Случай на БМРТ Н. Островский

Александр Атрошенко
 

   Как только могу, напрягаю свою память, пытаюсь вспомнить давно минувшие дни из моей жизни. Вспоминаю год 1961-й. Я успешно сдал экзамены за второй семестр третьего курса судомеханического факультета Мурманского Высшего мореходного училища, теперь предстоит плавательская практика, которая на сей раз значительно отличается от того, что было после первого и второго курсов.
   После первого курса эта практика проводилась в учебных мастерских училища, где нас обучали выполнять электросварку и газорезку, производить монтаж и центровку механизмов, выполнять работу на токарных, фрезерных и других станках.
   После второго курса эту практику мы проходили на учебном судне Батайск. Здесь будущие судомеханики продолжали обучение по монтажу, центровке, наладке и эксплуатации судового оборудования: дизельных,паровых, электрических механизмов. В итоге мы приобрели достаточный опыт и получили удостоверения на право самостоятельной работы в качестве мотористов. Теперь же, после окончании третьего курса, мы будем уже не практикантами, а штатными работниками с полной ответственностью за свою работу и, самое главное - с полагаемой за работу зарплатой! Все мы с нетерпением ждали, на какое судно будем зачислены и в какой район промысла пойдём.
   На сей раз мне очень повезло! Я был зачислен на должность моториста на большой морозильный рыболовный траулер (БМРТ) Н.Островский. Именно этот траулер - гордость советского рыболовного флота последних лет! Построен в СССР на Николаевском судостроительном заводе имени Носенко, силовое оборудование и вспомогательные установки изготовлены на заводе "Балтика" в Клайпеде, сдан в эксплуатацию в 1955-м году.
   А какой корабль! Длина - 84 метра, ширина - 14 метров, водоизмещение - 3800 тонн, автономность плавания - 80 суток, команда - более сотни человек!
   Это не просто траулер - это рыбный завод! Рефрижераторная установка морозит до -18 градусов до 30 тонн в сутки, цех по выработке консервов способен в сутки изготовить до 6000 банок консервов, жироварня - до четырёх тонн рыбьего жира!
   О работе именно этого БМРТ в последние годы было так много информации в
газетах и по радио, и всё это - вполне заслуженно. С 1995-го по 1960-й годы капитан-директором на Н.Островском была женщина, первая в мире женщина-капитан рыболовного траулера Орликова Валентина Яковлевна. А как она работала! За сутки вылавливалось свыше 25 тонн рыбы, плановые нормативы перевыполнялись в полтора раза. Именно Орликова добилась, чтобы для траулера выдавались в рейс три трала, а не два, ведь случалось, когда тралы выходили из строя и промысел из-за этого прекращался! Вполне заслужено в 1960-м году Указом Президиума Верховного Совета СССР она награждена золотой звездой Героя Соц. Труда! Вот вам и женщина!
    Безусловно, такой успех был достигнут не только работой одного капитана, а стараниями, умением и слаженностью работы всего коллектива! В конце 1960-го года Орликова В.Я. переоформилась на работу в Дальневосточное пароходство, а капитаном БМРТ Н.Островский стал, как и положено, мужчина.
   И вот, я стал членом этого коллектива. Очень хотелось самому соответствовать и не подводить такой коллектив. К счастью моему оказалось,что главный двигатель -  дизель марки 8DR 43/61 мощностью 2000 лошадиных сил, вспомогательные дизель - генераторы 6Ч 25/34 ПО 200 квт., тяговая лебёдка ЛЭТ-2 всё мне уже было знакомо от Батайска, поэтому их эксплуатация  меня нисколько не страшила.
   На сей раз местом промысла была Джорджес Банка - неглубокое место в экватериальной Атлантике в районе Багамских островов, где толща воды хорошо просвечивается тропическим солнцем и, поэтому с богатой донной растительностью,а, раз так, то и с обильным кормом для рыб.
   От Мурманска до Джорджес Банки более 8500 морских миль, что при  нашей скорости в 13 узлов в зависимости от направления и силы ветра, от морских течений, время в пути в одну сторону от 22-х до 26-ти суток. А это - затраты и не маленькие! Однако, Джорджес Банка стоила того, чтобы ходить в такую даль. Здесь и треска, и сельдь, и серебристый хек, и лосось, а какое всего изобилие! При слаженной и грамотной работе тралмейстера и его команды можно за какие-то три часа вытащить до пяти тонн рыбы. Однако, траление - дело не такое уж и простое, ведь надо знать в каком месте и в каком направлении, с какой скоростью тащить трал. А, чтобы он полностью раскрылся, надо умело опустить в воду распорные доски. Кухтыли (поплавки, поднимаемые зево трала вверх) не должны спутаться, это же касается и грузил, притягивающих низ зева трала вниз.
   Через четыре недели хода мы  пришли в район промысла, пришли ночью. Издали казалось, что вокруг не гладь океана, а город. Это в темноте светились огни множества рыболовных судов. Когда рассвело, мы увидели, что подавляющее количество этих судов с флагами СССР.
   С утра закипела работа. В первые  два дня успехи были не очень-то обильные,  но уже к концу недели улов был почти невероятным. Что ни трал - 4-5 тонн сельди! Представьте, пять тонн ещё живой, трепещущей сельди вывалили на палубу! Она скользкая, растеклась по палубе от борта до борта, её надо срочно перерабатывать.
В таких случаях все, за исключением радиста и камбузной команды  привлекались на авральную работу. (Радист же не должен ни на минуту не отходить от рации, а камбузная команда качественно кормить всю эту ораву уставших рыбаков).
   Несколько человек, обувшись в бродни, взяв в руки специальные для этого мягкие лопаты идут в эту рыбную массу, которая, как вода,  растекается под ногами, лопатами забрасывают сельдь на движущий транспортёр, вокруг которого стоят опытные работники, выбрасывающие с транспортёра водоросли, повреждённую или другого вида рыбу, чтобы в трюм падала однородная и качественная рыба. Внизу в трюме, рыбу укладывают в специальные ящики до определённого веса и вставляют в ячейки морозильной камеры.
   Заморозив около 500 тонн рыбы, траулер идёт не в порт, а к стоящей неподалеку плавбазе "Воркута" водоизмещением в 20000 тонн. В течение пары суток сдаём на плавбазу свой улов, пополняем свои запасы пресной воды, продовольствия и топлива. Время стоянки у плавбазы для нас - как праздник! Здесь мы смотрим кинофильмы, а по вечерам бывают даже танцы, ведь плавбаза - плавучий завод, где работают и женщины. Представьте только, молоденький рыбачок приглашает на танец даму довольно солидного возраста и танцует, да с каким ещё наслаждением!
   Разгрузив рыбу, траулер снова возвращается на промысел, чтобы снова выловить очередные 500 тонн и так до команды  от руководства Тралового порта возвращаться домой. В Мурманск мы идём с полным грузом рыбы. В общей сложности такой рейс длится около трёх месяцев! Вот такой труд у рыбаков! Три месяца они не только не
видят своих родных и близких, а даже не видят землю, работают зачастую по 12 часов в сутки, в дрожащем от ударов волн и от работы судового оборудования железном чреве траулера, при морской болтанке!
   Из того рейса пытаюсь вспомнить подробности одного, чуть ли не криминального, случая, в котором замешана и женщина.
   В своё время, ещё в начале 1960-го года Орликова В. Я. приняла на работу в качестве помощника повара молоденькую девушку, которую звали Валентиной. Валечка,  так все к ней обращались, была очень старательной и трудолюбивой, не только помогала корабельному коку, но и прибирала каюту самой Орликовой.
   Но случилось так, что Орликова ушла работать в другое пароходство, а Валечка осталась единственной женщиной на большом корабле. Весьма симпатичная, светловолосая, с красивой улыбкой и яркими глазами, занята была работой, как говорят, по горло!
   Где-то в середине нашего рейса она вышла из помещения жаркого камбуза на верхнюю палубу, чтобы немножко поостыть наверху. Было довольно прохладно, но она долго не уходила, даже немножко замёрзла, а потом вдруг разрыдалась. И в это время кто-то накинул на её плечи пиджак. Оглянувшись, она увидела, что это был молодой матрос - чеченец, которого все звали Михаилом, хотя настоящее имя его было то ли Махмуд, то ли Марат. Он был невысокого роста, плотного телосложения темноволосый молодой человек с весьма себялюбивым характером.
   Валюша была благодарна ему за такое внимание. Около получаса они стояли вместе и беседовали. После этого Миша уже посчитал, что он на ней женится, что это уже его девушка. Всё время он старался быть поближе к ней, не замечая даже, что она уже пытается избегать его.
   Обратил на неё внимание и старший помощник капитана Алексей Иванович, который в 1958-м году закончил Ленинградское Высшее Морское инженерное училище имени адмирала С.О.Макарова. Это был холостой,уверенный в себе, симпатичный молодой человек. Молодой - но уже старпом! Несколько раз его видели на верхней палубе, доверительно беседующим с Валей. Михаил закипал от ревности. И, надо же, ко всему этому, злые языки доложили ему, что его подруга спит со старпомом, что ему не на что рассчитывать, ведь он - простой матрос, где ему тягаться со старпомом! Миша просто кипел от злости!
   Однажды и я, взглянув на Валю, увидел её встречный взгляд с сияющей, такой красивой улыбкой, что и мне она тоже очень понравилась, но тут же я вспомнил о её кавалерах и решил, что мне ни к чему быть ещё одним конкурентом!
   А Миша закипал всё больше и больше. Уже при возвращении с промысла, когда мы уже подходили к мысу Нордкап, который расположен на норвежском острове Магерё, разыгрался такой штормяга - не менее девяти баллов. Внутри Миши тоже бушевал шторм и он окончательно сорвался, где-то он умудрился хлебнуть сверх меры спиртного, взял в руку кинжал и бегал по кораблю с криками: "Где эта гадина? Найду и зарэжу, как овэчку."
   Об этом тут же доложили капитану, который вызвал к себе двух крепких матросов и поручил им обезоружить и привести Михаила к нему. Поручение было исполнено.
Михаила заперли в каюте, больше его даже на вахту не допускали, а после прихода в Мурманск, сразу же списали на берег.
   Когда же он бегал со своим кинжалом, было около 23-х часов, многие уже отдыхали, вокруг бушевал шторм, БМРТ полным ходом шёл в свой порт. Я увидел, что на камбузе горит свет, подумал, что Валя, как и многие  женщины, страдает от морской болезни, но, подойдя поближе, я увидел, что она сидит на стуле и плачет. Мне подумалось, что это она плачет, беспокоясь и жалея Мишу. Я подошел к ней и попытался её успокоить. Я сказал, что не надо так расстраиваться, что с Мишей всё
будет благополучно, всё у вас будет хорошо.
   После моих слов она разрыдалась ещё сильнее и , сквозь слёзы, сказала:" Да катитесь вы все и подальше! И ты тоже уходи ".
   Я ушёл,  траулер пришёл в Мурманск, производственная практика закончилась, теперь можно ехать на несколько деньков и к своим родителям, надо повидаться перед учёбой на четвёртом курсе.
   Но надолго мне из того рейса запомнилась та тяжелейшая работа рыбаков и тот шторм силой в 11 баллов, который трепал нас у мыса Нордкап. В первый же месяц учёбы на четвёртом курсе я написал стихотворение "Сквозь шторм" и разместил его на доске объявлений своего училища. Что тут было! Меня пригласил к себе начальник училища Портнов Евгений Иванович, он благодарил меня, рекомендовал и в дальнейшем не прекращать заниматься поэзией, а моя дальнейшая учёба проходила, как мне кажется, даже легче, преподаватели зачастую даже завышали мне оценки.
Казалось бы, что мой рассказ о Вале закончен, однако, последовало продолжение. 
  C тех пор минуло более четырёх десятков лет лет. Я закончил мореходное училище, отработал более 30 лет на различных инженерных должностях на заводе "Звёздочка" в городе Северодвинске, в 1997-м году вышел на заслуженный отдых и вместе с женой  переехал на постоянное  местожительство в город Санкт-Петербург.
   Будучи пенсионером, зашёл в гатчинский Горком КПРФ, познакомился и побеседовал с его секретарём - Касаткиным Анатолием Николаевичем, который предложил мне на общественных началах исполнять обязанности его заместителя. Я  согласился, работал , проводил беседы с людьми, читал лекции на разные темы, в основном о рациональном обустройстве человеческого общества и о природе и её охране.
   В конце 1999-го года проходили выборы губернатора Ленинградской области. Мне
было поручено быть доверенным лицом кандидата не этот пост Густова Вадима Анатольевича, выдвинутого фракцией КПРФ в Думе, вести агитационную работу в его пользу в посёлке Пудость и Мариенбурге.
   Не стану утомлять читателя ходом той избирательной компании, скажу лишь то, что победу тогда одержал кандидат от "Единой России" Сердюков Валерий Павлович,
но там, где агитационную работу проводил я, победа была за Густовым!
   Из того времени особенно запомнились два случая. Первый - когда мне было поручено организовать в Гатчинском Доме Культуры Строителей  встречу с избирателями, на которую в поддержку Густова из Москвы прилетели Примаков Евгений Михайлович и Зюганов Геннадий Андреевич. Тогда, при беседе с Зюгановым я задал ему вопрос: "Почему фракция КПРФ в Госдуме почти единогласно выступила против поправки, внесённой депутатом партии Союз Правых Сил о том, чтобы пересмотреть закон "О государственной службе государственных служащих"в части пересмотра слишком высоких льгот для всех чиновников власти?" На это Геннадий Андреевич задал мне встречный вопрос: "А знаете ли вы, сколько получает депутат норвежского парламента - Стортинга?" Я ему ответил, что сколько получает депутат в Норвегии, я не знаю, но сколько получает депутат Госдумы в России - я знаю и ещё я знаю, сколько получают наши рыбаки и рыбаки в Норвегии за тонну сдаваемой ими сельди. Почему бы не поделиться своими льготами чиновникам с рыбаками? На этот вопрос Геннадий Андреевич отвечать не стал, он отвернулся и не стал разговаривать. А я в скором времени выбыл из рядов КПРФ.
   Второй же случай, как мне кажется и вовсе из ряда невероятных! Произошло это в посёлку Пудость, где я проводил свою очередную встрече с избирателями. Считаю, что встреча тогда прошла довольно успешно, я сумел убедить избирателей, что наилучшей кандидатурой на пост губернатора является именно Густов. Мне оставалось
лишь поблагодарить администрацию посёлка за хорошую организацию встречи, за высокую явку избирателей да и отправляться до дома.
   Но тут произошло такое, что я уже не думал ни о каких конкурентах, а, придя домой, сидел и всеми силами пытался вспомнить подробности из такого далёкого, что было на траулере Н.Островский!
   А  случилось вот что: после встречи ко мне подошла довольно привлекательная на вид женщина лет шестидесяти с очень взволнованным выражением лица и спросила: "Александр Филиппович, а вы не узнаёте меня?" Я внимательно осмотрел её, но ничего знакомого в ней не увидел. Тогда она сказала: "А вы вспомните, я вместе с вами работала на БМРТ Н.Островский помощником повара, а зовут меня Валентиной."
   И я начал вспоминать, вспомнил тот эпизод с Михаилом, вспомнил старпома Алексея, тот шторм, когда она плакала, а я пытался её успокоить.
   Но тут она прервала мои воспоминания и сказала, что она тогда ни Михаила, ни Алексея Ивановича не любила, тем более, ни в каких отношениях с ними не была, она просто не хотела обижать их своим безразличием, видя их отношение к себе. А вот вас, Александр Филиппович, я полюбила с первого же взгляда, но вы были ко мне абсолютно равнодушны, не обращали никакого внимания на моё признание вам своими взглядами и улыбкой.
   Я был от такого признания просто ошеломлён! Потом я спросил её:" А
как Валя, сложилась твоя дальнейшая жизнь?" У неё на глаза навернулись слёзы и она ответила: "Да - никак! Замужем я никогда не была, да и влюбляться, как тогда в вас не приходилось. Может не поверите, но я до сих пор никогда не была в близких отношениях с мужчинами, я до сих пор девственница! Она смолкла, из глаз уже слёзы лились ручьём.
   Я так был обескуражен этим признанием, что не знал, что и сказать! Я попросил
 её, чтобы она подождала меня несколько минут,чтобы мне попрощаться с администрацией посёлка.
    Но она меня ждать не стала. Больше я её никогда не видел, сначала очень даже переживал, пытался разыскать её, но потом решил, что так будет даже легче, особенно ей!
   Однако, до сих пор мне до слёз жаль эту бывшую морячку - Валечку!