Горький и обыватели. Васса. Пиррова победа

Алла Моисеенкова
Пи;ррова побе;да — победа, доставшаяся слишком высокой ценой; победа, равносильная поражению. Википедия
Писать о Вассе очень сложно. С одной стороны
«В а с с а (не сразу, тихо). Мне вот арестантов жалко... некоторые совсем безвинно в тюрьме сидят, и дела никакого нет им... а на воле привыкли работать. Тех жаль, кому работать хочется, а - нечего...»
Труд, работа для Вассы смысл жизни, она уважает и более того, прощает мужу все именно за это.
«Васса. … Распутник был всю жизнь…от распутства и помирает… А кроме этого, ему цены нет… нет похвалы достойной.»
«Людмила….Книжку мне мать купила о садоводстве – учись, говорит, дело честное.»
А с другой стороны
«П а в е л. Ну да. И делать у нас ничего нельзя. … Я вот начал старинные иконы покупать у староверов, за рекой, - мать загрызла: богу, говорит, не молишься, а денег тратишь много!»
Семен хочет получить свою долю наследства и уехать жить в город, открыть там ювелирную лавку, то же дело. Но Васса и это не считает нужным и серьезным, а выделение доли грозит разорением. А потому интригами и подкупом сообщники делают так, чтобы все наследство досталось именно ей и ей одной. Это получилось.
Семен и его семья остаются жить у Вассы, о своем деле и самостоятельности мечтать не приходится. Любые попытки сыновей заняться торговлей или еще каким-то делом встречают недоверие, сомнения в их успехе, жесткое сопротивление и «загрызание».
И она тут же, «загрызая» и не позволяя,  возмущается, переживает, даже страдает из-за никчёмности и глупости сыновей.
«В а с с а (бормочет). Для чего всё? Для кого? (Бросила бумаги, сняла очки и сидит неподвижно, суровая, тоскливо глядя перед собой.)»
«В а с с а. Рушится всё дело! Тридцать лет работы - всё дымом, дымом! Годы были - тяжелые, убытки - большие... Работников - нет, а наследников много... А наследники - плохи! Для чего трудились мы с отцом? Кому работали! Кто грехи наши оправдает? Строили - года, падает - днями... обидно... Непереносно!»
Вопрос о наследниках очень болезненный. Павел, калека-истерик, не сможет продолжить дело, да и не хочет. У него детей нет. Семен слушается во всем жену Наталью, которую интересуют только деньги и праздная городская жизнь. Ребенок у них больной. А здоровый ребенок Семена родился у Липы, прислуги, но для Вассы  это чужое, ненужное дитя, ну никак не наследник, а позор, и от него избавляются немедленно. А мечтает Васса
«В а с с а. …Не удались сыновья... внуками жить буду... (Прислушивается.) Сад-то и не пропадёт... Забегают в нём детишки ваши... ласковые зверики...»
Приезжает дочь Анна, у нее дети «здоровые, веселые» и для Вассы это большая радость. Так что все получается.
Прохора убивают или он умирает сам, Павлу, избившему его и обвиненному в убийстве, уже некуда деваться, выбор у него небольшой: тюрьма или монастырь. Васса много лет думала, как поместить сына в монастырь, скрыть его за надежными, толстыми стенами от чужих и своих глаз, но не знала, как уговорить или заставить Павла, который даже и слушать о монастырской жизни ничего не желает. И это получается удачно! Одним махом и Прохора-дьявола убили, и Павла-скандалиста в монастырь отправить можно, он, правда, куда-то убежал, но за ним послали погоню. В общем, все отлично.
Из сложнейшей ситуации Васса выходит победительницей, но вдруг оказывается
«Васса. Будет вам, мамаша! Все власть да власть, а командовать некем…»
Васса понимает, что она, в сущности, одинока и никому не нужна, никто ее не любит, а нужны ее деньги. И тут мы слышим слезную, безумную, из тайных глубин души просьбу в глухую пустоту дома-ада.
«В а с с а. Ничего? Мне послышалось... Дочки мои... много зла на мне, много греха... хоть и против никудышных людей, а всё-таки... жаль их, когда одолеешь... Вы меня - любите... немножко! Много и не прошу - немножко хоть! Человек ведь я... Сына вот... сына своего... (Вскочила, тревожно.) Кричит, а? Кричит?
      Л ю д м и л а. Да нет же! Что вы?
      А н н а (ласково). Тихо всё... Успокойтесь...»
С ней рядом Людмила и Анна, они ее успокаивают, но не поддерживают, не сочувствуют, ничего ей не обещают. Заметим это. И Васса понимает ситуацию правильно.
«Васса (устало) Не знавать мне покоя… не знавать… никогда!»
И вроде бы Васса победительница, все получилось так, как она хотела, но радости нет от победы, а есть горечь и разочарование.
Посмотрим на Вассу. С одной стороны – цветущий сад-рай, который она вырастила. С другой – кошмарный дом-ад, в котором она полновластная хозяйка и где все несчастны. Этот дом-ад тоже она создала. То есть человек сам создает свой рай и ад. И живет  там, в созданном им самим мире, убежать оттуда не может ни при каких обстоятельствах, покинуть эти странные, но такие знакомые места, где ад и рай тесно и причудливо переплетены, возможно, только умерев. Убегает Павел, но мы понимаем, что бежать ему некуда, от себя не убежишь. Вот о чем писал Горький.
Мы это понимаем подсознательно, но трудно объяснить словами. Но мы попробуем.
  В саду счастье, радость, нежность, понимание, любимая и любящая Людмила, там Васса – настоящая мать.
«Людмила.  А вот, как начнем работать весною – погляди, какая буду я! Ах, сад наш! Войдешь в него утром, когда он росой окроплен и горит на солнце – точно в церковь вошла! Голова кружится, сердце замирает, петь начнешь – точно пьяная! Перестану, мамаша кричит – пой! И над кустами где-нибудь лицо ее вижу – ласковое, доброе, материно лицо!»
А в доме все по-другому.
«Павел. До какой? Эх, мамаша, жестокий вы человек…
Васса. Я-то. Так!
Павел. Сыном своим вы готовы землю копать, как лопатой, лишь бы денег добыть…»
А ведь речь идет об одном человеке – Вассе. И все это она, и ангел, приносящий красоту в мир и демон,  договаривающийся со  своим управляющим об убийстве.
Вот так писать это надо уметь. Это очень и очень не просто, уж поверьте мне на слово. А Горький делает это, как писал А.С. Пушкин «мимоходом пленяет грозного царя»*. Вот как так Горький пишет?  Что там Шекспир или Данте с его страшными 9 кругами ада? Нервно курят в сторонке.
С одной стороны – обычная жизнь купеческой семьи начала 20 века, а с другой глубокие философские темы, библейские вопросы о человеке. Вот как это сделано.
Написано о Горьком очень много, но наверно что-то не то и не так. Он еще не открыт и не прочтен.
Читайте Горького, это огромное удовольствие, подарите себе это. Вы этого достойны.
Р.S. В моем тексте много цитат, это не есть хорошо. Но мне хотелось бы, чтобы вы увидели пьесу моими глазами и прочитали ее вместе со мной.
*А.С. Пушкин «Руслан и Людмила».