Варвара Андреевна. Глава 1

Александр Эллерт
   Первые лучи солнца только коснулись дома и небольшого парка вокруг, как слуги принялись за свою работу. Июнь выдался жарким и сухим месяцем. Поэтому пока не наступила жара, садовник вышел в сад, чтобы подрезать несколько кустов и срезать розы для хозяйки. Его наняли ещё мальчиком, он помогал бывшему садовнику и учился у него всем премудростям одновременно. Потом он сам стал ухаживать за садом, внося что-то своё  в изменения. Он знал, как любит хозяйка розы, поэтому их в саду было много видов.
   Хозяйка лежала на широкой кровати из дуба, с балдахином. Она была молода и привлекательна. Темные вьющиеся волосы были разбросаны по подушке от плохо проведенной ночи. Уже которую ночь ей снится один и тот же кошмар: ночь, лес, темная фигура вдалеке, ей страшно, и что-то с неведомой силой тащит ее в лес, к этой фигуре.
   Служанка раздвинула тяжёлые темно-зелёные шторы и лучи солнца скользнули на пол и кровать хозяйки. Барыня зажмурилась и потянулась. Молодая девушка, в белом чепце и переднике, подошла к кровати, и пожелав молодой хозяйке доброго утра, поставила у кровати тазик и держала медный кувшин с теплой водой, пока та умывалась. Приведя в порядок волосы и одев хозяйку, она удалилась.
   Молодая хозяйка сидела у туалетного столика и смотрела на свое отражение в зеркале. Как и каждое утро после кошмара, она не могла прийти в себя и собраться с мыслями. Она просто смотрела на отображение молодой двадцатилетней девушки в салатовом платье с белыми кружевами. Когда заглянула служанка и сказала, что завтрак подан, она украсила шею ниткой жемчуга и вышла.
   Девушка спустилась по широкой лакированной лестнице из дуба на первый этаж и повернула направо в гостиную. Там за уже накрытым столом сидела ее бабушка. Женщина почтенного возраста, в коричневом шерстяном платье с множеством кружев. Кружевной чепец с алой лентой на седой голове, хоть волос был и седой, но довольно густой и пышный. Лицо было все в морщинах, местами - глубоких. Она сохранила большинство своих зубов и не нуждалась в протезах. Каждый  день она делала зарядку для рта, чтобы  не западал; для тела - поддержание жизненной энергии; для мозгов - не впасть в маразм.
   Бабушка была в том возрасте, когда плохо видят, слышат, и не всегда все понимают. Тем не менее, она верила в свои зарядки и это давало некоторый эффект.
Увидев внучку, она улыбнулась и протянула руку, чтобы та подошла и поцеловала ее в щеку.
   - Как спала, дитя мое?
   - Плохо бабушка, - слабо улыбнулась она.
   - Опять тот же сон? Я тебе давно уже советовала и сейчас прошу. Поезжай на курорт, на воды. Отдохни. Познакомься с интересными людьми.
   - Ах. Бабушка. Опять вы за свое. Как же я могу вас оставить? Дом?
   - Не волнуйся. Я в порядке. Ничего со мной и домом за месяц не случится. Твое здоровье важнее! Ведь все на тебе. Если бы были живы твои родители... - вынув кружевной платок, она приложила его к уголкам глаз.
   Девушка опустила голову. Все произошло внезапно. Полицейский на пороге с известием о перевёрнутой карете. Туман. Похороны. Люди в черном с большими зонтами, черные вуали, чьи-то вздохи, чье-то сожаление, а она как замороженная. Вроде это все было не с ней, а с кем-то другим. Другая девушка, чужие похороны, а она как-бы сбоку наблюдает за всей этой картиной. Потом... Потом осознание произошедшего. Месяц в кровати, два - в клинике, потом ещё месяц на реабилитацию на курорте у моря. Она так и не смогла понять, зачем надо было срочно ехать к дальним родственникам, с которыми связь была только по большим праздникам в виде поздравления? А ведь ей было всего семнадцать. Теперь двадцать. Все дела ведёт она. Бабушка только подписывает документы. Через год и эта обязанность ляжет на ее плечи. Как пережила? Спасибо бабушке. Это она ее "выходила". Все эти события сильно ее подкосили и за три года она сильно сдала. Стала больше отдыхать и уставать от малейших нагрузок.
   - Варварушка! Кушай! Прости меня за воспоминания.
   - Ба...
   Ее прервал дворецкий, сообщив о госте. Это был молодой сосед двадцати пяти лет. Черноволосый парень, хорошо сложен благодаря ежедневной прогулке на лошади и фехтованию с дядей. Овальной формы лицо и бакенбарды придавали ему некой аутентичности.
   - Варвара Андреевна! - он склонился к протянутой руке девушки.
   Она улыбнулась ему.
   - Анастасия Кузьминична! - он подошёл к пожилой женщине и тоже поцеловал протянутую руку. - Доброе утро!
   - Владимир Петрович! Не соблаговолите ли откушать чаю? - спросила пожилая дама.
   - С удовольствием, Анастасия Кузьминична!
   - Что привело вас к нам?
   - Сегодня чудесный день, Варвара Андреевна! Не окажете ли вы мне честь прогуляться в парке?
   - Я? - удивилась девушка. - Я собиралась заняться делами и...
   - Светит солнце, поют птицы... мой папа; тоже все время в делах, но то отец. А вы так юны и прекрасны, это слишком, чтобы днями напролет сидеть в кабинете.
   - Полностью с вами согласна и поддерживаю ваше предложение. Варвара Андреевна пойдет сегодня на прогулку и на целый день.
   - Бабушка!
   - А чтобы все было в рамках приличий, я пойду с вами.
   - Вы же не ходите? - удивилась Варя.
   - Сегодня гуляния у реки. Я с вами туда дойду и там посижу на берегу, а вы на лодку и по реке, только чтобы я вас видела.
   - Вы что? Все знали? Это вы пригласили Владимира Петровича?
   - Владимир Петрович пришел сам. Я просто, перед его приходом сама хотела тебе предложить прогулку. Но... есть разница? Прогулка со мной или с молодым человеком? Не отвечай. Я знаю твой ответ. Все. Пьем чай и гулять. Мне тоже надо развеяться. Может встречу молодого дедушку?

19.03.2018

***

   - Владимир Петрович! Мне очень приятно ваше общество, но все-же, зачем вы меня пригласили?
   - Просто погулять.
   - Эта наша встреча не первая. Вы редко меня приглашаете и...
   - И это мое упущение. Каюсь. Я часто гуляю неподалеку. Вы все время в делах. Когда я все же решаюсь нарушить ваш покой, вас нет дома.
   - Вы правы, - улыбнулась девушка. - Степан Иванович часто просит поехать проверить работу. Хотя я ему доверяю, как родному.
   - Позвольте полюбопытствовать. Кто это Степан Иванович?
   - Управляющий. Не знаю, чтобы я без него делала?
   Она наклонилась и коснулась кончиками пальцев воды. Локон выбился из-под ее соломенной шляпки и коснулся щеки. В груди юноши все затрепетало. Он позволил себе взглянуть на ее тонкую шею, пока она смотрела на воду. Ее подбородок, такие нежные губы... Он нервно сглотнул и молча греб стараясь успокоиться и не выдать своего волнения. Она закрыла глаза и придерживая шляпку рукой подняла лицо к небу. Ее тонкая оголенная до локтя рука сводила его с ума. Он отвёл взгляд и посмотрел на берег. Анастасия Кузьминична оживленно вела беседу с пожилой дамой, с собачкой.
   - Варя! Вы прекрасны! Если бы умел, я бы попросил вас не двигаться и писал картину!
   Варя посмотрела на Владимира и улыбнувшись сказала: "Спасибо".
   - Ой! Смотрите рыба! - она показала на воду в которой проплыла красная и жёлтая рыбка.
   - Да. Их здесь разводят хозяева.
   - В реке?
   - Не знаю. Знаю только, что мои соседи, во владения которых входит и часть реки, хвастались новым приобретением диковинных рыб. Сегодня решили показать, наверно.
   - Так неожиданно. Сюрприз удался.
   Девушка ещё всматривалась в воду надеясь увидеть другую рыбу и действительно, через некоторое время, она увидела трехцветную рыбу. Она была в черных, белых и красных пятнах. Варя вспленула руками от неожиданности и перегнулась через край лодки, чтобы лучше рассмотреть диковинку. Шляпка упала в воду. Девушка вскрикнула и засмеялась. Было что-то завораживающее в ее искреннем смехе, в ее веселье. У нее даже глаза светились радостью. Она слегка запрокинула голову и у молодого человека перехватило дыхание. Он даже перестал грести и вместе с ней поддался ее веселью. Они смеялись пока лодка не коснулась берега. Парень помог Варе сойти на берег.
   - Варвара Андреевна! - к ним направлялся Варин сосед. - Как я рад вас видеть! Голубушка моя!
   Это был средних лет мужчина, в клетчатом костюме, белой рубашке и сером галстуке. Рыжий кучерявый волос выбивался из-под соломенной шляпы, а густые рыжие пышные усы делали его похожим на всем довольного кота - так по крайней мере ей казалось.
   - Василий Анатольевич! Рада! Как супруга?
   - Завтра приезжает. Была на водах. Меня все время звала, но вы же знаете, все дела, дела. Писала, что там необыкновенно, воздух, климат, природа. Писала, что соскучилась и очень хочет вас повидать.
   - Всегда рада!
   - Да-да. Если позволите, мы завтра к вам и зайдём. У меня все дела знаете ли. Надо моего оболтуса, к бабушке отвезти. Давно просится. У него там знаете ли друзья-товарищи, а у меня дела-дела. Столько дел! Вот и прошу, голубушка, завтра. Послезавтра мне уезжать. Извините, что так сразу. Как говорят: "как снег на голову". Не люблю этого слова. Да, какой сейчас снег, жара, голубушка моя! Так завтра, как приедет, и мы зайдём.
   - Милости прошу! Буду ждать!
   - Да-да. У меня знаете ли дела. Жену давно не видел, а тут уезжать, уж не обессудьте.
   - Приходите обязательно! - приветливо улыбаясь сказала Варя.
   Когда он наконец отошел к другой знакомой, Варя объяснила.
   - Он очень хороший человек. Говорит быстро, как вы уже заметили, а как поет! Заслушаешься. Сына очень любит, жену - обожает. Правда, она не совсем здорова, он все силы прикладывает для ее лечения. Сын у них поздний и единственный. Однажды, он заболел. Он неделю не спал, не отходил от него, ухаживал. И... Выходил. Чудесный у них малыш. Золотоволосый и тоже очень общительный ребенок. Зачем рассказываю? Для меня это пример настоящей любви. Они друг в друге души не чают. Вот видите. Месяц ее не было и чтобы пробыть с ней подольше, он придет с ней и будет слушать нашу дамскую болтовню, хотя ему это совсем не нужно. Когда у него были финансовые трудности, она все ему отдала и заложила все имения которые имела. Это так прекрасно!
   Пока она увлеченно расписывала соседа, парень сделал букетик из полевых цветов. Варя улыбнулась и спрятав улыбку в цветах тихо сказала: "Спасибо".
Прощаясь вечером у порога дома, молодой человек смущённо молчал. Он хотел ещё раз пригласить девушку на прогулку, но когда он коснулся губами ее руки, сердце так билось в груди, что казалось ещё одно бьётся в горле. Он с трудом сказал:
   - Благодарю за проведенный день.
   - Большое спасибо! Мне было очень приятно! - потом с некоторой паузой добавила. - Заходите! Я сегодня чудесно провела время! Хоть и без шляпки!
   Девушка опять засмеялась, чтобы скрыть смущение. Когда он ушел, Варя прошла в гостиную, где был налит чай. Бабушка сидела и ела печенье с вареньем. Она улыбнулась увидев внучку.
   - Как прогулялись?
   - Хорошо.
   - И... Что дальше?
   - Вы о чем, бабушка?
   - Он хотя бы намекнул, что надеется на еще одну встречу?
   - Если да, то я не поняла. Честно - не знаю.
   - Вот молодежь пошла. Ничего не знают. Что сказал при прощании?
   - Что благодарит за оказанную честь.
   - А ты?
   - Поблагодарила.
   - Хм... - недоверчиво-подозрительно посмотрела женщина на внучку. - А мне показалось, что он очень даже тобой заинтересовался.
   Варя пожала плечами.
   - Я говорила с Анной Сергеевной. Ну, знаешь у нее три собаки разных пород. Сегодня она взяла на прогулку шпица. Противная собаченка все время на меня тявкала. Не давала нам поговорить. Так вот. К ней приедет племянник. Ты наверно забыла мальчонку в очках. Сейчас это видный юноша. Он приезжал сюда на денёк. Ты была по делам. А сейчас он приезжает то ли в отпуск, то ли на каникулы. Я не разобрала, а переспрашивать надоело. Так вот он приезжает на целый месяц, а может и задержится.
   - Хорошо.
   - Что хорошо? - не поняла бабушка.
   - Хорошо, что навестит тётушку.
   - Я о другом. Проведала бы соседей.
   - Зачем?
   - Как зачем? - опять не поняла бабушка.
   - Он приедет к тетушке, долго не виделись, пускай пообщаются.
   - Пущай! Но он же не будет день и ночь общаться с тетей-бабушкой. Встретитесь, поговорите. Вы же тоже давно не виделись.
   - Ах, бабушка! Опять вы за свое! У меня дел полно. И так сегодня день прогуляла. Мне работать надо. Завтра управляющий зайдет.
   - Ты прям как наш сосед. Весь в делах.
   - Да. Кстати жена его приезжает. Зайти хотят.
   - Когда?
   - Завтра.
   - С корабля на бал? Пущай заходят. Давно Галину Викторовну не видела. Ты девушка видная, богатая. Замуж тебе пора...
   - Бабушка! У меня завтра гости и дела поместья. Я пойду ещё с бумагами посижу.
   Она подошла, поцеловала бабушку в щеку и ушла. Анастасия Кузьминична только вздохнула и поплотнее закуталась в шаль.

21.03.2018