Оскорбление дурака

Мустафасафед
Дурацкие оскорбительные слова умный не воспримет как оскорбление, разве что отреагирует досадой или недоумением, что он оказался в положении, когда такое стало возможным. И я не буду рассматривать оскорблений действием, которые ещё более свойственны данной категории этих несчастных людей. Мое повествование о действительном оскорблении умных, нанесенных противоположностью.

Давно, в одной из прошлых жизней, когда я был студентом физфака, мой преподаватель Александр Грантович Назаретян, который был умнейшим среди профессоров факультета, объявил название новой темы. Само название я не помню, да и вряд ли оно интересно большинству моих читателей, потому как относилось к одному из разделов теоретической физики, о которой большинство тогдашней аудитории, имело даже не теоретическое, а чисто художественное представление.

Для тех, кто не в теме, приведу цитату  другого нашего университетского теоретика от физики доцента Салихова. Он носил прозвище Сперматозоид, за свои габариты и чрезвычайную подвижность и произносил: "вы, студенты, можете знать теоретическую физику, в лучшем случае на троечку, я, как преподаватель, знаю её на четверку, а на пять", - он поднимал указательный палец к небу, - "знает физику один аллах!" Аудитория не протестовала против таких заявлений. Ведь все мы были "вечерники" - студенты вечернего отделения физфака. И ваш покорнейший слуга, умудрявшийся получать четверки за решение задач в этой дисциплине, на лекциях по теоретической физике, предпочитал также, как и остальные, глубокомысленно помалкивать.

И так, умнейший А.Г. объявил, что-то типа: Градиент, разрывающий вашу дивергенцию, как частный случай ротора вашего квантового поля. Конечно же никакого разрыва это заявление не произвело, потому как разрыв произошел на самой первой лекции по теорфизике, когда стало ясно, что у нас один выбор: либо мы завязываем с личной жизнью, либо становимся осведомленными в этом предмете. Выбор всеми нами был сделан давно и ничто не предвещало неожиданностей. И тут из угла, с самого заднего ряда раздался голос: "Муаллим (учитель, уважаемый), можно мне к доске?" Все, включая Александра Грантовича удивленно воззрились на говорящего. Потому что этот голос впервые звучал в нашей аудитории. И обладал им наш однокурсник Джонмирзоев, который был известен тем, что был ничем не известен. Его никогда не слышали и со временем перестали видеть. Он, как теперь оказалось, обладал своеобразным горловым голосом. Ни до этого случая, ни после я не слышал, чтобы кто-то общался таким голосом. Лишь пару раз я слышал как таким же нижним горловым голосом исполняли песни бродячие хафизы.

- да, конечно, - ответил Александр Грантович Джонмирзоеву.

Ни до, ни после этого случая, я не видел Джонмирзоева стоящим возле доски. Он взял мел и поднес его к доске. Аудитория наполнилась скрипом мела и размеренным горловым речитативом. Минут пятнадцать, а то и все двадцать он покрывал доску значками схем и физических формул и ровно и монотонно тромбовал уши своим необычным голосом. Исписав трельяж доски, он положил мел и сел на свое место в уголок.

С минуту в аудитории царила тишина. В этой тишине Александр Грантович взял тряпку, стер написанное и принялся излагать новый материал. Текст изложенного Джонмирзоевым ни он, и никто из сокурсников не прокомментировал. Но сам факт его выступления произвел несомненное и длительное шокирующее воздействие. Качество изложенного материала, наверняка, было на должном уровне, но мог это оценить только А.Г. И что это было тогда, понял только он. Мне догадка пришла намного позже, когда мне начались открываться сокровенные стороны человеческих душ и мира. Но в момент, когда Джонмирзоев положил мел и сел на свое место, был завершен акт оскорбления. Тот, кого все считали не просто дураком, а вовсе никем, высказал некую концепцию, не нашедшую возражений.

Когда дурак говорит откровенную глупость, это вызывает осмеивание, когда он говорит банальность, это вызывает подшучивание, когда же он говорит нечто, выходящее за рамки обывательских представлений, это выглядит жесточайшим оскорблением из-за возникающего вопроса: кто же здесь дурак?