Отец Серафим Роуз об отце Димитрии Дудко

Вячеслав Иванович Марченко
Отец Серафим Платинский. Об отце Димитрии Дудко.

(Из писем, сохраненных отцом Германом Платинским.)
Русский текст, составление Вячеслава Марченко.

Сборник “Уже позже, чем вы думаете”

(Содержание сборника целиком:

Часть I. На узком пути ко спасению.
1. О христианской жизни и монашестве.
2. О преподобном Германе Аляскинском.
3. Об архиепископе Виталии (Максименко).
4. Об архиепископе Иоанне (Максимовиче).
5. О епископах-исповедниках Аверкие (Таушеве), Савве (Сарашевиче), Нектарии (Концевиче), Леонтие (Филипповиче) и иных.
6. О блаженном Августине.
7. Об исповедничестве.
8. Об отце Германе Платинском.
9. Об отце Димитрии Дудко.
10. О Туринской Плащанице.
11. Православный взгляд на эволюцию.

Часть II. По широкой дороге отступничества.
1. Об иге инородцев и иноверцев.
2. О ложном учении протоиерея Сергия Булгакова.
3. О либеральном духовенстве – о Шмемане, Мейендорфе, Шаховском, Флоровском и иных.
4. О митрополите Виталии (Устинове).
5. О сергианстве.
6. О католицизме.
7. Об экуменизме.
8. Об эволюционизме.)

Часть I. На узком пути ко спасению.
9. Об отце Димитрии Дудко.

+

Мы читали книгу бесед отца Димитрия Дудко, которые он в прошлом году провел в своем приходе в Москве (до того, как был арестован). Очень вдохновляющее чтение! Он в Московской Патриархии, и его мировоззрение иногда не точное, но как смело он выступает против лицемерия, атеизма, политики Церкви! Люди, к которым он обращается (он отвечает на их вопросы), находятся на очень примитивном уровне.
(Из письма Алексею Янгу 2/15.10.75 г.)

+

Между прочим, книга отца Димитрия Дудко произвела на нас большое впечатление. Мы бы не назвали его исповедником (как делает один из ваших критиков!), чтобы не внушать людям, что он на 100 % то, что нужно, некоторые из его идей не совсем верны, но голос его очень искренний, он звучит сквозь страдание, а это именно то, чего не хватает в нашем бедном "обращенном православии".
(Из письма отцу Валерию Лукьянову 5/18.10.75 г.)

+

Мы не хотим находиться в фальшивой атмосфере "всезнайства", "смиренного поучения" и низших классов. Как очень хорошо говорит отец Димитрий Дудко (а он, несмотря на все свои ошибки, православный), это религия Запада: "Духовность с комфортом".
(Из письма Нине Секо 9/22.10.75 г.)

+

У отца Димитрия Дудко есть совет для новообращенного, ведущего уединенную жизнь в миру: "Как можно сильнее пропитайся церковным духом, впитай церковный образ жизни и мышления" ("оцерковление").
(Из письма Полу Бартлету 27.11/10.12.75 г.)

+

Мы получили несколько новых бесед отца Димитрия Дудко – у него действительно есть многое из того, что необходимо не только в Советском Союзе, но и здесь. Он говорит по существу против того, чтобы из наших епископов делать "пап" и духовных отцов, о том, чтобы каждый думал сам, а не оставлял это другим. Голос его в современном Православии один из самых здравых и свежих (несмотря на некоторые "теоретическия" ошибки) и дает большую надежду на будущее Православия в России. Имея это в виду, мы должны быть скорее "открытыми", чем "закрытыми" по отношению к Московской Патриархии. Весь вопрос об экуменизме и отступничестве нельзя ставить просто на формальный уровень канонов и догматов, он должен рассматриваться, в первую очередь, духовно. Отец Димитрий также сильно выступает против того, чтобы дать чисто формальному подходу к канонам духовно связать нас и фактически задушить церковную жизнь, позволяя, таким образом, протестантам с их более свежим подходом одержать верх.
(Из письма Алексею Янгу 29.07/11.08.76 г.)

+

Мы находим, что отец Димитрий Дудко подходит нам по духу.
(Из письма владыке Лавру 18/31.10.78 г.)

+

Между прочим, хорошо почитать отца Димитрия Дудко – думаю, в целом он больше обращается к сердцам православных христиан, чем просто к любым современным людям. (Конечно, у него тоже есть свои ошибки.) Мы получили от него два коротких сообщения, вся остальная наша переписка с ним, возможно, в архивах ГПУ.
(Из письма отцу Феодору Юревицу 24.05/6.06.79 г.)

+

Почти все наши русские священники более молодого возраста, по крайней мере, в Америке, черпают вдохновение из России и особенно от отца Димитрия Дудко. Это то, что тебе бы тоже следовало делать.
Читай отца Димитрия Дудко и начинай учиться, ты не сможешь не вдохновиться им. Его постоянная тема – для нас есть надежда, потому что мы страдаем. Он сейчас выпускает небольшую еженедельную газету, которая удивительно вдохновляет. Между прочим, отец Димитрий дает нам возможность подобраться к некоторым нашим местным проблемам; здесь не любят, когда мы говорим о непрославленных святых, а отец Димитрий открыто ссылается на "святого новомученика Николая" (Царя).
(Из письма Эндрью Бонду 10/23.08.79 г.)

+

Мы стараемся адресовать наши миссионерские труды простым верующим и находим у них отклик. Отец Димитрий Дудко представляется нам самым близким к идеалу современной духовности.
(Из письма отцу Илариону 20.09/3.10.79 г.)

+

В настоящее время может все еще казаться, будто фанатизм пока в моде, но положение вещей меняется. Явным признаком этого является в целом отношение к отцу Димитрию Дудко в нашей Церкви: все русские принимают его с распростертыми объятиями, и совсем нет разговоров о его "святости" – об этом могут говорить только в православных изданиях. Все еще остаются проблемы с его епископами, связями и т.д., но со временем становится очевиднее, что эти вопросы, по крайней мере, в Русской Церкви, временные и поверхностные и не препятствуют углублению союза между нами и истинными сынами Русской Церкви, такими как отец Димитрий. Кстати, для нас также поучительно его "бунтарское" отношение к "корректным" и "бюрократическим" епископам.
(Из письма Эндрью Бонду 8/21.11.79 г.)

+

В последнем "Православном Христианском Свидетельстве" содержится новый выпад против нас. Теперь нападкам подвергся отец Димитрий Дудко, а мы (и отец Алексий Янг), кто его защищаем, публично обвинены в том, что "говорим заведомую ложь" и ведем себя "беспринципно и безответственно". Опять же, мы обеспокоены, главным образом, нападками не против себя лично. Но это нападки на одного из лучших представителей живого Православия, православия сердца! Автор этой статьи абсолютно несправедлив (опуская другие утверждения отца Димитрия о катакомбной Церкви и об экуменическом движении, сделанные им после того, как ему кое-что рассказали о том, что в действительности обозначает "экуменизм" в свободном мире), немилосерден (показывая максимум "ошибок" в словах отца Димитрия без понимания смысла его слов) и исполнен иезуитской логики, что в высшей степени не по православному.
(Из письма отцу Деметриосу 23.05/5.06.80 г.)

+

Ради согласия и мира в Церкви я сам ездил навестить тебя несколько недель назад. Во время этого визита я (среди прочего) сказал тебе, как проникновенно говорит об этом с православными русскими (и американцами тоже) отец Димитрий Дудко; я действительно не встречал ни одного православного, который серьезно и с сочувствием его прочитал и не был бы глубоко взволнован его православным обращением ко всем нам, его современникам. А сейчас, всего через неделю или две мосле моего визита, ты напечатал новый выпад, фактически низводя отца Димитрия в ряды еретиков и называя нас, тех, кто писал о нем в печати и защищал его, "беспринципными и безответственными" и рассказчиками "откровенных выдумок" (т.е. лжи) о нем (стр. 14, "Православное Христианское Свидетельство", 12/25 мая). Те цитаты, на которые нападали в этой статье, из "Православного Слова" и "Никодима", но "Православная Русь" и другие периодическия издания в нашей Церкви защищали отца Димитрия подобным же образом. Это серьезные обвинения против членов одной и той же Русской Зарубежной Церкви, и анонимного автора, конечно, следовало бы определить и заставить отвечать за свои слова.

Этот новый выпад до крайности немилосерден по отношению как к отцу Димитрию, так и к нам, кто его поддержал. И как он несправедлив и неточен! Автор статьи выбрал несколько утверждений, сделанных отцом Димитрием, но прошел мимо других утверждений, которые показывают его в гораздо более выгодном свете по отношению к вопросу об экуменизме и русских юрисдикциях (после того, как его лучше информировали об этом сочувствующие ему люди, живущие заграницей); он не упоминает, что касательно катакомбной Церкви отец Димитрий не сказал ничего, отличающегося от того, что говорили в последние годы сами члены этой Церкви, и его слова совсем не так злонамерены, как это кажется автору; он не попытался понять, что в действительности старается сказать отец Димитрий в тех словах, которые он критикует (это отнюдь не заявления по "экклесиологии", а предостережение своим слушателям не превращать Православие в "секту" – предостережение, которое, думаю, тебе самому следует принять близко к сердцу); он не простил с любовью и сочувствием те недостатки, которые действительно есть у отца Димитрия; он полностью упустил смысл обращения отца Димитрия, торопясь "уличить" его в какой-нибудь ошибке и дискредитировать как православного проповедника и, таким образом, также заклеймить нас, защищающих его, как беспринципных и безответственных лжецов и оппортунистов, которые говорят об отце Димитрии из желания обрести славу в лучах такой "знаменитости", как называет его статья.

Я глубоко чувствую, что это ужасно неправильно, что это преступление против Православия, что ты печатаешь такие нападки, огорчаешь и оскорбляешь своих собратий православных христиан так ненужно и безосновательно!

Ты не единственный, кто ополчился против отца Димитрия, в русской прессе тоже есть собственные злопыхатели, некоторые из которых заходят так далеко, что подозревают его в принадлежности к агентуре КГБ. Сам отец Димитрий неизмеримо страдает от этой клеветы и критики. Позволь мне процитировать тебе то, что он написал об этой критике за рубежом в недавнем письме, описывающем его "бессонные ночи": "У вас хватает наглости критиковать нас, не понимая, что есть что, и не зная наших обстоятельств... Разве не пора учиться понимать друг друга, помогать друг другу, радоваться друг за друга? Россия погибает, погибает весь мир, прикрывая это ложным процветанием, а мы мешаем друг другу делать дело Божие... Люди, которым я решил отдать всю свою жизнь, вдруг начали меня травить. О Боже, прости их!.. Помоги мне нести этот тяжелый крест!"

Я всем своим сердцем надеюсь, что ты будешь учиться у мужественных православных пастырей, подобных отцу Димитрию, и перестанешь "ловить" их на фразах, которые могут быть (а могут и не быть) ошибочными. Конечно, в сердце своем, если ты хоть с какой-то симпатией прочел написанное им, ты понимаешь, что он не "экуменист", а любые ошибки, которые он может допустить в своих работах, объясняются исключительно его простотой.

Верно, что в настоящее время мы, священники Русской Зарубежной Церкви, не можем служить вместе с отцом Димитрием, но наше единство с ним в вере гораздо глубже этого. Как хорошо сказал сам отец Димитрий, наше глубинное единение лучше всего сегодня выражено (из-за порабощения Московской Патриархии) нашим внешним разъединением, которое не мешает нам быть истинными братьями в Православной вере, учиться друг у друга и поддерживать друг друга. Поэтому наши епископы благословили отца Димитрия и других узников Православной веры в СССР поименно поминать на проскомидии.

Мне самому хотелось поговорить с православными верующими о послании отца Димитрия Дудко, которое сейчас так нужно всем нам. Но я не могу сделать этого сейчас в Сиэттле, потому что эта тема тоже стала "спорной", воздух "отравлен" и, что бы я ни сказал, не будет приниматься во внимание, а будет отрицаться. Любой, кто доверяет твоим публикациям, будет, конечно, подозревать меня в том, что я сам "экуменист", если я осмелился его защищать. Прости меня, но я просто не могу принять участия в твоей конференции. Борьба за спасение и проповедь в современном мире православного евангелия достаточно трудны и без того, чтобы страдать от препятствий, создаваемых братьями во Христе.

Мы живем во время мирового духовного кризиса, когда лучшие люди на Западе начинают прозревать истину Православия и стремятся испить её животворящих вод. У нас есть общая задача насыщения православной паствы, и не надо нападать на пастырей, которые действительно заботятся о своей пастве, как отец Димитрий. В такое время тебе не следует заниматься ненужными и несправедливыми обвинениями или немилосердными измышлениями о взглядах других людей, или "неизбежными заключениями" (основанными на законничестве) о русских юрисдикциях – такими, как ты опубликовал в последнем своем выпаде (стр. 17); любой епископ или Богослов нашей Церкви мог бы тебе сказать, насколько упрощенные и ложные эти "заключения". Я думаю, что, спеша доказать, насколько ты сам "прав", ты теряешь из виду более масштабную картину Православия в современном мире и загоняешь себя в тупик, отстраняясь от некоторых из самых положительных и искренних проявлений современного Православия.

Да возможешь открыть свое сердце тому, чему могут научить тебя наши епископы и страждущие православные в России и других странах. Тогда все мы возрадуемся и будем с тобой заодно.
(Из открытого письма (написано отцом Германом) отцу Никите 2/15.06.80 г.)

+

Бедствия нашего времени настолько велики, что иногда мы теряем из виду большую силу того, что мы им должны противопоставить – думаю, эту ошибку делают те, кто нападает на отца Димитрия Дудко, который больше, чем почти все остальные сегодня, проповедует положительное православное слово, хотя он сам сверх меры страдает от бедствий современного общества.
Архиепископ Антоний и епископ Нектарий оба буквально сокрушены нападками на отца Димитрия.
...
После написания вышеизложенного мы узнали о "признании" отца Димитрия Дудко по советскому телевидению. Да поможет Господь этому несчастному человеку в час его испытаний; можно только представить, какому давлению и мучениям его подвергали, чтобы вырвать его (главным образом, думаю, угрозами в адрес его семьи и духовных чад). Надеюсь, его враги не будут злорадствовать по этому поводу. Сам же я думаю, что для нас это урок глубже заглядывать внутрь себя. Очень утешительной может быть мысль о том, что есть там некий "герой", смело говорящий то, что даже мы, живущие в свободном мире, редко имеем смелость или силы высказать; но теперь мы можем немного лучше оценить страдания, через которые должны пройти все мы, чтобы в это ужасное время быть истинно православными христианами. Это признание, как мне представляется, не лишает законной силы ни единое слово из того, что он говорил прежде, но сейчас этот труд придется продолжать другим. Мы все должны больше молиться друг о друге и больше любить и сочувствовать друг другу, да поможет Господь всем нам! Я чувствую, что и над Америкой тоже тучи сгущаются.
(Из письма отцу Деметриосу 9/22.06.80 г.)

+

Является отец Димитрий Дудко экуменистом или нет? Это как: "бывает ли красная селедка"? Назовите кого-нибудь "экуменистом" и скажите это достаточно громко, и вы наверняка отпугнете людей. Прочти сам книги и статьи отца Димитрия, и ты, конечно, не сможешь его в этом обвинить.

В письме отца Никиты нельзя не заметить ликования, с которым он сообщает об "отречении" отца Димитрия. Чувство простой порядочности должно бы подсказать не радоваться этому несчастью, а посочувствовать этому бедному человеку и помолиться о нем, очевидно, потерпевшим поражение в своих трудах (но не в своем христианстве). Но он не только радуется этому, а намеренно подчеркивает, цитируя сообщения некоторых западных агентств (которые, как прекрасно знает отец Никита, могут временами быть заведомо бесчувственны и неточны), что отец Димитрий выглядел "жизнерадостным" и т.п. Это грязная игра: отец Никита не цитирует сообщения других агентств, которые сообщают как раз противоположное (что отец Димитрий явно выглядел "нервным" и чувствовал себя "не в своей тарелке"), что тоже нечестно; цель его – не сообщить правду, а дискредитировать отца Димитрия. В Церкви (в полемике и в остальном) не должно быть таких намеков и полуправды.

Те, кто считает отца Димитрия Дудко просто "врагом режима", конечно, не все в нем поняли. Его слова о духовном кризисе нашего времени и необходимости прямо здесь и сейчас становиться православными христианами, невзирая на обстоятельства – это призыв, который необходим нам всем. Его сочинения нам, бедным современным борцам, больше всего помогают и вдохновляют нас, и трагично, что многие люди, которым он мог бы помочь, могут теперь отвернуться от его писаний из-за "красной селедки", связанной с ним.
(Из письма Джону Худанишу 19.07/1.08.80 г.)

+

Я снова прочитал письмо отца Романа, и мне ясно, что его письмо идет от сердца и написано было со страданием и сочувствием и, конечно, без всяких дурных чувств. Если есть одна-две фразы, которые ты можешь считать "саркастическими", то они, конечно, перевешиваются чистосердечной искренностью письма в целом. В любом случае тебе, конечно, не следует судить отца Романа за "гордость" на основании одного-единственного слова (тем более у человека, для которого английский язык не родной!). В это искушение – делать слишком поспешные суждения о других, – мы все, бывает, впадаем, но мы должны здесь бороться со своими первыми импульсами и стараться исправиться. В действительности отец Роман – человек очень простой, смиренный, и он бы никогда не стал высказываться по такому вопросу, если бы не чувствовал, что в выпаде "Свидетельства" против отца Димитрия Дудко есть что-то ужасно неправильное. Если даже он высказывается, то можешь быть уверен, что многие из наших молчащих епископов и священников тоже встревожены (как нам подлинно известно).

Отец Роман в своем письме (которое я совсем не считаю саркастическим) использует одно очень хорошее выражение – "теологический микроскоп". Вот что ты используешь в своих размышлениях об отце Димитрии Дудко. Превращаешь его в "экумениста", потому что его патриарх причащает римских католиков – конечно, теологическия придирки.

Наше отношение к отцу Димитрию не означает, что мы принимаем какие-либо его взгляды, которые могут быть ошибочными, а также не означает, что у нас с ним есть официальное общение. Мы просто признаем, что он – это голос истинного православного духа, которого так недостает в нашем современном мире и даже в большей части наших церковных кругов; этот голос – залог того, что отсутствие у нас связей с Московской Патриархией является делом временным, потому что православие таких, как отец Димитрий, едино с нашим собственным.

Есть вопрос: "Почему отец Димитрий не оставляет Патриархию и не присоединяется к катакомбной Церкви?" Его критиковали за то, что он говорит, что должен держаться Патриархии, потому что "это то, что нам дано". Но подумал ли ты хоть раз реалистически о том, какая у него имеется альтернатива?
(а) Катакомбная Церковь по природе своей тайная и никогда не открывается перед посторонними, особенно такими знаменитостями, как отец Димитрий. Она не только не ищет обращенных, она положительно бежит от них, зная, что их могу вычислить агенты К.Г.Б.
(б) Чтобы "вступить в катакомбную Церковь", отцу Димитрию, конечно, захотелось бы встретиться с некоторыми её епископами и священниками и выяснить действительную их позицию по церковным делам, а не известную по слухам (ты вступил бы в Церковь или юрисдикцию, известную тебе только по слухам?). Это действительно невозможно в советских условиях. А есть много вопросов, которые хотелось бы задать катакомбным иерархам до того, как начать им подчиняться. Являются ли слухи о том, что в их мировоззрении есть элементы "сектантства" истинными или ложными? Верны ли слухи, что для них Россия выше Православия? и т.д. Тебе бы не захотелось выяснить это до того, как вступить в такую Церковь? Так что дело это ни в коем случае не является простым.
(в) Если бы даже он смог найти катакомбную Церковь и поговорить с её епископами, решение вступить в нее немедленно положит конец его деятельности, поскольку Церковь эта полностью нелегальна и немедленно арестовываются все ставшие известными её члены. Если ты скажешь, что ему следует быть готовым пострадать, то тогда тебе следует сказать то же самое о священниках и мирянах катакомбной Церкви – почему они не "признаются" в своей вере, чтобы быть арестованными, а прячутся в подполье и делают свою веру доступной не для всех?

По этим и другим причинам совершенно нереалистично ожидать, что отец Димитрий "вступит в катакомбную Церковь" (если бы он сделал это, то, слава Богу, это был бы призыв ко всем; но мы не можем ожидать или требовать этого). Мы не говорим этим, что "признаем" Московскую Патриархию или отрицаем свидетельство катакомбной Церкви; мы только реалистически и с сочувствием смотрим на церковные дела в России. Православная картина современной ситуации в Русской Церкви не совсем соответствует картине юрисдикций. Отец Никита и другие, пытаясь сузить наш взгляд до картины юрисдикций и доказать, что каждый, кто не принадлежит к нашей юрисдикции, "еретик", оказывают, по моему мнению, плохую службу Православной Церкви и уводят людей от православного мировоззрения к сектантскому.
(Из письма Джону Худанишу 3/16.09.80 г.)

+

Я лично чувствую, что одно из современных разногласий настолько важно, что мое участие в конференции, когда я знаю, что не может быть предложена совместная молитва об отце Димитрии и других страждущих в Московской Патриархии (которых епископ Григорий называет "нашими братьями в единой Церкви") и не может быть оказана им открытая поддержка и защита, было бы с моей стороны предательством Православия. Оправдывая фарисейскую "правильность", которая распространяется среди нас как болезнь, я бы повернулся спиной к страждущим православным братьям и сказал другим не молиться о них.
(Из письма отцу Деметриосу 14/27.10.80 г.)

+

Статья об отце Димитрии Дудко в нашем последнем "Православном Слове" – это попытка дать православный ответ на резкое отношение, особенно раздел "Является ли отец Димитрий экуменистом и еретиком?"
В конце концов, я думаю, правильно считает отец Димитрий Дудко, что нам следует рассматривать неправославных как людей, которым Православие еще не открылось, как людей потенциально православных (если только мы сами будем им подавать добрый пример!). Нет причин, почему мы не можем называть их христианами и быть с ними в хороших отношениях, признать, что, по меньшей мере, нас объединяет вера во Христа, и жить в мире, особенно в собственных семьях. Отношение св. Иннокентия к римским католикам в Калифорнии – хороший пример для нас. Резкое, полемическое отношение требуется лишь тогда, когда неправославные пытаются переманить к себе нашу паству или изменить наше учение.
(Из письма Анне, оглашенной 14/27.11.80 г.)