Праздник Выборов в отдалённой местности

Виктор Гранин
              Это сейчас выборы чего-либо властного сопряжены с гигантскими усилиями, порождёнными отрыжкой либеральной демократии. Но и тут наше общество оказывается на высоте положения.  Всё же не хуже, а даже, кажется, и лучше, чем, как говорится "в лучших домах ..." - не будем здесь уточнять - чего и где.  Гигантская работа по выдвижению кандидатов, содержательная избирательная компания, формирование  и оборудование избирательных участков, обеспечение безопасности, видеокамеры, автоматическая обработка результатов -  делается и делается в срок с  результатом, гарантирующим успех.

              Однако, эта моя история к современным избирательным усилиям не имеет отношения. То были времена действия самой демократичной Конституции при единодушной поддержке всем населением кандидатов блока беспартийных и коммунистов. Никакой пятой колонны, никаких оппозиционеров - разве им место в здоровом обществе развитого социализма?
               При этаких делах и сами выборы-то можно было бы не проводить. Но мало ли что придёт на ум человеку, избалованному свободой. Может быть ты и прав. Но процедура должна быть соблюдена. Прежде всего для того, чтобы исключить саму возможность каких-либо злоупотреблений, которые в обществе иногда да дают о себе знать. Такова уж природа людей!

               В тот раз Выборы были назначены на начало лето. Но так как страна наша настолько обширна, что есть в ней уголки, куда только вертолётом можно долететь, да и то не всегда - то была предусмотрена процедура досрочного голосования.
              Наш крохотный посёлок у подножия гор среди тундр и был тем самым труднодоступным местом, в котором не раз уже проходило досрочное голосование с неизменным успехом, свидетельствовавшем о высокой степени сознательности и гражданской активности его малочисленного населения.
              На этот раз там - где надо - было решено снять видеосюжет для программы "Время" Центрального телевидения, о том, как же реализуют эти жители своё избирательное право. В назначенное время в посёлок прилетает вертолёт со всем необходимом для проведения голосования. Этим же рейсом была доставлена и съёмочная группа, что несколько осложнило жизнь посёлка, единственно тем, что персонал необходимо было расселить в стеснённых условиях базы развивающегося производства геологоразведочных работ.
              Ну, мужчин группы ещё можно определить в балок, постоянных его жителей переселив в балки соседние, их на это время слегка уплотнив. А вот женщин же не поселишь в бичевскую хату.
              Решение пришло скоро. Имелось в виду, что моя подружка оставила меня, уехав рожать нашего первенца под крылышком матери своей на берегу Чёрного моря. А я, стало быть, оказался в статусе соломенного  вдовца и барствовал в нашем уютном гнёздышке. Безо всяких объяснений меня и выкинули из гнезда, предоставив самому искать приют среди товарищей по недавнему холостячеству. И, разумеется, я не остался без крыши над головой.

              В нашем поселковом клубе, совсем ещё недавно выстроенном дружной бригадой красавцев парней - все из одного средневолжского захолустья. Материалом стен был избран единственный местный ресурс: прирусловый тополёвник, реликт от постледниковой эпохи, при реке совсем от нас недалёкой. Это экологическое обстоятельство нимало не беспокоило население, посещавшее очаг культуры только в исключительных случаях.Который-то и обнаружился вот теперь.
               В холле клуба был установлен стол, его накрыли отрезком кумача. На стол установили невеликую урну. Несколько стульев. Несколько же плакатов по стенам. Вот и все приготовление к таинству голосоания.
              Решено было один день отдать на собственно голосование. А съёмку произвести в день другой.
              Этот нюанс ситуации имел серьёзное обоснование. Разумеется, съёмочная группа, была представлена профессионалами своего дела и могла в самых сложных условиях грамотно разработать сценарий, произвести раскадрову, выстроить мизансцены, установить освещение и прочие тонкости съемочного дела. Но в сам ход съёмки одновременно с голосованием, мог вмешаться случай невероятный, трудно поддающийся исправлению при монтаже материала. А к тому были некоторые основания объективного характера.
               Дело в том, что волны эфира в нашей местности имели странную особенность. Враждебные голоса, типа "Голоса Америки" они пропускали безупречно, а вот радиостанция "Маяк", и призванная-то своей мощностью именно подавлять энергичных американцев, сама как бы уходила в беспомощность, хотя, сквозь треск и завывание тайной сущности и лепетала по полной в теме контрпропаганды и агитации страны, жившей свершениями от пленума до пленума ленинского ЦК.
              В результате жители посёлка от самых высокоидейных особей до последнего бича-пропойцы шалели от безбрежной свободы разномыслия. И тогда уж находились придурки, которые могли себе позволить отказаться даже от оплаты членских взносов в пользу того же ДОСААф, или Общества охраны природы. В данном же случае речь шла о важнейшем общественно-политическом мероприятии и случайности здесь должны быть исключены, тем более перед лицом многомиллионной аудитории Центрального телевидения.
                Решено и сделано.

                Действительно, в ход выборов вклинился, даже и не единичный, случай отказа от голосования. Это было немыслимо. Да были места, где за кандидатов блока бывало отдано до 97 процентов голосов, но мы же привыкли, что 99 - это самое то; значит, конечно, не 146, но уж все 100 процентов у нас должно быть получено, безусловно. Как говориться - дело чести!
                И эта наша проблема была решена элементарно. У торца стола выставили стопку ящиков с водкой, числом бутылок ровно по числу жителей посёлка. Не подумайте, что речь идёт о бессовестном подкупе избирателей. Никаких подарков! Просто удобный способ празднования Дня Выборов. Проголосовал и тут же имеешь возможность приобрести на свои трудовые сбережения  праздничный продукт, в радиусе двух сотен километров нигде больше не реализуемый.  А, если ты не приходишь на избирательный участок, то и упускаешь такую прекрасную возможность. Некоторое время отщепенцы крепились, затем стали подступать к счастливцам:
-Плесните, мол, и мне!
- Иди, гуляй на свежем воздухе - был им непреклонный ответ.
                Делать нечего - тут хочешь, не хочешь  - а надо идти.

                Голосование быстро закончилось с блестящим результатом. Материалы были тут же надлежаще оформлены, упакованы и опечатаны. По рации доложили, куда следует, итоги голосования. А праздник продолжался.

              На следующий день начались съёмки сюжета, но они оказались неудачными в силу бессонной праздничной ночи.
             На другой день подвело освещение.
             Потом появилась новая концепция  художественного воплощения замысла.
             А тут ударила затяжная пурга, и продолжалась всё, и продолжалась...

            Тем временем уже и вся страна в едином порыве проголосовала за светлую жизнь, так что любой сюжет о досрочном голосовании стал неактуальным. Но вертолёта всё не было. А все запасы спиртного  уже иссякли, в том числе и у меня, предусмотрительно запасшего их для предполагаемого обмывания новорожденного. Жена в Сочи, кажется, перехаживала, а теле-девки всё не покидали наши апартаменты. Все вместе мы собирались к вечеру и ночь напролёт барогозили. Да нам и без спиртного было весело бегать белыми ночами, по весенним сугробам, даже и в пургу. Весеннее сумасшествие было разлито в самом воздухе земли, к которой косяки перелётных птиц устремлялись для того лишь, чтобы дать начало жизни новой. Извечный круг обращения жизни!
             Только моя подружка улетела на юг, и нет от неё мне весточки. От этого я и не весел, хотя не без удовольствия наблюдаю, как веселы другие.

            Но всему - своё время. Закончилась пурга. Улетели телевизионщики, прихватив с собой две самые мои ценные книжки. Ну, да и что – и сам я не без греха.  А в один прекрасный день в окно возвращённой мне кельи постучал радист и помахал листком радиограммы:
- Гони магарыч!
            Наш начальник не оставил меня безутешным. Его Неприкосновенный запас обеспечил  соблюдение традиции. И была ночь дружеского веселья, где я оказался наипервейшим слабаком, и проснулся где-то не у себя дома, рядом с солёным огурцом, ещё плохо соображая, что теперь уж я отец. Однозначно.
           И это был уж, безусловно, мой собственный, самый действенный выбор.

16.03.2018 12:37:21