Мир одного атеиста. Г3. Индукция

Логинов Дмитрий
Полную версию можно найти (лучше скачать и читать в word) по ссылке
 
https://yadi.sk/d/4IxlxVqI3SWcmV


ЧИТАЛ:

a. «Объективное знание. Эволюционный подход». Поппер
b. Теорема о неполноте. Гёдель


  События в мире просто происходят,
 а человек наполняет их смыслом.


  Мир изменяется в соответствии с единообразием природы. Единообразие – связь Связей и Положения объектов. Конечному набору объектов соответствует конечный набор связей. Если положение воспроизвести, то объекты через связи окажут друг на друга точно такое же воздействие, как и в первый раз (слабый детерминизм). В природе положения всех объектов, скорее всего, никогда не повторяются полностью. Но конкретное положение объектов определяет связи, а они в свою очередь определяют изменение положения. Таким образом мир упорядочен, а не хаотичен (сильный детерминизм). Это приводит к образованию устойчивых состояний или устойчивой смене состояний. Единообразие природы позволяет в принципе существовать устойчивым системам.


  Для того чтобы адекватно описать некоторую ситуацию, необходимо построить ее модель и дополнить ее некоторым организующим принципом. Как функция задает соответствие между двумя множествами. Именно этот принцип и будет определять адекватность модели. Он также задает существенные связи, которые необходимо отразить в модели, и связи, которыми можно пренебречь. При этом принцип не обусловлен первоначальной ситуацией.


  «Мотылек летит на огонек».

  Нельзя сказать адекватно ли предложение до задания принципа анализа:

 • физический: существуют ли «мотылек» и «огонек», и в каком они отношении находятся;
 • эволюционный: мотылек умер и не оставил потомство;
 • литературный: избитая метафора.


  У животных модели поведения, являющиеся обратными моделями реальности, закладываются при рождении в виде инстинктов. Эти модели уже содержат мотивы и способы их реализации. Принцип задан не явно, но легко восстанавливается: техническая корректировка моделей (красться тише, бежать быстрее) для достижения наилучшего результата (утоление голода, секс…). Такая организация не предполагает анализа и тем более структурного изменения модели. Со всей грязной работой справляется эволюция.


  Индукция – это приспособление разумных организмов, основанное на единообразии в природе. Суть его заключается в выработке новых гипотез на основе предшествующего опыта и проверка их на практике. Это позволяет системе активно усваивать и корректировать по ошибке главные, в смысле жизнедеятельности, связи, в некотором диапазоне сопровождать и предугадывать изменение положения ключевых объектов. Индукция не претендует на истинность и окончательность своих выводов. Но с помощью этого приспособления системы стали значительно жизнеспособнее.


  Когда ребенок бросает разные предметы (или физик проводит эксперимент на ускорителе) у него складывается представление о связи между траекторий, весом, силой броска, размером и формой тела. И когда взрослый здоровый человек возьмет в руки камень, который он еще никогда не видел до этого (или даже видел и бросал), и захочет его бросить, то он сможет предположить, как камень будет лететь и куда упадет. Это предположение содержит не точные данные, а диапазоны величин, и если они преодолены – задача не решена, программа требует коррекции.


  Такие «простые» задачи как учиться бросать камень, ходить и др. в ходе эволюции получили свои закрепления. 1) Т.е. программы, скорее всего, уже существуют, вшиты в нас на физиологическом уровне или усваиваются подражанием, а во время обучения происходит ее корректировка. Этот сценарий самый простой и эволюционно первый.


  Для задач более высокой сложности и/или, которые не имеют готовой программы (задачи обобщения), этот метод не первоочередной. Принцип индукции в таких задачах играет схожую роль: он позволяет перенести, распространить готовые решения на 2) неисследованные области (в которых или мало экспериментальных точек или их нет совсем) или даже на 3) другие сферы по аналогии. В 1) решение происходит интерполяцией экспериментальных данных (затем по обратной связи модель верифицируется). В 2) – экстраполяцией. В 3) - решением по аналогии (электрический и водяной токи). Во всех трех случаях индукция выполняет одну функцию – на основе опыта предлагается решение для конкретной новой ситуации.


  Важное достижение индукции – освоение человеком аксиом и правил дедукции. Если рассуждать как Поппер, что индукции не существует, или она не участвует в жизнедеятельности, то остается вопрос, включает ли Поппер в свою теорию развития знания путем смелых гипотез и их проверок аксиомы логики, на которых построены все теории, включая и его собственную.


  Индуктивное Обобщение – это принцип анализа ситуаций, позволяющий системе на основе предыдущего опыта, построить новую программу по отработке еще не пережитых положений.


  ЧИТАТЬ:

a. Юм, Декарт, Лейбниц и пр.
b. Б. Рассел. Непротиворечивая формализация теории множеств