Самолет и баклажан

Василий Ильич Куприянов
         В канун юбилейного вечера Нади Рушевой, проходившего в школе ее имени и куда меня пригласили для выступления,  перелистывая монографию, посвященную ее замечательному творчеству,  в предисловии к книге, я  обнаружил любопытный для себя факт. Оказывается нас, с  будущей художницей, в детстве водили в один и тот же садик/ясли. И принадлежал он 1-му ГПЗ, в просторечье «Шарику», там  в  те времена  трудился мой отец.
     Располагался сад на 1-й ул. Машиностроения, где жила тогда моя семья. Построенный  одновременно с заводом в начале 30-х годов сад имел свою  территорию, огороженную высоким забором из железных прутьев.  Благодаря  заботе и уходу  к середине  50-х прилегающий участок  просто утопал в зелени. И, тем не менее, в летние месяцы детей вывозили на загородные дачи, ближе к природе, на ст. « Жаворонки».
     Поскольку мы с Надей были погодками, то, естественно,  мелькнула  мысль, а не встречались ли мы в той жизни?  Для проверки этой  версии  я бросился  заново  изучать свои  фотографии тех лет. Но, к сожалению, подтверждения возникшей  догадке не обнаружил. Среди детей, окружавших меня на коллективных снимках, Нади не было. А жаль. Тогда бы школьный музей юной художницы пополнился новым  фотодокументом. Не получив свидетельства прямого контакта, оставалось тешить себя мыслью, что временным приютом для нас служили одни и те же  стены.
      Всматриваясь в лица сверстников, я невольно перенесся  мыслями в детство. Из рассказов родителей помню, что после первого дня проведенного в саду, куда меня удалось пристроить в середине года, мама спросила: «Понравилось ли мне  там  и есть ли в нашей  группе симпатичные  девочки?» На что я со вздохом ответил:  «Всех хороших разобрали». Видимо, ребенку и суток  хватило, чтобы дать оценку и девочкам,  и сложившимся внутри коллектива отношениям, а затем  безропотно принять их  как данность.
     Зато  в другом случае  с заведенными  порядками  смиряться не пожелал. При распределении индивидуальных шкафчиков для верхней одежды я занял тот, у которого на дверце красовался  парящий в небе  самолетик. Увы, это был не только мой выбор. Еще один карапуз, видимо тоже мнящий  себя будущим летчиком, устремился к захвату, и теперь  каждому из нас  предстояло в "жестком" единоборстве  отстаивать свою заветную мечту. Вмешавшаяся воспитательница, недооценив степень конфликта, посоветовала мне, как новенькому,  уступить  супротивнику  и переложить свои вещи в соседний шкаф с лиловым баклажанчиком   на дверце. По недомыслию  она даже не понимала, как нелепо звучит ее предложение в создавшейся ситуации. Ну как можно не видеть  разницы между самолетом и баклажаном? Понятное дело: хотя и взрослая, все равно девчонка. Пришлось проявить  упорство и «поле битвы» осталось за мной.
       Вспомнился еще один пример, говорящий об отсутствии чуткости у взрослых и их непонятливости.  Однажды, уступив моим настоятельным просьбам, родители подарили мне голубой барабанчик. Я им очень  гордился и, конечно, желая поделиться  радостью, понес  в сад, ничего при этом,  не сказав родителям. Дети часто берут любимые игрушки с собой  как частичку  домашнего мира, чтобы с их  помощью  сгладить щемящее чувство одиночества, возникающее  вдали от родных.
       В барабан я, естественно, барабанил(ну, а что с ним еще делать?).Давал и другим. За что вскоре  был наказан и лишен своего подарка. Моего громкоголосого друга конфисковали  и закрыли на ключ  в большом шкафу, служившем  показушной  витриной. Там, в безмолвном заточении, на потребу всевозможных  комиссий  уже пылились его казенные собратья.
        После этого мой голубенький барабанчик, томящийся среди других, краснобоких, стал мне еще роднее и дороже. В минуты  одиночества и детских обид  я подходил и  долго смотрел на него сквозь  стекло,  желая  как- то поддержать плененного товарища. Вернуть  «нарушителя  спокойствия»  обещали только через родителей, а мне не очень  хотелось огорчать их признанием  в  самовольном поступке. Дальнейшая судьба «узника»  неизвестна. Надеюсь, он все же успел порадовать кого-то другого  своей задорной дробью. 
       С каждым подобным случаем,  взрослые безвозвратно  утрачивали свой авторитет и мое   доверие к ним. Поэтому, став молодым отцом, я всегда старался с чуткостью и пониманием относиться к детскому мировосприятию дочери.

    Рассказ был опубликован в №3 журнала "Веси".
               
веси 3-2021