Психологический портрет редактора

Наталия Уралова
О Евгении Лобанове и его альманахе
Впервые «Воскресенье» я увидела на столике в фойе библиотеки им. К. Паустовского. Взяла в руки и прочла на форзаце, что «альманах выходит под эгидой Муниципального объединения библиотек». Подумала: это сборник стихов и рассказов екатеринбургских библиотекарей и читателей. Ни имя редакторов-составителей, ни оглавление ничего мне не сказали. Случилось это в 2005 или 2006 году. В то время я уже печаталась и в «Складчине», и в «Литературных средах», и в «Добром малом», и в «Поэтическом марафоне», и в «Урале», уже вышел мой авторский сборник «Судьбу, как платье, примеряю», но о редакторе Евгении Лобанове не слышала ничего.
Познакомились мы много позже в Литературном квартале в День города. Евгений остановился перекинуться парой слов с кем-то из наших петроглифцев и стал показывать фотографии, сделанные им на улицах Екатеринбурга. Меня привлекла одна из них: старомодный сломанный стул на набережной Исети. Эту картинку можно теперь увидеть на обложке «Воскресенья» № 25. Кажется, мы тогда о чем-то поговорили с Евгением, и я пригласила его в «Петроглиф».
Но пришел он к нам уже после 2010 года, когда со смертью Н.Я. Мережникова петроглифцы остались без «Складчины» и искали возможность публиковаться.
Пришел с соредактором Сергеем Колосовым, стопкой «Воскресений» и твердым намерением передать мне «со товарищи» и альманах, и редакторские права.
У меня был небольшой опыт работы в СМИ: три года подряд в летние месяцы я
замещала корректоров молодежной газеты «На смену!», ушедших в долгий отпуск.
Но редакторствовать - это дело другое. Если честно, я испугалась такого груза и уговорила Евгения остаться в альманахе, пока я не приобрету необходимый опыт. Так
в 2011 году началось наше сотрудничество.
От Лобанова я узнала, что «Литературно-художественный альманах для семейного чтения "Воскресенье" выходит в Екатеринбурге с 2003 года дважды в год, весной и осенью. Выход осуществляется за счет спонсоров (т.е. для авторов абсолютно бесплатно, с бесплатным предоставлением одного авторского экземпляра). Мысль об издании альманаха для семейного чтения зародилась в конце 2002 года на одной из литературных презентаций, происходивших в Пушкинском доме. Первоначально соредакторами «Воскресенья» были екатеринбургские писатели Евгений Лобанов и Наталья Терехова. Впоследствии Наталья «отошла от дел» и главным редактором стал Евгений Лобанов. В 2007-м, выпустив 10-й номер альманаха, Евгений передал «бразды правления» поэту Дарье Базуевой и критику Сергею Колосову и стал бессменным литконсультантом. «Воскресенье» - альманах международный: в нем соседствуют русскоязычные авторы из России, Австралии, США, Англии, Германии, Финляндии, Израиля, Латвии, Литвы, Белоруссии, Молдовы, Украины... Альманах старается открывать новых авторов и помогает начинающим найти свой путь к читателям.
Одно время альманах выходил под эгидой Муниципального объединения библиотек (г. Екатеринбург), и 42 экземпляра альманаха (из 200) попадали в библиотеки, входящие в состав объединения. Объем каждого выпуска «Воскресенья» - 188 страниц формата А5.
О «Воскресенье» были передачи на радио, публикации в газетах, рецензии в критическом альманахе «Среда обитания». Выходила «Библиотечка альманаха «Воскресенье». Редакция постоянно получала письма от читателей и авторов со словами благодарности.
Но к 2011 году что-то неординарное случилось в жизни каждого из редакторов «Воскресенья», может быть, накопилась усталость. Произошли изменения в обществе, в экономике, обанкротились многие предприятия, в том числе и камышловская типография. Бесследно пропал в ее цехах очередной оплаченный макет альманаха. Надо было создавать все сначала. В этот сложный для всех период я и подключилась к изданию «Воскресенья».
Рассказывать о Лобанове чрезвычайно сложно по нескольким причинам.
Во-первых, он мужчина, да к тому же еще и пишущий мужчина. Общаясь с их братией, я стала замечать, что такого склада люди отличаются одной особенностью: они не видят реального мира, не отражают жизни, а строят и раскрашивают декорации, и существуют в них, как будто это и есть сама жизнь.
Когда я поделилась этой мыслью со своим давним другом – Николаем Ганебных (тоже поэтом), то думала встретить отпор с его стороны. Но он неожиданно легко согласился со мной и сказал: «Женщины прагматичнее мужчин.
Они смотрят на жизнь с практической точки зрения».
Кроме того, читая Лобанова в «Воскресенье», я в одной из его публикаций нашла подтверждение своему наблюдению:
«…Ну конечно же, ты прав. Как всегда. Писатель бежит от реального мира и создает себе идеальный. И каждый из нас одинок в своем идеальном» ( Евгений Лобанов. Над Е-бургом и Питером. «Воскресенье», № 26, 2016, с.54).
Во-вторых, кто-то из общих знакомых сказал о Лобанове: «Это человек, который придумывает правила в соответствии со своими представлениями о жизни и ждет, что все ринутся их выполнять». Неоднократно имела возможность в этом убедиться.
Как-то перед Новым годом, никого особо не поздравив, Лобанов «ждал поздравлений от тех, для кого много чего сделал - от тех, кто неоднократно обращался ко мне, просил отредактировать рукопись, дать совет, кому не раз помогал психологически, кого публиковал в альманахе «Воскресенье». К сожалению, не дождался…».
«Так благодарность должна существовать на свете, или нет?» - возмутился он на мое замечание, как будто «благодарность» - это воинская обязанность, а не абстрактное понятие, тонкое чувство, недоступное людям с конкретным мышлением (социальная сеть ВКонтакте).
Если Лобанов поставит на чем-то или ком-то «печать», то потом ее не отмыть никакими чистящими средствами. «Это моя четко выраженная точка зрения, с которой можно соглашаться или нет, но она есть, и ничего ни ты, ни кто другой с ней поделать не могут и не смогут» (из личных сообщений). Любимое ругательство – «графоман»:
«Да блин, ты не слышишь, что ли?! У меня что, с формой что-то не так, я - графоман?
У меня гуляет размер, безнадежно слабые рифмы, что ли? Должен быть минимальный уровень, ниже которого человек не может считаться поэтом (прозаиком)» (из личных сообщений).
Предельно консервативен, мнения своего не меняет или меняет, но под давлением очень веских аргументов. «Но есть вещи, в которых нужна именно крайность. Я такой, остальные не такие, и все уравновешивается» (из личных сообщений).
Иногда придумывает свои версии событий и твердо верит, что так и было на самом деле:
Он крайний индивидуалист, и как-то сказал мне: «Все, что я делаю, в конечном итоге, я делаю для себя». Его убежденность в собственном предназначении непоколебима:
«Мое мнение выстрадано, продумано до мелочей, и свою линию я буду гнуть, пока смогу» (из личных сообщений).
«Свердловский горный институт – «рассадник» талантов, - пишет Евгений Лобанов в очерке о Вадиме Синявине в № 25 альманаха «Воскресенье» на стр.143.
Лучшим временем своей жизни Лобанов считает «горнородниковый» период: тогда и реки были молочнее, и берега кисельнее, а уж участники литературного объединения при Горном институте превзошли талантами всех других на две…нет! на три головы)). Хотя я не могу назвать ни одного сколько-нибудь выделившегося из общего ряда имени. Ну, разве только Борис Рыжий.
В-третьих, как говорил гениальный французский мыслитель, писатель, моралист Франсуа де Ларошфуко: «Наши недостатки – это продолжение наших достоинств».
Бескомпромиссность, самодостаточность, твердость, даже жёсткость, принципиальность, индивидуализм, амбициозность, «горнородниковый» снобизм да еще безусловный художественный вкус и литературное чутьё – это те самые качества, которые способствовали Лобанову-редактору в издании на протяжении 13 лет такого альманаха, как «Воскресенье», но они же помогли ему нажить немало недоброжелателей.
«Я считаю, что сделал в литературе больше, чем многие из членов СП, в т.ч. и в открытии неизвестных талантов» (из личных сообщений)
На счет редакторских качеств у Евгения также существует своя точка зрения.
«Я говорю о том, что в любом издании литературном должен быть хороший редактор, именно - отделяющий. А в редакторы лезет кто попало (тот же А. А…в, который, напечатавшись, считает себя талантом). Все эти складчины плохи тем, что дают возможность тому же М. П…ву хвалиться публикацией в «Поэте года». Если он - поэт года, то я - китайская балерина!» (из личных сообщений).
Вероятно, Лобанов прав, потому что альманах «Воскресенье» под его руководством продолжает выходить номер за номером и развиваться: появляются новые рубрики, возобновляются приложения, готовятся региональные выпуски.
О высоком художественном уровне предлагаемых в журнале материалов пишут и говорят практически все его читатели.
«Со всех сторон ведь слышу (думаю, и ты слышишь): спасибо за хороший уровень. Оно («Воскресенье») ведь и известно в основном из-за уровня. Если бы такой же (или выше) уровень был у большинства литературных изданий, его бы мало кто знал и выделял» (из личных сообщений).
Действительно, у альманаха есть постоянные читатели и подписчики, одним из которых является Даниель Якобсон из Берлина. Он перечислил деньги за «Воскресенье» до 30-го выпуска.
Да и в других городах и весях интересуются нашим изданием. Некоторые авторы периодически присылают материалы для публикации, например: Сергей Шилкин из Башкирии, Елена Александренко с Дальнего Востока, Ольга Хмара из Воркуты.
Из статьи может показаться, что я неважно отношусь к Лобанову. Но это не так. Я не разделяю некоторых его убеждений, но очень ценю и уважаю его за человеческие и деловые качества, высокую работоспособность, многие важные умения, литературное чутье, писательский талант, преданность искусству, последовательность, надежность и другие его достоинства. Я рада, что судьба привела меня в альманах «Воскресенье» к Евгению Лобанову.
-- Международный литературный альманах "Воскресенье",#27