Дорога через Вакуум. гл. 20. Самое главное

Илья Исаев
    САМОЕ ГЛАВНОЕ

    Сзади кто-то крался – Никита увидел две тени, метнувшиеся за ним со стороны заросшего палисадника. До своего подъезда идти осталось всего каких-то двести метров – вдоль двух старых пятиэтажек...
    Для Никиты было обычным делом возвращаться домой глубоко за полночь – чаще в выходные, после репетиций с московскими друзьями музыкантами. Тогда он доезжал до конечной станции метро, а там – пешком до дома пять километров от МКАД.
    На этот раз Никита возвращался из путешествия по Северу. В Архангельской области он поселился на биологической станции МГУ и писал окрестные пейзажи с заброшенными деревнями и зарастающими полями. Потом, накормив мошку и комаров, он направился в старинные Котлас, Сольвычегодск и Великий Устюг. Там мелкому гнусу составили конкуренцию большие слепни, которых местные жители называют «болтами». Через Тотьму и Вологду Никита вернулся автостопом обратно в Москву. Ехавший через МКАД в Каширу дальнобойщик высадил Никиту на съезде в сторону дома. А здесь, привычным делом, уже в третьем часу ночи Никита весело стартовал привычные пять километров. Когда до дому оставалось пройти пару кварталов, Никита увидел две длинные тени – за ним кто-то увязался.
    «Вот чёрт! Ещё двое кровососов хотят мною полакомиться!» – смекнул Никита, – «пора готовиться к драке!»
    Он хорошо помнил рассказы друзей о частых для его города ограблениях и убийствах. Одного чудака трижды вырубали сзади ударом по голове и обирали – тот никак не мог себе уяснить, что ходить в нетрезвом виде по ночному предбаннику столицы сулит мало приятностей. Впрочем, и в трезвом виде ходить здесь по ночам тоже бывает нескучно. Иной раз повезёт встретить кодлу столь агрессивных двуногих существ, что хоть пиши с них картину «Разорение Рима Атиллой». Брат Стас как-то рассказывал Никите, что его однокласснику Коляну, здоровому боксёру, «насовали» в собственном подъезде. Колян для самообороны носил в кармане пальто молоток с короткой ручкой. Говорят: «хочешь мира – готовься к войне». Колян приготовился к войне и получил её. Когда ночью из-за мусорного бака на него наскочили двое отбросов общества, ударным инструментом воспользоваться не удалось – молоток застрял в кармане и только мешался. Пришлось Коляну пропустить несколько ударов в лицо и, оставив в покое молоток, отбиваться кулаками.
    Долго байки сказываются, но сейчас для Никиты время сжалось пружиной, и готово было выстрелить. Ещё несколько секунд промедления – точно вырубят, тогда придётся распроститься с хорошим настроением и ценными вещами.
    Никита резко свернул к ближайшему подъезду и в один момент скинул на скамейку свою ношу – рюкзак, этюдник и сумку с картинами. Когда он повернулся лицом к преследователям, те были уже в двух шагах – двое русских и по лепке лица явно не местных парней лет двадцати. Не ожидая, что их заметят, они остановились и переглянулись. Руки парней были свободны от орудий труда, но радоваться было ещё рано – такими руками можно легко заехать в челюсть или схватить за горло.
    – Вопросы? – Никита хмуро уставился в глаза тому, что стоял ближе.
    – Сигаретой угостишь?
    – Не курю! – Никита ухмыльнулся такой банальщине.
    – А... Ну тогда... Не обессудь... – парни зло сверкнули глазами, развернулись и ушли, даже не оглядываясь.
    Никита никак не мог понять, что же имел в виду охотник за куревом под своим «не обессудь». Наверное, где-нибудь услышал, и ему слово понравилось.
    Закрыв за собой дверь подъезда, Никита рассмеялся и начал упражняться в словообразовании, точнее – словоблудии:
    – Ладно, обессуды, я не обессужу, не обессудю, не буду обессуживать и обслуживать, не буду вам ссуживать, а также зауживать, засучивать, всучивать и ссучивать...
    Когда рассвело, заверещал телефон. Никиту разбудил брат Стас.
    – Привет, путешественник! Не спишь? Ты нормально доехал?
    – Нормально... – Никита потянулся в кровати. – Меня возле дома чуть не ограбили...
    – Ого! Вот я и звоню! Волнуюсь за тебя – почувствовал, что могло неладное случиться! Что стряслось то?
    – Да крались за мной двое «обессуженных». Хорошо – я их заметил и приготовился к нападению. А они сдрейфили и свалили. А то не скоро добудился бы ты меня...
    Никита рассказал брату о своём приключении. Потом они вспомнили казус с Коляном и посмеялись.
    – Стас, приезжай сегодня! Я тебе этюды свежие покажу. Представляешь, довёз в пакете семнадцать картин сырых и даже ничего не размазал! Я нашёл проволоку в заброшенной деревне и придумал конструкцию, как связать работы вместе, чтобы они не слиплись между собой. Хорошо, гопники на меня не прыгнули, а то бы капут всем трудам. Так и бывает обычно: кто-то работает-работает, а другие мимоходом изгадят, да ещё и посмеются после!
    – Хорошо, я вечерком заеду после работы. Посмотрю твои картины.
    – Только со станции вдоль путей не иди!
    – А что так?
    – Меня там прошлой зимой чуть не обогрели. Трое каких-то чучмеков притаились в тени, возле заводского забора, я их сразу и не заметил. А когда мимо проходил, увидел – отделяется один и чешет ко мне наперерез. Кричит: «Эй, стой! Скока врэмя? Телефон есть?» Я поворачиваюсь к нему: «нэт!» и делаю такой резкий уркаганский жест – присел и в сторону руки развёл. Так этот гопник даже опешил. Пока приходил в себя – я дальше пошёл. Что-то он ещё покричал мне вдогонку, но поздно было – момент удобного нападения упустил.
    – Интересно... А я там часто хожу! Теперь буду бдителен…
    – Да, да! Бди! И меня так рано не буди! Ладно, пока! Я сегодня всю ночь не спал!
    Никита стянул со стула рубашку, свернул её жгутом и накинул на глаза – солнце уже не давало заснуть...
    Он долго крутился – то на один бок, то на другой. Но сон не приходил. А приходили в голову разные истории – инциденты со шпаной и маргиналами. Последнее время Никита в зависимости от ситуации придумывал, как бы подколоть и отшить прилипал, если к нему обращались с глупыми вопросами, клянчили деньги или явно нарывались на конфликт. Например, на вопрос «закурить не найдётся?» Никита мог ответить: «Не понял! Я что на курильщика похож?! По-твоему – я дебил что ли?!» А если какой-нибудь здоровый мужик с нездоровым запахом изо рта просил десятку на опохмел, Никита тут же просил у него сотню. И объяснял, что хочет написать большую картину, но денег не хватает на краски, подрамник, холст, раму, кисти, масло, растворитель, лак ретушный, лак покрывной... Пока Никита перечислял, на что ещё ему не хватает денег, жаждущий опохмелиться получал бонус к своей головной боли и быстро исчезал. Но самый безотказный способ избавиться от лишних разговоров с наглецами был прост: Никита не отвечал на вопрос, или требование, а смотрел в глаза. Смотрел не отрываясь, молча, пока приставала сам не сбегал, испугавшись, что нарвался на маньяка или сумасшедшего.
    Никита сдвинул одеяло и сел на кровати, набирая номер брата. За окном пели птицы.
    – Ты чего не спишь? – удивился Стас.
    – Да мне тут пришло в голову... Вот к нам пристают всякие... А мы неправильно поступаем!
    – То есть?
    – Ну, мы отшиваем их... А, ведь, у нас есть шанс помочь этим гопникам! И даже изменить к лучшему их жизнь!
    – Как именно?
    – Вот смотри... Я мучаюсь со своими учениками в школе, чтобы они слушали меня... Пытаюсь им рассказать о важном, донести ценные знания... Что ты думаешь, я пошёл в школу работать, чтобы детям впаривать кучу-малу информации по неизвестно кем составленным программам? В этих программах навалом мусора! Он отнимает массу времени и отвлекает мозг от действительно нужного! Для меня школьники – молодая восприимчивая аудитория, до которой я могу донести свои ценности… И я всё время об этом думаю! Иду в школу, и думаю. Иду со школы – тоже думаю… Но всегда есть балбесы, обычно отсиживающиеся на последних рядах. Когда я подхожу к ним, они что-то прячут под партой, им до лампочки мои лекции! Им лишь бы с урока скорее смыться, хоть ты там костьми ляжешь и вывернешься для них наизнанку!
    – Так у них родители такие же! Что ты хотел?
    – Я хотел донести до них что-нибудь ценное, сокровенное... Может быть – самое главное!
    – Х-х-х-х! – прыснул Стас, – Ой, даёшь! Самое главное! Помнишь, как нас дед посылал в магазин? «Купи хлеб, молоко, сметану, творог, капусту, морковь... И самое главное! Принеси сигарет!»
    – Да, да, я понял! Но слушай дальше... Я вот о чём... Когда к тебе подходят приставалы, мы не воспринимаем их, как благодарную аудиторию, которую можно научить хорошему!  Мы думаем, как бы от этих агрессоров отбиться, или вообще навсегда избавиться! А ведь эти ребята сами идут к тебе за знаниями! И надо действовать!
    – Никит, ты хорошо выспался?
    – Нормально! Ты лучше не перебивай! Вот лезет к тебе гопник, а ты попробуй выполнить сверхзадачу! Представь, что к тебе идёт человек, которому ты можешь помочь словом. Помнишь, у академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва спросили, смогут ли книги изменить или спасти мир? Он ответил: «да»! А книги – это чьи-то слова... И мы тоже можем сказать свои слова тем, кто к нам подошёл! Можно ответить этому человеку: «Дружище! Как хорошо, что мы познакомились! Потому что я хочу сказать тебе самое главное! И это главное изменит твою жизнь! Тебе нужны не мои сто рублей! И не мой мобильник! Тебе всего лишь нужно знать вот это...» И сказать ему про это – самое-самое...
    – Например: «береги себя!»
    – Не смешно...
    – Это нам каждый день говорят по телевизору.
    – Почему тогда не «береги честь»? Или «береги природу»! А можно просто: «полюби»!
    – Хороший вариант! Только поймут?
    – А вправду, если бы тебе дали возможность сказать всему Миру одну лишь фразу, что бы ты сказал? Самое главное...
    – Я подумаю... Давай, я тебе через полчасика перезвоню. А ты пока поспи!
    – Договорились! – Никита положил телефон и уставился в потолок. Спустя полчаса он заснул...
   Стас так и не перезвонил. В это время он думал: «что нам слова, если высокопоставленные болтуны их давно уже обесценили?»