Грех как нарушение свободы воли

Геннадий Молев
Одни говорят, что мы вольны делать все, что хотим, что мы свободны в своих решениях, но так ли это? Другие же, в свою очередь, обвиняют других в раболепстве, но справедливо ли?  Я хочу построить свое рассуждение на основе библейского текста.

Все, наверное, слышали об десяти заповедях? Но ведь есть еще несколько требований к человеку, которые прозвучали раньше, а именно установление рамок взаимоотношения с Богом, которые прозвучали, грубо говоря, так: «Ты волен делать что хочешь, я отдаю тебе весь мир, пользуйся им, но только не ешь плода с того-то дерева, это для тебя запретно». Что мы видим? По сути говоря, мы видим первое взаимоотношение двух воль, где Бог отдает право распоряжаться человеку над всем миром, но взамен просит лишь одного, чтоб чтили его единственное требование, единственное желание, проявление воли, не есть плод с дерева, которое он объявил запретным. Но человек съел, и произошло грехопадение, произошло первое нарушение чужой свободы воли, воли Бога. Далее взаимоотношения между людьми и Богом регламентируются десятью заповедями, давайте рассмотрим их с позиции свободы воли:

1. Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. (Данную заповедь можно перефразировать как «Бог дал тебе жизнь и свободу, чти и люби его».)

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. (Данную заповедь можно перефразировать как «Не поклоняйся ничему, ни кого не делай своим господином».)

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. (Данную заповедь можно перефразировать как «Не ставь себя выше Бога. Бог как и ты свободен в воле своей, если будет угодно ему, то поможет».)

4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему. (Данную заповедь можно перефразировать как «Живи, работай, но не забывай и об отдыхе и Боге».)

5.  Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле. (Данную заповедь можно перефразировать как «Люби родных своих и прислушивайся к ним».)

6. Не убивай. (Данную заповедь можно перефразировать как «Все хотят жить, как и ты».)

7. Не прелюбодействуй. (Данную заповедь можно перефразировать как «Не будь зависим от желаний тела своего».)

8. Не кради. (Данную заповедь можно перефразировать как «Не забирай того, что находится во владении чужой воли».)

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. (Данную заповедь можно перефразировать как «Каждый желает иметь доброе имя, не обличай напрасно».)

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. (Данную заповедь можно перефразировать как «Не желай того, что находится во владении чужой воли».)

Таким образом, мы видим, что грехом является как нарушение чужой свободы воли, так и проявление безволия со своей стороны. Но давайте рассмотрим, что же говорится в  новом завете? Иисус считает важным из всего одно, произнося: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. »

Таким образом, можно сделать вывод, что Бог сотворил тебя свободным в своих поступках и деяниях, и надо любить и ценить его за это, но не надо забывать, что ближний твой,  как и ты, обладает своей волей, которая свободна в своем проявлении. А значит, что надо беречь, любить жизнь и волю других людей, не забывая о том, что надо беречь и любить жизнь и волю свою. Но как часто мы с вами поступаем, не руководствуясь только своими эгоистическими побуждениями?