Переход из Туркменбаши в Ейск. 1994 г

Александр Дед
 В дожди через палубу мостика на диван в моей каюте опять полилась вода. Попытки заделать цементом сгнившие места, успехов не приносили. "Самотоп", одним словом. Переходим в п. Туркменбаши под загрузку хлопком на Италию. Здесь же опять бункеруюсь левым топливом с буксира.  Хозяин просил еще в Ростове, что если будут такие варианты, заливаться под свисток. Расплатиться по-богатому. Собираю у команды свободные деньги и бункеруюсь на всю сумму.  Денег на питание, так называемый на реке «колпит», Хозяин дал мало. Команда голодает, кокша готовит из ворованной нами турецкой гуманитарки. Мяса на борту вообще нет, поэтому еда вегетарианская. Команда веганов. Гуляем по пустому порту,он пуст. Мастерские закрыты, людей почти нет. По телевизору-«многие лета Президенту». Попали в другое временное пространство.
     Матросик у трапа выпросил на ночь у пацана с причала рачницу. Ночная ловля раков вносит оживление в судовую жизнь. Двое или трое человек,  ловят мелких каспийских раков и тут же варят их в большой кастрюле на камбузе. Каждые 20-30 минут охоты приносят по 8-10 штук. Остальные сидят в столовой и ждут. Раки вываливаются в общую кастрюлю, и мы лущим их, как семечки.  На столах растут горы объедков. Их тоже используют, как приманку.


      Следующий день. Погрузка заканчивается, но  второй штурман за кофе сообщает, что ожидается усиление ветра и шторм. Судно уже слегка покачивает. К Капитану приходят ходоки. Это русские, они просят вывезти в их Россию.  Билетов не купить. Власти распорядились, что в первую очередь, билеты на транспорт покупают туркмены. Остальные, только после них. Очередь же аборигенов  в кассы, бесконечна. Несколько человек приехали на свадьбу к другу три месяца назад и теперь им не уехать. Одежда на них истрепана и еще летняя. Другой нет, ехали на несколько дней, но кто знал, что так обернется. Количество спасательного имущества ограниченно. Если возьмем больше, нас просто не выпустят из порта.

Ветер усиливается, и наше судно бьет о причал все сильнее и сильнее. Внезапно команда Капитана : «Заводи моторы». Я удивлен и спрашиваю о штормовом предупреждении. «Штормовое ? Какое штормовое, я не слышал. Заводи моторы.»-отвечает Капитан. Все он слышал…
Из Туркмении мы вывозили пять русских семей. Другой возможности уехать у них не было…Грех не вспомнить тут и двух гнид- Мишу и Борю, поставивших своим мудрым правлением русских, проживавших в странах бывшего СССР, в положение изгоев. На борт не смогли взять остальных. Человек десять, тоскливо смотревших с берега на счастливцев.
      Выходим в Каспий. Судно сильно болтает килевая качка. Нос-корма, нос корма.   Старенькие немецкие машины фирмы SKL, еле справлялись, удерживая судно против волны.  Мы почти стоим на месте. Когда штормовые волны начали через прогнивший борт, заливать палубу в столовой, у пассажиров началась паника. Женщина с грудным ребенком ударилась было в истерику, но мужу удалось успокоить ее.
На одном из дизелей вышел из строя предельный регулятор оборотов и винт, вылетая на волне из воды, грозил пустить машину в разнос. Быстро нашли выход-палку от швабры зарычажили и вручную убирали обороты топливной рейкой. Вахту на этом хитром приспособлении удавалось вынести не более 20-30 мин. В машине сумрачно, за стрелкой тахометра оборотов нужно следить и ,при увеличении оборотов, сбрасывать их. Глаза устают и начинают  слезиться.  Да и сидели под фильтром турбины, вой которой, через полчаса становился невыносим. Сменялись всей машинной командой. Я, второй механик, третий механик, электромеханик и два моториста. 20 минут и ты готов.  Полуоглохший , с затекшими от слез, глазами, передаешь рычаг следующему.. Корма вылетает из воды, и вой турбины дизеля, стремительно набирающего обороты, становится невыносимым. Корму сильно трясет и кажется, что сейчас винт слетит с вала. Дежурящий на рычаге топливной рейки, успевает отреагировать и снижает палкой обороты. Нос судна вылетает на волну, корма погружается в воду, обороты падают, и он отпускает рейку. Главное, не заглушить дизель. Пока будем запускаться, нас может развернуть лагом (бортом) к волне. Тогда все, каюк. Будем кормить каспийских рыбок. Шлюпок спустить не успеем. С мотором только правая, заводится плохо. Не факт ,что сможем быстро запустить и отойти от судна. Слева по борту виден скалистый берег Республики Дагестан. Видя мое спокойствие, машинная команда, особо не нервничает. (Дорого же оно мне стоит). Машинерам, лет по 20-22. Я, самый старший и опытный среди них. Мне пошел 36 год.
-Деда, мы не утонем?
-Нет.
-А если тонуть будем?
-Будем спасаться.
-Так вода холодная уже.
— Масла машинного в банку налей и приготовь. Одежду в масле намочишь -тепло дольше удержит.
-А когда тонуть будем, скажешь?
-Не ссы, скажу.


А тут еще и старый корпус не выдержал ударов волн, и уже надломленное судно, надломилось еще больше. Прием воды в донные и бортовые балластные танки увеличился до 110 м3/час. Я посчитал это по производительности всех включенных водоотливных насосов, которые еле справлялись с откачкой.
         
Сколько продолжался шторм, не помню. Время уже стирает память. Но в Астрахань пришли. Даже не пришли. Доковыляли. Машина все-таки раз остановилась от резкого рывка топливной рейки уставшим мотористом. Судно начало разворачивать бортом. Первая попытка запуска. Неудачно. Вторая попытка…Не идет…Воздуха оставалось на один пуск. На пусковое колесо встал уже сам. Давление в баллоне было ниже 13 кГс/см2. Все…Накачать не успеем… Пуск последний. Ну! С Богом! Пуск! Есть! Пошла машина. Везучий я парень! Или наверху, на небесах, еще не надоел. На моториста орут все. К дизелю его уже не пускали до самой Астрахани.

   Порт Астрахань. Измотанные пассажиры сходили на берег. Тепло прощались с командой. Когда узнали, что судно пойдет дальше в Италию, направились в церковь. Ставить свечи за нас и молиться.

Рисковать своей жизнью мне не хочется. И я собираюсь разговаривать с Хозяином о моем списании в п. Ростов. Хозяин приезжает, и я сообщаю о своем решении. Я честно отработал свои, оговоренные, 4 месяца. «Какие 4, ты должен отработать 6 месяцев. У всех контракт по 6»-настаивает Хозяин. Мы спорим с ним. Уговор, есть уговор. Хозяин сникает и начинает упрашивать меня сходить рейс. Еще один рейс и я точно уеду домой из первого порта России по зарплате. Мотивирует тем, что о том, что в Ростове многим уже известно об аварийном состоянии судна. Желающих работать на нем, не найти. Внутренний голос вопит во мне : «Беги Саня! Беги!». Но удерживает два фактора. Первый, что за последние два месяца, зарплаты, я точно не получу. Кинет меня Хозяин ,тем более причина есть. «Я тебя просил, а ты меня бросил». Письменного договора не составляли, все на слово. И второй. Ребят жалко, они как котята беспомощные будут, случись что. Сердце щемит от неприятного предчувствия, но внутренний голос подсказывает, что прорвусь. И соглашаюсь.  Хозяин выходит из каюты, пожав мне руку. Я тяжело вздыхаю, сажусь в кресло и закуриваю.


Заходят третий и второй механики. «Деда, ты идешь с нами?».- «Иду, куда мне от вас деться»- мрачно шучу я. Третий выходит в коридор и объявляет: «Дед идет, значит, не утонем». В коридоре собралась почти вся команда.
Ситуация сложилась хуже некуда. С моим отъездом побежали бы и остальные. Хватил бы я проблем в Питере.      

    Переходим из Ростова  в Ейск. Уже начало ноября. Здорово похолодало, синоптики обещают заморозки. И обещают до минус 20.  Вот-вот и Дон начнет вставать. Если не уйдем, то с грузом вмерзнем, и лед додавит сгнивший и надломленный борт. Судно утонет точно. По сути, трещины удерживает только палуба. На волне, треснувшие комингсы трюмов, сходятся и расходятся сантиметров на 10-15. В порту, рядом с нами, свалка металлолома. Иду с темнотой на разведку искать, чем усилить районы трещин хотя бы сверху. Везет. И ночью команда тянет на борт два рельса метров по пять. Их варим уже с выходом в море прямо к палубе. Сначала прихватываем в шахматном порядке, иначе рельс отрывает на волне, потом уже привариваем намертво по обоим бортам. «Спасение утопающих-дело рук самих утопащих ».