Херсонес - Байдарские ворота

Николав
     Анна Ахматова не любила распространяться о своём детстве, проведённом у Чёрного моря. Алла Марченко в <Новом мире> №8 1998г. раскрывает детские тайны Ахматовой: <...я последняя херссонидка, т.е. росла у стен древнего Херсонеса (т.е. с 7 лет до 13 лет проводила там каждое лето>.
   
     Херсонес рядом с Балаклавой, Свято-Георгиевский монастырь, хотя официально назывался Балаклавским, в народе слыл Херсонесским. По преданию - это изумительное по дикой красоте место открыли греческие мореходы в 891-м году.

     Точнее, монастырь был между Балаклавой и мысом Фиолет, но Ахматова присоединила Георгиевский монастырь к Балаклаве, чтобы создать своё Херсонесское царство в отличие от открытого ещё Пушкиным.

     Из письма Пушкину Дельвигу (1824):<Георгиевский монастырь и его крутая лестница к морю оставила у меня очень сильное впечатление. Тут же (то есть на мысе Фиолет, в трёх верстах от Свято-Георгиевского монастыря - А.М.) видел я баснословные развалины храма Дианы>.

     В 1820-м году Пушкин вместе с генералом Раевским и его сыном верхом на лошадях через Байдарские ворота прибыли в монастырь, где переночевали. Далее их путь лежал в Бахчисарай.

     Бывали в монастыре и русские цари: АлександрI в 1825-м году и НиколайII в 1916-м.

     Когда я в 1986-м году проезжал через Байдарские ворота из Алупки в Севастополь и обратно, то обратил внимание на красоту дороги и её сложность ( не легче, чем на озеро Рица). На обратном пути, на пятачке у церкви Байдарских ворот, дул очень сильный ветер. Эта церковь была построена братьями Кузнецовыми в честь спасения сестры Марии. На этом месте при спуске от Байдарских ворот лошади Марии понесли. Казалось, что при таком крутом повороте с крутым обрывом, гибель её неизбежна. Но, перед самым обрывом лошади остановились, как вкопанные.

      Со временем Мария разбогатела и построила свою церковь. Она владела фабрикой по выпуску посуды, был магазин по её продаже и в Париже. Кузнецовский фарфор славился по всему миру.