Глава 4

Людмила Прудниченкова
(запись 04.01.2009)

   С моей бабушкой по маминой линии я встретилась впервые, когда мне было 5 лет. Её перевезла моя мама вместе с братом жить в Тбилиси. Губарева Мария Ивановна, в девичестве Шевченко, родилась, как и другая бабушка, в 1892 году в семье лакея, только немного пораньше - 29 июня. У неё было две сестры и один брат. Все они жили в Украине. Бабушкина мама была наполовину гречанкой, наполовину украинкой, а дедушка - Николай Иванович Губарев был русским.  Он был ровесником бабушки, но дату рождения точно не помню, кажется в октябре. Бабушка закончила гимназию и работала учительницей начальных классов в Киеве, а её сёстры и брат жили по близлежащим деревням Украины. Бабушка поздно вышла замуж - в 28 лет, а родила маму только в 35 лет, а её брата - дядю Игоря - в 38 лет. Бабушкин папа Иван Шевченко, поскольку был лакеем, на чаевые построил себе два дома. Но после революции куда это всё подевалось, я не знаю. Мои дедушка с бабушкой жили с двумя детьми в большой коммунальной квартире на 12 семей. Кухня, ванная и большой длинный коридор, естественно, были общие. Комната у них была довольно большая - 22 кв.м. Жили они на втором этаже 3-х этажного дома. Дедушка работал инженером, у него было высшее техническое образование и он в молодости даже был офицером. У меня сохранилась его фотография в офицерском мундире. Дедушка был левшой, но его считали очень талантливым инженером. Он не пил, не курил, был интеллигентом, никогда не ругался с бабушкой, в отличие от дедушки Петра по папиной линии, который и пил, и курил, и скандалил. И умер рано от чрезмерной пьянки. А деда Николая в 1937 году забрало НКВД как-то ночью, и с тех пор он считался без вести пропавшим. Бабушка хорошо пела и была хорошо воспитанной женщиной. Но после того, как забрали дедушку, у неё случилось тихое помешательство. Когда началась Великая Отечественная война, она совсем растерялась, забросила своих детей, ходила по улицам и просила милостыню. Мама увезла её и брата в деревню к одной из сестёр - Шуре. Мама тоже жила в деревне, но периодически ездила домой в Киев проверять свою комнату. В 1942 году, когда немцы были уже в Киеве, она как-то летом пошла на рынок обменять какие-то вещи на продукты и попала под облаву. И прямо с рынка её и всех, кто там был, согнали в вагоны и увезли в Германию.