О свободе и независимости

Владимир Тулинов
                О свободе и независимости.
        Замечено давно, что свобода – слово сладкое, а дело тонкое.   Легко и приятно чувствовать себя свободным в решениях, выборе, поступках, обязательствах и так далее. Но много ли  свободных жителей проживает сегодня на планете Земля? Беру смелость утверждать, что, если “свободные” индивидуумы и появляются в том или ином месте, то вскоре исчезают под напором обстоятельств.
       Конечно, каждый понимает свободу по-своему. Учёные говорят о данной философской идее по-учёному, просто и понятно.
       Краткое определение понятию “свобода”, к примеру, даёт     “Новая философская энциклопедия” (2003г.): “Свобода – одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной и они, стало быть, непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами”.
       Я не учёный, а поэтому  выражать мысли столь легко и понятно у меня не получается. Ничего не поделаешь. Каждому – своё.
       Поскольку очень многим людям сладкое нравится, то  слово  “свобода”  сплошь и рядом  используют в нынешнем мире политические авантюристы и проходимцы, дабы  исполнить свои далеко не бескорыстные цели.
       К примеру, в ходе предвыборной кампании в той или иной стране личности, рвущиеся к власти, убеждают электорат:
        - Сегодня вы живёте сегодня в несвободном обществе. Выберите нас и обретёте истинную свободу.
        Кому же хочется жить в обществе, где свобода ограничена?  Немудрено, что под воздействием призывов к борьбе за свободу личности находятся граждане, которые позволяют  “свободолюбцам” вешать на внимающие им электоральные уши длинную-длинную “лапшу”.
         Почему лапшу? По следующим, на мой взгляд, причинам.
         Апологеты “свободной жизни” за образец берут, как правило, состояние  общества в развитых странах Европы, США, Канады и Австралии.
         В Конституции США прописано, что все люди рождаются равными и свободными. С этим нельзя не согласиться. Любому новорождённому необходимо,  прежде всего, материнское молоко и свежий подгузник. На большее он до поры, до времени не претендует. Однако, по истечению лет этак восемнадцати, перед выросшими молодыми людьми встаёт вопрос – куда идти по жизненному пути, куда податься. И вот тут прописанная чёрным по белому американская свобода принимается умывать руки.  Сделать “свободный выбор” - поступить в престижный вуз и учиться в нём смогут лишь те, кто имеет возможность  платить несколько тысяч долларов за каждый год обучения.
        Далее свобода встречает радостно у входа, а, точнее, у выхода из дверей вуза выпускников с дипломами бакалавра. При этом далеко не каждый из них сможет применить в дальнейшей жизни знания, полученные  ценой больших усилий и экономических затрат. Даже самую простую работу молодёжи в тех же развитых странах найти непросто. Так, в Испании из  лиц трудоспособного возраста  от 18 до 30 лет не имеют постоянной работы  более 40%, в Италии – около 30% …
        У кого-то есть другие данные?
        В этой связи риторический вопрос -  можно ли в принципе считать, что в каком-то конкретном обществе соблюдаются свободы и права человека, если конкретно в нём миллионы людей лишены важнейшего права – права на труд?
        Да, многие из них получают в течение определённого времени пособие по безработице. Однако, данное общество, лишив своих граждан права работать по приобретённой  профессии, ограничило их свободу выбора жизненного пути. К тому же величина пособия несравнима со средней заработной платой. Так, в Италии  оно составляет 600 евро в месяц при средней зарплате по стране в 1500 евро. Да и платится пособие лишь в течение восьми месяцев, если безработному менее 50 лет, и в течение 12 месяцев, если не имеющий работы старше 50 лет.
        Не многим лучше ситуация по решению данного (в принципе не решаемого в рыночной экономической системе) вопроса и в большинстве других странах Европы. 
        Что ещё  стараются внедрить в умы и сознание людей “борцы за свободу”?
        Одним из излюбленных тезисов “друзей свободы” является мысль об отсутствии  в ряде стран права  открыто выражать свою точку зрения в средствах массовой информации.
        Спешу уверить читателей, что в “свободных обществах” право на выражение мыслей, альтернативных от политики правящих кругов,  загнано в угол.
        Простой вопрос: может ли хотя бы в одной из стран ЕС  появиться и действовать на всё пространство сообщества телевизионный канал, где будут пропагандироваться альтернативные  действующим ныне направлениям в политике, экономике, военной доктрине идеи? К примеру, идея отказа от рыночной экономической модели и переходе к плановой?  Как бы к ней не относиться, но многие левые  предлагают именно это.
        Подобному каналу никогда не дадут ходу, ибо он будет угрожать господствующим в странах Европейского Сообщества принципам частной собственности. То есть, свобода выражения мыслей, принципов и идей в  “свободном обществе” имеет чётко очерченные границы.
        Прославляют искатели истинной свободы регулярную сменяемость в странах запада и  за океаном глав государств и правительств. На первый взгляд, это выглядит очень демократично. Но что даёт простым людям эта процедура в обществе, где всё покупается и всё продаётся? Ровным счётом ничего.
          Кто и кого сменяет в “свободном” зарубежье? Один мультимиллионер (либо ставленник мультимиллионера) и его команда меняют другого,  отличающегося от предыдущего цветом глаз, формой носа, и ничем более. Новейшая история уже дала целый ряд примеров: главы государств меняются, а условия жизни простых людей не улучшаются.
          Кстати, об условиях жизни. Прошу заметить, что в ней большую область занимает духовная и моральная составляющая. Уровень зарплаты – штука архиважная, но не менее важно, когда в обществе следуют заповедям Всевышнего, когда граждане страны создают семьи, строят дома, сажают деревья, когда женщины-матери вскармливают детей, а мужчины-отцы всегда готовы выступить на защиту страны, своей Родины, когда в обществе превалирует добро и торжествует справедливость.    
        Какие духовные ценности, уважаемые читатели, взяли бы вы сегодня из так называемого  свободного европейского мира?
        В беседе о гей – проблемах сторонники “истинной свободы” убеждают, что во все времена это явление имело место на уровне не более 5%  взрослого населения и широко не распространялось. Так что, ничего, мол, страшного.
        Согласен, широко не распространялось, поскольку ни в одной цивилизации не поддерживалось  на государственном уровне. Резко осуждается это разрушающее человечество явление и всеми религиями мира.  С принятием же в целом ряде европейских стран и за океаном законов о легализации и всяческой поддержке гей-сообществ не исключено, что  сексуальное меньшинство  в обозримом будущем может превратиться в большинство.
        Ещё одна большая европейская ценность – легализация однополых браков. Граждане той или иной страны, сетующие по поводу хронического недостатка  свободы, стараются данной темы не касаться, поскольку она вопиюще противоречит Священному Писанию и просто дико выглядит на фоне просвещённого двадцать первого века.
        Не менее диким является и всё более расширяющаяся на Западе тенденция среди молодых граждан строить взаимоотношения, в том числе и половые, на принципах “чайлд-фри”, то есть, без детей. Это явление свидетельствует, что в “свободных” странах социальные условия и сам образ жизни формируют носителей крайнего эгоизма и индивидуализма.
        Уверен, что в отдалённой перспективе, лет через 30-40, страны, претендующие ныне на образцы “свободы и демократии” столкнутся с колоссальными демографическими и моральными проблемами.
        По моему, вообще вести сегодня разговор о духовных ценностях Запада – значит говорить ни о чём, поскольку базовые принципы человеческой морали в “свободном мире” крайне размыты,  и всё более выхолащиваются и нивелируются.
        Одним словом, спаси нас Бог от таких свобод и ценностей, а с остальным – вполне сами справимся.   
        Ещё один штрих к портрету “свободного европейского общества” в виде риторического вопроса.
        Может ли работник европейского частного предприятия свободно выразить своё возмущение поведением (хамство, грубость, придирки) хозяина?
        Однократно выразить, думаю, сможет, а вот работать далее на данном предприятии ему уже не придётся.
        Полагаете, профсоюз заступится? Это, как говорил товарищ Сухов в фильме “Белое солнце пустыни”, вряд ли.
        Что касается лозунга “Даёшь независимость”, тут есть свои заморочки. Его используют в политической борьбе и правые, и центральные, и левые по одной простой причине.  Слово “Независимость” ласкает ухо буквально каждому. Задайте кому угодно простой  естественный вопрос: “ Ты хочешь быть зависимым или независимым?” Ответ очевиден.
      Я как-то соседу Михалычу подобный вопрос задал. Он, правда, туговат на ухо, однако ответил сразу и решительно: “Я диабетик,- говорит, -  но инсулин-независимый”. То есть, все хотят быть независимыми, нездоровые граждане в том числе.
      Полной независимости, прямо скажем, сегодня ни у кого нет и быть не может. Вон, Вовка-племянник, думал - от тёщи будет  независим. Так он теперь мимо неё строевым шагом ходит и с поворотом головы в её сторону. А почему? Потому, что живёт в тёщиной квартире, в центре города, у сквера, где свою дочку, пока блины пекутся, выгуливает по выходным. Экономически ситуация вполне обоснована – деньги тратить на съёмную квартиру не надо,  вот и мирится племянник с частичной  потерей независимости.