Рукопожатие

А.Мит
Было это в 2014 году. В Ростове-Ярославском проводились игры Зоны России по волейболу между юношами 2000-2001 годов рождения. Тренер районной команды Северо-Западного округа уже лет десять привозила туда свои команды. И с этой командой была не в первый раз. Сложности начались с разминки. Два тренера команды соперников из областной команды, подошли к пасующему и стали указывать, где ему стоять и как пасовать. Пасующий - Клим, сразу ответил:

- Куда меня тренер поставил, там и буду стоять.

Тренеры ушли. Подбежал еще какой-то мальчик из команды областных тренеров. Стал от Клима требовать, чтобы тот делал, как его тренеры учат. Толкать начал его. Мол, иди туда, куда указано. Недолго думая Клим послал парнишку, куда подальше. Послал по-взрослому.


Четырнадцатилетний возраст для мальчишек – переломный, когда они начинают чувствовать взросление и показывать это. Клим же вообще был удачен на то, чтобы попадать в переделки. В предыдущем году, когда этой же командой они приехали на игры, в один из дней шли по улице с очередной игры. Была снежная зима. Клим с другом отстали и плелись позади всех. Тут их начали закидывать снежками какая-то мелюзга. Они сделали им замечание, - мол, пацаны, что тут кидаетесь? А те, недолго думая, на них накинулись, повалили, и давай мутузить – только снег в стороны. Команда на шум повернулась и только ахнула от сюрреализма происходящего: толпа семи - девятилетних шпингалетов облепила отставших и пинала их. Нападающий команды не растерялся и как самый внушительный по размерам, кинулся отбивать товарищей. Раскидывал он их, как котят, но сдаваться они не собирались. И только когда тренер начала на них кричать, а команда с воплями «наших бьют» бросилась на помощь, они прыснули врассыпную.


Мальчишка-советчик опешил и отбежал к своим тренерам жаловаться. Тренер Клима подошла к нему, отчитала.

Областные тренеры, выслушав своего подопечного, сразу направились к главному и игровым судьям. Подали протест. Игровые судьи пригласили для разговора областных тренеров и тренера Клима. Ее команда сразу переместилась следом, чтобы быть в курсе происходящего.

- Команда соперников подает протест. Тренера недовольны поведением вашего игрока, - сформулировал проблему главный судья.

Судья игровой сразу подхватил разговор:

- Мы давно вас знаем, уже не первую команду привозите. Надо обсудить, что будем делать?

- Что делать – играть будем, - отвечала тренер команды.

- Вы своих детей разминаться научите, для начала, - вмешался в разговор тренер областной команды.

Это вывело из себя тренера Клима, и без того возмущенную вмешательством в разминку своей команды:

- Когда вы своих детей научите играть, тогда я своих разминаться научу, - раздраженно бросила она в ответ. Еще на разминке она увидела, что команда противника явно слабее ее команды. Это было заметно по тому, как они отрабатывают нападения, как подают. Команда была «сыровата». На Зону России она приехала в первый раз. Сомнений в том, что у них можно выиграть, у нее не было. Мальчишки команды противника были вполне обычные, не «понтовались»: хорошая форма, хорошие кроссовки, но без выпирающей самоуверенности. Последнее относилось скорее к тренерам команды.

- Твой игрок матом ругается! Кто ему право дал!? – уже без реверансов продолжил давить тренер областной команды.

- А кто дал вам право приходить к нам на площадку, где разминается моя команда и требовать что-то от детей? Какое право вы имеете указывать моим детям, где им стоять, как разминаться?

- Ладно, – вмешался в препирательство главный судья, - Такая ситуация случилась. Что будем делать?

- Будем играть, - спокойно, но с чувствующимся напряжением в голосе, повторила уже сказанное раньше, тренер Клима.

На том и решили разойтись, каждый на свою сторону площадки.

Уже перед самой игрой, когда прошло приветствие команд, к тренеру подошли мальчишки получить последние напутствия. Тренера нервно потряхивало и единственное, что она смогла сказать:

- Как хотите, но вы их должны порвать! Если больше пяти очков им в партии дадите, то я с вами не знакома!

Ее беспокоило, конечно, что команда переживает и эмоции от случившегося могут привести к ошибкам в игре, но уверенность в своих - была непоколебима. Сомнений что ее команда выиграет - в принципе не было, - другое дело, с каким счетом. Можно было и по партиям выиграть со счетом 3:2, но теперь хотелось не просто выиграть, а каждую партию, и со счетом 25:5, 25:10, 25:12 максимум. Были переживания, что ее мальчишки в первой партии, в которую особенно захлестывают чувства и хочется выиграть, станут рисковать и ошибка за ошибкой сведет на нет хорошую игру. Понимала она и то, что ребята разозлились: в игре им будет хотеться «влупить» со всей силы и... попадать по сетке.

Переживания оказались напрасны. Отыграли первую партию хорошо, со счетом 25:7. Следующие две партии чуть больше десяти очков отдали, но, тем не менее, играли быстро и качественно.

Игра закончилась, начались дружеские рукопожатия между командами, пожатия рук тренеров с судьями. А после - заключительное рукопожатие тренеров двух команд. Пожав по очереди руки всем судьям, районный тренер повернулась, чтобы пожать руки тренерам областной команды. Они же оба, не подавая рук, развернулись от нее, и пошли к своей команде. Судьи, видевшие происходящее, встретились с ней глазами и, пожав плечами, развели руки.

Это был третий день игр Зоны России. Последующие дни игр, областные тренера даже не здоровались с ней, где бы они ни сталкивались: заходя в зал, пересекаясь в раздевалке команд. Ей, как тренеру и человеку, осталось только так же, как и судьи, пожать плечами и пожалеть настолько амбициозных коллег по цеху. За происходящим наблюдали мальчишки из команд. Тем более что они и дальше встречались в раздевалке. Конфликтов не было, хотя ее ребята и предлагали разной глубины пакости, но тренер отдельно поговорила с Климом - «борзотой местной», а затем и со всей командой, постаравшись объяснить, что ничего доказывать больше никому не нужно, они молодцы и уже доказали свою «крутость» хорошей игрой.

11.03.2018 г. С. Б.