались на выходные. Еда закончилась, деньги к концу подходят. Люди протрезвели и за выходные сделали больше, чем за всю предыдущую неделю. Свободное время появилось. А выпить не на что. В самом Лондоко два магазина. В одном только коньяк по 13 рублей. А в сельпо водка по 5 р. 30к.,  но  только по блату. В то время электромеханик получал около 10 рублей за рабочий день, командировочные еще 3 р. 50 к. Дороговато выходит. Пораскинули умом  старший электромеханик Николайчук и электромеханик Сагдеев, вспомнили армейские будни, студенческие годы, достали алюминиевый бак, на последние деньги взяли полведра сахару и двухлитровую банку томатной пасты.  Сагдеев даже разделил покупки в разные магазины и разным людям, чтобы смышленые сельские продавщицы не заподозрили неладное. Сделали все по рецепту, а брага стоит три дня и не пузырится. Пропадает продукт.  Но содержимое бака выливать жалко.  Решили обратиться к специалисту. По селектору срочно вызвали на связь электромеханика группы вентиляции Буркатского. Объяснили ему суть дела, да так толково, что остальные, кто селектор слушал, так ничего и не поняли. К следующему утру для срочной работы приезжает Буркатский и везет с собой все необходимое: самодельный аппарат в чехле под видом вентилятора, змеевик в портфеле и специально подготовленный состав из дрожжей прямо с завода. Вечером процесс пошел, забурлила брага, а через сутки можно было уже аппарат собирать.  Беднарского послали  домой за деньгами и едой. С утра  установили на кухне в вагоне аппарат и начали перегонку. Змеевик требовал много снега. Все вокруг вагона соскребли. Стали уже из оврага таскать. Но и эффект был замечательный. Наполнили все имеющиеся банки. Николайчук благоразумно несколько бутылок припрятал по ящикам. Далее все, что выдавал аппарат, коллектив  принялся  употреблять. К обеду многие лежали в вагоне по полкам. Только неутомимый Буркатский таскал снег и наполнял банки и чайники.  Да еще пьяному Сагдееву не сиделось. Пошел, качаясь,  гулять по поселку.  Надо же было так случиться, что именно этой ночью на станции  ограбили магазин и украли ящик коньяка.   Милицейская машина из поселка Теплое Озеро именно в это время проезжала  для проведения следствия. Что может подумать милиционер, завидев пьяного незнакомца? На вопрос: «Где пил?», электромеханик Сагдеев, не думая, указал на вагон. Когда сыщики увидели, что творится в вагоне, то поняли, что в такой ситуации наладчики вряд ли пойдут грабить магазин. Просто предупредили: «Сворачивайте свою деятельность, вечером проверим». Куда там. Кто без сознания, кто ничего не понимает. Только Буркатский, как автомат, кочегарит  и банки подставляет. Вечером сыщики вернулись. Скорее всего, не для порядка, а поживиться.  Николайчук уже пришел в себя и стал милиционеров угощать и одаривать банками с продуктом. Те все удивлялись: «Надо же, никакого запаха». Но тут проснулся начальник лаборатории Троицкий и, видимо не придя в себя, принялся кричать: «Посторонние – вон из вагона, это служебное помещение повышенной опасности. Требую соблюдения». Ну его тут же скрутили и потащили грузить в машину для преступников. И в этот момент раздался дикий рев. Из двери тамбура выскочил полуголый Буркатский, весь облитый чем-то красным и принялся кататься по снегу.  «Да тут убийство! – всполошились милиционеры, - человек весь в крови». Когда разобрались, оказалось, что Буркатский, обнаружив, что поток из аппарата иссякает, решил прочистить трубку и открыл крышку аппарата. В соответствии с законами термодинамики аппарат взорвался, залив все кипящей томатной пастой. На том процесс и закончился. С тех пор цвет лица у Буркатского стал не таким темным, более привлекательным, нежно розовым. Милиция конфисковала все, что смогла найти,  и увезла в Теплое Озеро продукт и Троицкого. Тот по дороге пришел в себя. Милиционеры хотели сдать его в вытрезвитель, но так как по дороге Троицкий не пил, а сыщики то и дело прикладывались к банке, то принимать в вытрезвитель Троицкого отказались. Потому что он был единственным трезвым в этой компании.  Троицкий  нахально потребовал, чтобы его отвезли обратно. Но тут выяснилось, что  водитель уже успел изрядно хлебнуть из банки. Сыщики предложили пленнику ночевать в камере, но он отказался. Устроили они его в кабинете, где и продолжали пить конфискованный продукт почти до утра. Утром Николайчук собрал последние деньги, взял припрятанные в ящиках бутылки и Льва Егорова для солидности. Они отправились  в Теплое Озеро выкупать Троицкого. Там они купили бутылку коньяка и явились в отделение милиции. Все отделение мучилось и держалось за головы. Так что появление парламентеров оказалось очень кстати.  Дело закрыли. Скорее всего, его и не открывали. Подстанцию с небольшими недоделками включили в срок.

   Давно закрыта маленькая станция Лондоко, но 35 лет служит людям малозаметный объект инфраструктуры, подает энергию на тягу поездов.  Всегда   мощно, тихо  и надежно.


   От ДЭЛ ДВжд  в 1981 году тяговую подстанцию Лондоко налаживали:
    Святенький Сергей Николаевич – 1949 г. рождения. В апреле 1982 г. погиб на производстве.
     Троицкий Альфред Иванович – 1940 г. рождения, начальник лаборатории. С 1982 года – начальник тяговой подстанции Хабаровск 2, потом работал в  Амурском сетевом районе, в частной фирме,  умер в 2013 г.
  Николайчук Илья Витальевич – 1955 г. рождения. В 1984 г. по оргнабору ушел служить в уголовный розыск МВД. Погиб в 1994 г.
  Буркатский Анатолий Павлович – 1935 г. рождения. Работал старшим электромехаником группы вентиляции. В 1995 г. ушел на пенсию. Умер в 1997 г.
  Егоров Лев Николаевич – 1944 г. рождения. Работал электромехаником. Ушел на пенсию в 2009 г.  Живет в С. Петербурге.
   Сагдеев Анатолий Шарафович – 1955 г. рождения. Уволился в 1982 году. Работал на ТЭЦ-2. Живет в Хабаровске.
   Беднарский Валентин Владимирович – 1957 г. рождения. Работает в ДЭЛ старшим механиком.