Чем хуже здесь, тем лучше там

Евгений Кузнецов 3
 
 
 
...Она сидела здесь уже третью или четвертую зиму. Точнее, третий или четвёртый год. Может,даже больше. Можно сказать, жила здесь. Да, в прямом смысле этого слова. Находилась здесь всё время, в любую погоду. И днём, и ночью. В самые лютые,жестокие, трескучие морозы, в самые страшные метели и снегопады. Сидела на
каком-то подобии скамейки. Среди своего нехитрого скарба.Нескольких мешков полиэтиленовых. В дождливую погоду уходила под крышу ближайшей автобусной остановки. Иногда, видимо, чтобы размяться, прогуливалась по тротуару, подходила к ближайшему киоску, в котором продавали булочки, чай, и о чём-то долго разговаривала с продавщицей. Находила с ней общий язык.
...А рядом возвышались высокие стены древнего русского монастыря. 
Никто про неё ничего не знал. Одни говорили, что она беженка с Украины, другие, что она странница по жизни.  От кого-то я услышал, что ее зовут Зинаида. «Матушка Зинаида» – почему-то сложилось у меня в голове. И я стал её называть так, мысленно, про себя, и в разговоре с людьми. 
Говорят, ей предлагали добрые люди перейти в тёплое помещение, звали её к себе в дом, бесплатно, но она отказывалась. Какой-то богатый паломник из Москвы хотел ей купить вагончик, но она не согласилась, сказала, что подожгут бомжи. Однажды полиция отвезла матушку Зинаиду в «психушку», но там её признали здоровой, и она,  снова вернулась на своё место. 
В конце концов к ней просто привыкли и перестали её замечать. Что, судя по всему, ей и нужно было. И она продолжала сидеть. Ну, ладно бы, ещё летом. Но зимой, когда морозы доходили до 40 градусов. Когда от сковывающего, всепронизывающего, нестерпимого холода хотелось забежать в любое помещение, хоть в ближайший магазин, погреться... 
...Рано-рано утром, ещё в сумерках, зимой, идя на службу, в церковь, я часто проходил мимо этого места и видел в темноте сидящую одиноко, полусогнутую человеческую фигуру, похожую на изваяние, всю покрытую инеем.   
Она никому не завидовала, и была безучастной, равнодушной ко всем благам цивилизации. ...В общем, она оставалась Тайной. Хотелось узнать о ней больше...
Как-то раз я встретил недалеко от этого места своего знакомого, Сергея, инвалида, собирающего здесь милостыню. "Уж он-то точно что-нибудь знает" – подумал я и решил спросить у него. Нет, он тоже ничего не знал; почему она сидит здесь, и кто она? И я пошёл дальше... 
Проходя мимо матушки Зинаиды, я увидел, что она машет мне рукой и зовет меня. В тот момент я ещё не был знаком с ней. Подошел. Дословно не припомню, что она сказала, но смысл был примерно такой: 
"Сижу здесь, потому что за воду, свет, газ платить не надо, соседей нет. Ругаться не с кем. Ни от кого не зависишь… Свобода! – скороговоркой проговорила она. 
И что-то ещё добавила... То ли пошутила, то ли всерьёз сказала, я не понял. Машинально кивнул в ответ, я пошел своей дорогой. 
И тут до меня дошло. Осенило. А ведь она сейчас ответила на мой вопрос, только что заданный  инвалиду Сергею. Как же узнала об этом? Слышать не могла. Расстояние от того места, где я разговаривал с Сергеем, было приличное, метров триста. А может, это просто случайность?
С людьми общалась матушка Зинаида очень  избирательно. «Вхожи» к ней, пожалуй, были больше бомжи, нищие. Кстати, в отличие от других, находящихся здесь, рядом с монастырём, бездомных и страждущих, она никогда не просила милостыню. Я как-то раз решил принести ей хлеб, сделал это, попробовал отдать, но она сказала, что не надо, у неё есть, и что хлеб на морозе быстро замерзает. Тогда я стал покупать сухари, но и от них она отказывалась, принимала неохотно, хотя и с благодарностью. 
С матушкой Зинаидой было трудно общаться и одновременно легко. Нельзя было говорить просто так, ни о чём. Отвечала быстро, молниеносно, прямолинейно, не задумываясь, всегда по сути. Отличалась она проницательностью. Было такое ощущение, что она видит тебя насквозь, знает твои мысли… И поэтому хотелось скорее уйти, если ощущал своё лукавство, неискренность 
Я рассказал про странную женщину своему знакомому, бывшему военному, майору МВД, побывавшему в «горячих точках», прошедшему и зной, и стужу, знающему, почём фунт лиха, ныне иеромонаху Варлааму. 
– Не знаю, – сказал он. – Удивительно. Уму непостижимо. Всё могу представить. Можно, по своему опыту знаю, тепло одевшись, провести несколько дней на морозе. Но так, чтобы всю зиму, и не одну, не сходя с места. И не греться. Не знаю… Может, юродивая какая или блаженная, подвиг несёт…. Трудно сказать…
А матушку Зинаиду, действительно, трудно было понять, вместить. Потому что, вдобавок ко всему, чего уж скрывать, она вела себя иногда грубовато, ругалась. Может, это была "дымовая завеса."  Но, в основном, это касалось назойливых и любопытных прохожих, бесконечно лезущих к ней со своими расспросами и пустыми разговорами ни о чём. Может, это было средством самозащиты? В городских, уличных условиях?.. 
Мне одна нищенка сказала про матушку Зинаиду: 
– Могла бы назвать её святой, если бы она не ругалась. Как понесла недавно на меня, что я хлеб прошу, чтобы мне купили, а потом сама продаю его… 
Я, слушая ее, про себя подумал,что так скорее всего и могло быть; может быть, обличала? Через несколько дней встретил ту же нищенку, и она говорит: 
– А мы помирились. Я у неё прощения попросила. А у неё слезы на глазах… А ей Господь все грехи простит. 
– Почему? – спросил я. 
– Ну, как же. Она на таком холоде сидит. Это же подвиг... 
Я слышал раньше и читал, что подвижники специально подвергали себя холоду, голоду, зною, стуже. Ради очищения себя от грехов. Что это был один из видов подвижничества. Но матушка Зинаида, честно говоря, как-то не очень укладывалась в эти рамки, учитывая вышесказанное.Хотя,я теперь уже понимаю: может это была ее епитимия.   
И всё равно, сквозь её, как думается, напускную суровость проглядывало добродушие, простое и открытое сердце, что-то близкое и родное. Простое. Это чувствовалось в интонациях голоса, в манере говорить.
  Как-то раз, в сильный мороз, я подошел к ней, и она стала спрашивать, тёплая ли у меня обувь, где я живу, тепло ли там? Сказала, что ожидаются ещё более сильные морозы. Нужно быть готовым к ним… Странно было мне слышать это от человека, который сам находился круглые сутки, на холоде, под открытым зимним небом,и при этом сочувствовал другому, проживающему под крышей дома своего. 
  Да, ещё один минус. В церковь она не ходила. Во всяком случае, там её ни разу не видели. Хотя рядом стоял храм. Правда, с настоятелем, она иногда встречалась. 
– А что ты хочешь, – говорил мне тот же отец Варлаам, – тогда бы к ней толпа повалила… Как к новоявленной подвижнице...
 Но, конечно же, матушка Зинаида была верующая. Это было видно из коротких разговоров с ней. Знала все церковные праздники наизусть,,без календаря, всегда поздравляла с ними. Желала при прощании  ангела-хранителя. Молилась сама. Как-то раз призналась невзначай."Как только куранты пробьют,-начинаю молиться". А какие ночи у нее были страшные, зимние. Собаки голодные окружали, подходили близко, вороны садились чуть ли не на плечи, и клевали сквозь полиэтиленовую пленку, которую она накидывала на себя от дождя и снега. Но все она переносила легко.Хотя иногда и говорила, что мерзнет, болеет. Но никогда не падала духом.
Однажды она сказала, что у нее есть духовник.   
...А недавно она вдруг исчезла.Не было ее на привычном месте у тротуара. Я поинтересовался у бомжей, где же она?
– А вот, перешла в лесок, за дом. 
И действительно, я увидел её новое место жительства; небольшой кусочек земли под деревьями, огороженный с четырёх сторон кусками фанеры. Получился как бы маленький домик. Дом без крыши. Точнее, крышей было небо.
…Однажды, утром, еще в полусне, у меня в памяти вдруг ослепительным блеском вспыхнули её слова, сказанные накануне. Такие простые, но одновременно и глубокие по смыслу: «Мы все уходим в вечность, но многие этого не понимают». И еще: «Чем хуже здесь, тем лучше там».
  Однажды,в какой-то миг, разговаривая с ней, я вдруг на миг увидел ее глаза. И поразился. Юные, чистые, лучистые,синие, небесные... Они никак не гармонировали с ее внешним, непривлекательным видом.
И я понял, что матушка Зинаида всё-таки не простой человек… 
Или, мне так хочется думать?..