Освобождаю волю. Ныне и во веки веков

Юрий Отряскин
Никак не ожидал, что заметка “Бытие против Сознания” затронет другую тему - свободы и воли. Точнее, сочетание этих двух определений, но “сшитых” в одно: «свобода воли».

Ещё несколько лет назад, встречая такое “вытворение”, я спрашивал у тех, кто его использовал, дать мне разъяснения, что сие значит или что они сами понимают под этим слитным воедино определением. Спрашиваю и по сию пору... Всякие ответы были, вплоть до бана, но никто из них так и не смог дать вразумительного для меня объяснения. Пришлось, как обычно, доходить до всего самому...

Начну с того, что постараюсь дать развернутый смысл этих двух слов - свободы и воли. Тот, который заложен в них изначально, и который со временем расплылся, что привело к путанице в понимании этих слов, и к появлению такого вот слогана.

Свобода есть ничто иное, как суть связанная с деятельностью человека: свобода мысли, слова, печати, движения или перемещения, творчества. Я привожу лишь часть слов, которые всегда согласуются и идут рука об руку со словом «свобода». При желании вы можете что-то сами добавить.

Воля, в свою очередь, есть ничто иное, как суть проявления, связанное с состоянием сознания человека, его осознанности. Она напрямую связана с душой и одухотворённостью. Чем выше осознанность, тем крепче и сильней воля его носителя. Вам, конечно же, знакомы такие выражения как: волевая личность, вольный слушатель, доброволец, вольнодумец, ну и самое распространенное - сила воли. Или вот ещё, которое часто произносят религиозные люди: “на всё воля божья”... При всём том же вашем желании можно привести немало примеров, связанных со словом «воля».

Нужно ещё вспомнить такие выражения как “сила духа” и “одухотворённый человек”, которые перекликаются с приведёнными чуть выше, и подтверждающие, что «воля» является не телесным воплощением, а именно духовным, при этом не несущего религиозного оттенка, так как они есть не только у приверженцев разных религий и верований, но и у так называемых безбожников, атеистов.

Попробуйте, ради интереса, поменять местами «волю» и «свободу» в тех, приведённых ранее примерах, и вы увидите, что из этого получится. Примерно вот такое: воля мысли, воля слова, воля творчества. И - сила свободы, свободоволец, свободный слушатель, свобододумец и ”на всё свобода божья”… Согласитесь, несуразица какая-то получается.

Также, говоря о воле, о её силе, мы подразумеваем под этим дополнительное понятие - решительность. Волевой человек - это тот, кто принял решение и готов нести ответственность за его воплощение в жизнь. Согласитесь, что не каждый “свободный человек” может этим похвастаться.

Надеюсь, теперь вы понимаете, что это всё-таки два разных слова, которые несут в себе два разных смысла и два разных значения. Мой приятель дал очень красивое и меткое образное сравнение: свобода - это океан, ограниченный берегами и силой натяжения воды, а воля - это ветер, не имеющий никаких преград, дующий куда ему угодно.

Как берега ограничевают океан, так можно ограничить тело человека, а именно его свободу. Можно заключить его под стражу, можно запретить говорить какие-то слова, смотреть какие-то картины, фильмы, можно не печатать написанное человеком, наложить запрет покидать то или иное место. Но запретить мыслить, осознавать себя, своей сути и предначертания, а также быть и оставаться одухотворённым, даже когда твое тело ущемлено - это никому не под силу, даже богам.

Есть же люди, которые подвергают сами себя различным ограничениям: отказываются принимать определённую пищу; уходят в добровольное (заметьте, добровольное, а не добросвободное!) заточение, будь то скит или заброшенные деревенька, хутор; не смотрят телевизор, не читают книг, не играют в интернет-игры… Да много чем может сам себя человек ограничить! Но делает он это только сам, только по своей собственной воле.

Если попытаться проявить эти же ограничения извне, давлеть на его волю как на осознанный выбор, то это будет не ограничение свободы, как может показаться на первый взгляд, а именно неволя. Повторюсь: введение телесных ограничений человек ещё может снести, но попытки вогнать его в неволю, всегда встречают отпор.

Чтобы избежать ошибок, приводящих к путанице между неволей и несвободой, нужно запомнить одно правило: “сломать” можно тело, но не можно сломать дух. А дух, как мы видим, и есть проявление Воли.

У людей с противообщественным поведением есть выражения, где эта ошибка, в понимании смыслов слов, явно выражена: “век воли не видать” и “на волю с чистой совестью”. Они, в первую очередь, лишены Свободы, а не Воли: их собственная воля сама же и привела их на нары. Так чего они лишены, воли или свободы; чем клянуться, волью или свободой; куда стремятся выйти, на волю или на свободу?..

Теперь немного о философах, которые бьются над “проблемой” «свободы воли».

Само это выражение появилось не так давно,где-то, по моим прикидкам, в девятнадцатом веке. Но больше склонен думать, что в середине двадцатого столетия. К сожалению, мне не удалось найти первого упоминания «свободы воли» ни в интернете, ни в своей памяти. По крайней мере, в годы моей юности мне не приходилось его слышать. Где-то читал или слышал, что это выражение приписывается Махатме Ганди. Но переворошив все его самые знаменитые фразы, я не встретился с этими словами, стоя;щими рядом. Отдельно, да, есть, но вместе…

Стал проводить свои дальнейшие “раскопки”. Были ссылки на многих ученых-философов, поэтов и богословов, от Гомера до Канта, но и там идёт речь, в основном, о предначертанности или о непредначертанности всего, что касается будущего. Как свершившегося, так и не свершившегося. Проще сказать, спорят о судьбе и кто её хозяин - человек или бог/-и. Если быть более точным, то там ведутся рассуждения о воли, как божьей, так и человечьей, насколько она сильна, и имеет ли ограниченность в своём её применении.

Вот тут до меня стало доходить “откуда ноги растут” этой самой «свободы воли».

Как мы рассмотрели выше и поняли, чем отличается воля от свободы, так и те философы это прекрасно понимали знали “кто из них есть что”. Они применяли эти понятия близко друг другу, но воедино их не сливали…

Может я плохо читал?.. Может, я не исключаю. Но мне вдруг со всей ясностью стало понятно, что введение “свободы воли” есть попытка ОГРАНИЧИТЬ то, что не поддаётся ограничению. И все их споры сводились именно к ограничению (детерминизм) и неограничению (индетерминизм), чье влияние выше и есть ли оно вообще.  И всё! Это и есть их основная тема спора, которая ведётся до сих пор.

Сторонники детерминизма, привязав к Воле Свободу, тем самым желают как-то придать ей очертания. Но послушайте, господа хорошие, тогда почему вы рассматриваете только одну сторону поставленной цели? Почему вы не хотите зайти и с другой стороны? Раз вы считаете, что есть “свобода воли”, то должна быть и изнанка этого вопроса - “воля свободы”... Ответа я так не услышал. Ни от тех, ни от нынешних.

Я сам дам ответ: есть Воля, есть Свобода. Но нет свободы воли. И не может быть, как не может быть воли свободы.

...Но всё же, если эта попытка ограничить неограниченное удастся, то тогда можно будет ничтоже сумняшеся писать новую Книгу, где будут слова: “И создал Человек бога по своему образу и подобию.” Ни больше, ни меньше!..

Нужно всегда учитывать, что в попытке совместить несовместимое нас всегда будет ждать полный крах. Когда стираются грани между духовным (не религиозным) и материальным, когда одно пытаются ограничить, а другое подменить, то про успех можно смело забыть. Такие споры приводят не к пониманию и миру, а лишь к войне. И путь в поисках Истины становится не прям и близок, а извилист и удалённым от Неё.


Что ни говори, а наши пращуры были правы, когда говорили: “Хочешь понять сложное - упрости!”

**********

И в конце, чтобы закрыть тему с которой я начал.

«Из предисловия к «К критике политической экономии» (1859) Карла Маркса (1818—1883): «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».
Иносказательно: оправдание чьих-либо настроений, пристрастий или недостатков (шутл.-ирон.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003.

Так что, я правильно понял Маркса - он сознание ставил впереди и выше бытия.
Шутил Карл, шутил...