Буровая. Оленеводы. Олени

Георгий Моршанский
Кочуют по тундре бригады оленеводов со своими стадами. Стоят одинокие буровые. Вездесущие геологи ищут то, что не потеряли. Жители тундры нередко заезжают к буровикам. Делают это они ради знакомства и налаживания необходимых связей. Взаимопомощь в суровых условиях Севера не пустой звук. Всякое случается. Меркантильный интерес также имеет место быть. Бартерные отношения никто не отменял.

Приезд оленеводов на буровую это в определенной степени событие, носящее экзотический характер. Интерес вызывали сами люди тундры, их национальный колорит и особенности поведения, оленьи упряжки, на которых они приезжали, а также многое другое.

Олени уникальные животные. Без них в тундре никуда. Эвенков называли даже «оленьими людьми». Понятное дело, что олень это надежное транспортное средство, мясо, шкуры, рога. Самки домашних оленей в определенный период дают молоко. Короче, с оленями не пропадешь!

Жители тундры сами по себе универсальны. Они научились не просто выживать, а жить в этих экстремальных условиях Заполярья. Им не страшны суровые морозы и метели зимой, полчища кровососущих насекомых летом, сложные условия быта и т.д. В тундре они дома.

Буровой народ относился к приезжим оленеводам  дружелюбно. У некоторых завязались с «тундровыми людьми» определенные деловые отношения товарного обмена. Иногда даже просили приводить на буровую живых оленей, чтобы убедиться в качестве «товара». В этом случае забой производился прямо в поселке. Управлялись с этим ребята-оленеводы сноровисто и ловко. Зрелище, конечно, не из приятных. К тому же, забой сопровождался практически ритуальным поеданием сырых почек или печени, а то и до питья оленьей крови доходило.

Случались курьезные случаи с участием оленей и не в полной мере адекватного бурового народа.

Стоят «олешки» и терпеливо ждут своих хозяев, которые могут вполне задержаться на буровой на день другой. Как-то один из трактористов поспорил с оленеводами, что запросто может поднять оленя. Те предупредили его, что олени, хотя и  домашние, но во многом остаются дикими. Объектом спора стал взрослый олень-самец (хор). Подсел тракторист под оленя и слегка приподнял его. Хору это  не понравилось. Взбрыкнул он и наш «штангист» оказался на снегу, да еще получил внушительный удар копытом.

Другой умник решил подшутить над своими коллегами. Лежат себе в балке люди, отдыхают. Вдруг слышат какой-то шум в тамбуре. Дверь в жилую половину распахивается и появляется сначала голова оленя с большими рогами, а затем и сам олень. «Жильцы» как по команде прилипают к стенам по углам балка. Олень смотрит на них ошалелыми глазами и совершает весьма опасные движения своей рогатой головой. Он сам в состоянии стресса. Наконец, оставив кучу «овечьего» помета, задом ретируется. Как шутнику удалось затащить оленя в балок? Надо очень постараться.

Комичный случай произошел с одним из буровиков. На свою беду он оказался между двумя оленьими упряжками в тот самый момент, когда оленеводы уезжали из бурового поселка. Передняя упряжка поехала, а второй оленевод несколько замешкался. Олени побежали следом за своими сородичами и как-то «удачно» подцепили постромками бедолагу. Пришлось ему некоторое время выполнять роль «передового» оленя. Он бежал по дороге высоко поднимая колени и выпятив грудь. Зрелище было довольно забавное. Что ему оставалось делать? Попасть под дюжину копыт не хотелось. Вот и бежал из последних сил. Оленей такой «передовой» явно не устраивал. Поворотом корпуса они отбросили его на обочину дороги. Очутившись в снегу, он некоторое время приходил в себя, затем встал, зачем-то покрутил пальцем у виска и произнес: «Вот дураки!». Наблюдавший эту сцену народ, покатывался от смеха. Больше близко к оленям буровик не подходил. Позднее некоторые особо любознательные интересовались у героя его ощущениями в роли «передового» оленя.

Всякое бывает! Внимательнее и добрее стоит относиться к животным.


Март 2018 г.