Густав Климт. Три возраста женщины

Алина Алексеева-Маркезин
       Густав Климт.Три возраста женщины.1905г.Национальная галерея современного искусства (Рим).

 Самой загадочной и необычной картиной Климта можно назвать полотно "Три возраста женщины". Эта восхитительная и многозначная картина была написана художником в 1905 году. Удивительно, что одновременно произведение вызывает как радостные, так и печальные чувства.Полотно символизирует круговорот жизни, являющийся одним из центральных мотивов творчества Климта.

       Условно поделив жизненный путь женщины на три наиболее важных периода, Климт не только сделал ударение на цикличности этого пути, но еще показал жизнь и смерть, в их нераздельной связке; может быть поэтому, при созерцании сюжета можно почувствовать как чувство радости, так и «заразиться» унынием и грустью.

  Тоненькая фигурка девочки прижимается к груди молодой и полной здоровья женщины, и их полные жизни тела контрастируют с образом старухи. Фигуры молодости изображены у Климта нежно голубым цветом, на фоне которого болезненный желтый цвет старости и высохшее тело кажется особенно отталкивающим.

         Климт, будто оставляя фигуру старости, отвернувшуюся и закрывшую лицо руками на заднем плане, пытается воспеть красоту и молодость, используя свою любимую золотистую палитру. Однако, Климт не отказывается от изображения старухи и оно подобно знаменитому «memento mori» наполняет картину трагичностью.

 Удивительно, что несмотря на то, что смерть является неотъемлемой частью человеческого существования, Климту она  неприятна.
 Однако, фигура женщины с ребенком символизирует способность порождать и возрождать жизни, и здесь Климт тонко чувствует женскую  природу.

          Тем самым контраст между стилизованным изображением молодой женщины и натуралистическим образом старухи приобретает символический смысл: первая фаза жизни несёт с собой бесконечные возможности и метаморфозы, последняя — неизменное постоянство и конфликт с реальностью.

 В 1911 году картина «Три возраста женщины» удостоилась золотой медали на международной выставке в Риме, а в 1912 году картина была приобретена римской Национальной галереей современного искусства.

         Полотно не отпускает, забирается в душу и заставляет думать о глубине послания художника, равно как и о глубине и неизбежности жизни.