Горький и обыватели. Липа

Алла Моисеенкова
Липа – прислуга в доме Вассы, то есть человек, постоянно живущий в семье и знающий многие секреты. А вот как она относится к своим благодетелям-хозяевам?
«Л и п а. Л ю д м и л а Михайловна дома не ночевали.
      В а с с а (негромко). Берегись, Олимпиада!.. Я тебе... покажу!
      Л и п а (испуганно). За что же?
      В а с с а. А вот за то, что неприятное мне... со вкусом ты говоришь...»
Позднее Васса будет просить Михаила припугнуть Липу, что тот с удовольствием и делает.
Что так задело и обидело Вассу? Неприкрытая радость прислуги и удовольствие от происходящего.
- Вот вам! Получите! Несмываемый позор на всю жизнь! Невестка-то оказалась гулящей!
То, что для семьи Вассы трагедия, оказалось предметом злорадства и насмешек. И это она уже простить не может.  Но все эти негативные эмоции скрывается под ложным сочувствием и оправданием.
«Л и п а. В монастырь бы я...
      В а с с а. Монастырь? (Задумалась.) Я те дам монастырь! (Мягче.) О тебе заботятся... Вытри рожу, ну? Отпусти тебя, - ты пропадёшь!»
«В а с с а (толкая Липу в свой кабинет). Цыц! Сиди! (Анне.) Ну, а ты что, ну? Чего дрожишь, ну? Случилась ошибка, не то лекарство девушка дала... это бывает! Разве не бывает? Хозяин дома при смерти, суета, девушка одна, с ног сбилась...»
Как видим, отношения между Вассой и Липой сложные, а началось все это давно
«В а с с а. …Вот я, его, дураково, здоровье (Семена Прим автора) оберегаючи, любовницу (Липу прим авт) ему в доме разрешила, а он - этим же грехом моим немалым - мне же в зенки тычет... А здоровье-то всё-таки потерял, подлец... на селе где-то схватил чего не надо...»
Любовная интрижка завершилась рождением ребенка
«С е м ё н. У меня был здоровый ребёнок...
      В а с с а. От горничной.
      С е м ё н. Ну так что? Был же? А что горничная, так вы сами меня с нею свели.
      В а с с а. И ребёнок родился мёртвенький. Вот, Анна...
      С е м ё н (вскочил). Вовсе не мёртвый он родился, а она его сама - она всё Наталье рассказала, нечего врать! Вы запугали её чем-то... и всю жизнь её ребёнком этим пугали... с того она и удавилась... да!»
Родился ребенок у Липы от Семена, но это оказалось только поводом для возможного, постыдного скандала и только. И чтобы избежать позора и сплетен, Михаил и Васса запугали девушку до того, что она лично убивает своего ребенка. Но для хозяев это никак не огорчение, а повод для жесткого, подлого  шантажа. Теперь Липа будет делать все, чтобы ей не приказали Васса и Михаил. Послушная прислуга, готовая на все, даже на преступление, это именно то, что нужно хозяевам.
Один раз совершив преступление и избежав наказания, казалось бы, можно дальше жить не о чем не заботясь, ан нет! Ты забудешь, будут помнить другие. Свернуть с кривой дорожки уже не получится.
И когда сообщники ищут исполнителя преступления, то Липа оказывается именно тем человеком, который и должен это совершить.
После неудачного отравления Прохора девушку и не думают наказывать, а уж тем более отпускать. Нужна она, нужна! Сделает все и будет молчать. Она должна бояться и жить в непрерывном страхе, но это «непереносно», тяжко, и Липа кончает жизнь самоубийством к неудовольствию и досаде своих соблазнителей-подстрекателей-мучителей. Только так можно уйти из страшного дома-ада, только так можно перестать бояться.