В загадочный мир искусства для незрячих

Валерий Болотов
    Новые технологии для незрячих вводят в загадочный мир искусства –
это очень нужно, современно и интересно.
В течение полугода я на прозару ничего не  печатал. Со студентами вели  исследования в области фрактальной геометрии: создания картин для слепых и  зрячих. Весь материал помещали на vm.msun.ru, на стр. http://old.msun.ru/Vector/Art_tur/ARtur.html. Идея данной публикации показать, как через компьютерные технологии для незрячих войти в другой загадочный мир искусства.
   Учить слепых визуализации идей много, но все они или устаревшие, или из сферы фантазии. Глаз человека с его обалденными способностями нечем заменить нельзя – пока люди не сумеют создавать его из нейротканей (есть уже разработки - из  костной ткани человека). Поэтому пока надо искать для слепых новые способы коммуникаций передачи изображений, что будет интересно и для зрячих. Человек в истории шел от рисованного письма к стилизации и к иероглифу (абстракции). Китайцы достигли в этом высшего мастерства. Страница написанная на китайском языке иероглифами будет намного меньше и быстро читаемая. Однако в научном плане язык иероглифов менее универсален. Поэтому и нет китайцев, японцев великих ученых. Формализованный язык математики и физики и универсального письма – английского, русского в свое время сделали прорыв, но сейчас физики-теоретики "застряли" – нового ничего  сделать не могут. Прорыв происходит,но уже за счет языков программирования и вычислительной техники и познания микромира – геномов человечества. Здесь все понятно – мир двигается в сторону робото-автоматизированного прогресса. Однако в связи с этим  человечество теряет что-то важное – свою человеческую суть, сам становится роботом. Как вернутся на свою суть? Есть много способов, например, узнать, как слепой "видит" мир, как глухой "слышит" мир, что за язык у наших братьев по разуму. Цепочку эволюции в изобразительном искусстве от рисунка к упрощению и абстракции (иероглифу) нам удалось формализовать. Причем "увидеть", как шел этот процесс через разные течения в искусстве. Мы ориентировались на незрячих. Однако это может оказаться чем-то новым для зрячих, когда человек начнет понимать и чувствовать такое, о чем он раньше не знал и не понимал. Возможно, это как раз позволит нам понимать язык наших братьев по разуму. Сами они не выходят на контакт и вряд ли смогут наладить осмысленный язык. А вот человек может. Сейчас идет мощный прорыв общения и обучения человека с попугаями, для которых имитировать разговорную речь нет проблем, есть у них и понимание многих действий – не хватает чего-то чуть-чуть. Этого и не надо, возразят некоторые. В мире и так хватает умников и, не дай Бог, попугаи начнут руководить и учить нас. А другие скажут: ну и что пусть руководят и учат, если они такие умные. Шутка, конечно. Однако двигаться в этом направлении следует, чем мы также занимались, пытаясь найти контакт с осьминогами ВитРев, а потом "Боря", который правильно угадал результаты трех матчей международного уровня.
   На вставке в строку показан процесс преобразования картинки для тактильного ее восприятия через трубчатую коммуникацию слепыми и процесс перехода от рисунка к упрощению (стилизации) и абстракции. Лет 30 назад американцы придумали свой стиль для народа "поп-арт". В ранг большого искусства они привнесли все что мы видим вокруг, причем изображать самым простым образом и приятным для глаза цветом. На этой волне было создано большая серия картинок подобного толка в библиотеках разных автоматизированных систем. Создатели картинок явно находились под влиянием поп-арта – они изображали буквально все, что находилось в области внимания человека. И вот, обращаясь к этим картинкам, удачно генерируемых в векторный формат dxf, с помощью формализации и макрокоманд  в системе Вектор, появилась возможность создавать по ним картинки в стиле поп-арт для слепых и зрячих. В морском университете мы со студентами сделали выставку из таких работ. Некоторые работы обработали 3D-ручкой и клеевым пистолетом. Также создали два альбома формата А4, где картинки распечатали на баннерной ткани, подписав их шрифтом Брайля и обработав некоторые картинки или их части трубчатыми линиями с помощью клеевого пистолета. В школе–интернат для слепых и слабовидящих в г. Артем планируем провести мастер класс, когда ученики видящие обрабатывают надписи шрифтом Брайля, а слепые пытаются их прочесть. Аналогично и с изображениями, обрабатывая их по контуру клеевыми линиями. 
На вставке также показаны картинки в трубчатой коммуникации и кодирование/декодирование информации с помощью мнимых фракталов (гептафракталов)Б используя данных примеров "щук" и шрифта Брайля.
Передача информации осуществляется через гептафрактал: Генератор -> Инициатор –> Прицеп. На на входе знаки задаются по числовому коду, что обеспечивает
кодирование информации на языке Брайля и раскодирование -
в структуре, последовательно перебирая каждый знак  и читая его.