Камея. часть 3

Гущин Владимир
               

                АЛЕКСАНДРА.

Мать  у  Александры была женщина яркая, как  с обложки журнала. На всех вечерах, где бы она  ни появлялась,  сразу становилась центром внимания. Рыжие волнистые волосы, огромные зелёные глаза и  выразительные губы, могли очаровать кого угодно.  Сергей,  отец Саши, очень нервничал.  Да и какой муж  будет терпеть  такое внимание  других  мужчин к своей жене?
Потом родилась Александра.  .
 Сергей  очень хотел сына, поэтому и назвал дочку  мужским именем. 
Он  был военным.  Офицером  спецназа.    Им часто приходилось менять место жительства, он постоянно  ездил  в какие – то командировки. Только потом, когда Саша  стала старше, поняла в какие.

 Анна  оказалась плохой матерью, она  была не  готова к трудностям материнских забот и  семейных  проблем,  с трудом переносила  кочевую  жизнь военного офицера. Ей  казалось, что это не для неё и она достойна лучшего.   Стала подолгу  задерживаться по вечерам, иногда приходила домой очень поздно.   В конце концов такая жизнь привела к разрыву их семейных  отношений.  Они развелись.
Саша  жила у отца. Мама ей сказала, что  это временно, пока она не наладит свою личную жизнь. А жизнь у неё  никак не хотела налаживаться и  маленькая Александра  осталась  с  отцом.
Шли годы, Анна иногда  звонила, интересовалась учёбой дочери, но  потом  её звонки  стали раздаваться всё   реже и  наконец,  она совсем перестала ею интересоваться.

Сергей  воспитывал дочь по  спартански, как мальчишку.  Он приводил её в спортзал, где она и тренировалась вместе с его бойцами.  В свободное время они уходили в лес, ловили рыбу и варили уху. Отец много рассказывал дочке о таёжной жизни, учил основам выживания  и доброму отношению к природе.  Училась Саша хорошо и после окончания школы поступила
в  Геологический институт, который позже и закончила с отличием.

А ещё  у  Саши был дедушка.  Он жил в Новосибирске и очень любил свою единственную внучку.  Когда отец  привозил её  к нему, они с дедом  садились в глубокое удобное кресло в его кабинете  и  долго и с интересом беседовали.
Будучи ещё маленькой, Саша  рассматривала  предметы на его письменном столе,  расспрашивала о них,  и  дедушка с увлечением рассказывал о каждом. Особенно  было много разных  красивых камней.  Дедушка называл их  минералы. Она с любопытством  разглядывала камни.  Искрящиеся разноцветными  гранями на сколах, они  привлекали её своей красотой и таинственностью.  Дедушка  рассказывал, вспоминая свою молодость  и  работу в экспедиции.  А  Саша с интересом слушала, представляя сибирскую  тайгу, лютые  морозы  и тоскливые длительные метели.

Шло время, Александра стала взрослой и красивой девушкой.  От  мамы она  унаследовала  ярко рыжие волосы и большие зелёные глаза. Дедушка, глядя  на свою  внучку, говорил, что это  от матери  и  улыбался, любуясь ею. 

Однажды она вошла в кабинет, дедушки в нём не было. На столе лежали старые, пожелтевшие от времени  фотографии.  Саша  с любопытством рассматривала незнакомые  бородатые лица,   женщин с детьми на фоне старых деревенских домов, таёжные пейзажи и деревянные лодки-долблёнки  на бурных  порожистых  реках.  Её внимание привлекла одна фотография, на ней стояла  женщина лет 35, но что было необычного? Необычны были глаза,  её  взгляд  завораживал, невозможно было отвести глаза от этой фотографии, На шее  женщины  блестела камея…
Точно такая лежала в столе деда.
Сашу распирало любопытство, и она стала расспрашивать   дедушку про камею.  Он сначала долго  отнекивался, но потом  уступил  настойчивым просьбам внучки  и  рассказал её историю.

ИСТОРИЯ  КАМЕИ.

В молодости   Андрей  Николаевич  работал в геологии и часто ездил в  таёжные  экспедиции.
В очередную   экспедицию  Андрея  отправили   на речку Чёрная,  в  сибирской глухомани,
вдали от  населённых пунктов.   
 Нужно было провести изыскательные работы, бить шурфы и взять пробы  на наличие драгоценных металлов. Охват участка был большой, работа предполагалась объёмная, на всё лето. Вертолётом забросили рабочих на место базовой стоянки, вездеход пришёл своим ходом намного позже.  Пока налаживали связь, устанавливали палатки и разгружали инструменты, Андрей  решил  пройти вдоль реки, осмотреть место работы, составить план, где бить шурфы и как удобнее  подъехать на вездеходе.   
В тайге наступила весна. Был конец мая, полярный день  не отпускал солнце с небосклона и оно  нещадно топило  оставшийся снег,  превращая его в ручьи и огромные топкие  болота. На реке уже давно прошёл ледоход, прилетели дикие утки. По утрам тайга просыпалась и  шумела  на разные голоса. Звенели  ручьи,  сбегая к реке небольшими водопадами по каменистым  склонам, пробивая  весенними  водами новые русла  в  лесных буреломах.
В урманах проснулись  медведи  и бродили  в поисках пищи, после долгой  северной зимы.
Весенняя тайга! Это невозможно  рассказать словами, это просто надо видеть и чувствовать!
Андрей стоял  и любовался тайгой, впитывая в себя её запахи и  проникаясь весенним настроением .  Он решил пройтись по берегу, наблюдая за сильным течением,  вслушиваясь
в  шум  бьющейся о камни воды.
Карабин  привычно оттягивал плечо  геолога.
Пройдя  с километр, за поворотом, Андрей на берегу увидел  небольшую лодку-долблёнку.
Возле неё на одном колене стоял мальчишка лет 15 ти, а  рядом  огромный  медведь,  явно не  с добрыми намерениями.
Малец  в руке держал охотничий нож, стараясь защититься от оголодавшего  за  долгую зиму  хищника.  Битва была не равной.  Пока Андрей срывал с плеча карабин и  целился, медведь успел  передней лапой нанести быстрый удар, после которого мальчишка упал.
В это же время раздался выстрел Андрея.  Медведь мгновенно развернулся на выстрел и прихрамывая рванулся в  тайгу.
Геолог  подбежал к мальчишке, вся его  голова была в крови, он был без сознания.

В  медицинской палатке, куда принёс мальчишку Андрей, промыли  и  перевязали  многочисленные  раны.   Самая опасная рана была на голове,  медведь последним движением успел зацепить  когтями  затылок  и   процарапать его  до  шеи.
Нужно было срочно  вызывать вертолёт. Но погода резко испортилась и не  предвещала ничего хорошего
Небо  затянуло   дождевыми   облаками, началась весенняя  гроза с молниями, ураганным  ветром  и  ливнем. Ни о каком  вертолёте не могло быть и речи.
Оставалось только ждать и надеяться на крепкий растущий организм мальчика.

Откуда он взялся на реке?  Геологи  смотрели карту – никакого жилья, а тем более  деревни  рядом  на  ней не было. 
Ночью  мальчик бредил, звал мать, его речь  была  очень похожа на старославянский  говор.
Утром  он  пришёл в себя  и  с удивлением смотрел на геологов.  Потом с трудом попросил пить.  Его напоили тёплым чаем и стали расспрашивать.
Звали его  Глеб.   Живёт он  в  8 верстах от экспедиции, там стоит деревня.
И он просил, чтобы его срочно отвезли домой, его мама  ведунья и вылечит без докторов.
Она всех в деревне лечит!  Глеб  был очень слаб, но держался  молодцом  и  внушал к себе заслуженное уважение. 
Погода разгулялась не на шутку, уже два дня  висели  тяжёлые, хмурые облака и шёл  сильный дождь. 
На третий день, с утра,  солнце  выглянуло в окошко между облаками и засверкало в дождевых каплях, как  в маленьких бриллиантах, сверкающих в суровом таёжном мире.
День обещал быть тёплым и солнечным. 
Глеб  рвался встать с лежанки и  ехать на своей лодочке домой.  Но раны от когтей медведя были ещё совсем свежие,  каждый день нужно было делать перевязки чистым бинтом.
Связь возобновилась, но с вертолётом возникли какие-то проблемы.  Произошла непредвиденная задержка и мальчишку пришлось оставить ещё на неопределённое  время.
Он стал возмущаться и  просить, чтобы его отвезли  в деревню.  Родители  наверняка его уже ищут  и  Андрей  вызвался  отвезти его домой.  Раны его были чистыми и  при хорошем уходе  сильной угрозы не представляли. Требовался только покой и время.  Андрей  собрал  рюкзак, не забыл взять медикаменты. Геологи помогли  перенести  Глеба к  реке  и  уложить его  на заботливо уложенный, на днище  лодки  матрас.
Деревня,  по рассказам  Глеба,  находилась  вниз по течению. Река  разлилась и  плавно несла свои воды.   Сплав  по  Чёрной,  обещал быть спокойным  и  не долгим.
Андрей  умело управлял веслом. Глеб молча наблюдал за поросшими  тайгой  скалистыми берегами, мимо которых  проплывала их долблёнка.
Молчание нарушил Андрей,
- Ты почему один в тайгу ушёл?-
-Тяти  нету, а  матушка дома занята -  ответил Глеб.
-А где отец?- 
- Я ещё малой был, он ушёл  в тайгу и сгинул, искали его. Видно  в  трясине утоп.  Нашли тятин  посох   на чёртовом болоте.  Он с ним никогда не расставался. И чего его туда понесло? Наверно  леший закружил -
Так,  беседуя, они прошли  на лодке  добрую половину пути. 
За поворотом реки  с каменистой  косы  неожиданно взлетели несколько глухарей. У Глеба загорелись в азарте глаза. 
- Эх!  Сейчас бы из ружья! -
-Ничего! Ещё успеешь. Выздоровей сначала - успокоил его Андрей.
Берега  реки  стали сужаться, образуя  между скалистыми  берегами  высокие  каменные  ворота. Течение  усилилось  и  судёнышко  понеслось, покачиваясь на  холодных волнах таёжной реки.
Проскочив  узкое место, лодка вышла на широкий  речной разлив. Здесь течение успокоилось и плавно  развернуло её  к  песчаному берегу, на котором лежали несколько  долблёнок.
-Вот мы и дома!-  радостно сказал Глеб, показывая взглядом на  деревянные  дома, стоявшие на берегу, почти  смешавшись  с  деревьями.  Их заметили.  Со стороны  селения, к реке, стали подходить люди.  Опередила всех  молодая женщина, она с нетерпением ждала, когда лодка  подойдёт к берегу  и только долблёнка  уткнулась в песок, она с криком   -Сыночек! Глебушка!-  бросилась к лежащему в ней сыну. Она и радовалась и плакала от счастья, что сын жив, что он дома.   Молча, не торопясь, подошли деревенские  мужики, сдержанно  поздоровались,  увидев в лодке Глеба,  аккуратно вытащили его из  долблёнки и понесли  в деревню.
- Ты кто будешь? -  спросил Андрея видимо старший. Он был в  вязаной шапочке,  с красными щеками  и  густой чёрной бородой. Звали его Тимофей  Николаевич, голос у него был строгий, но не злобный.  И  Андрей рассказал всё, что случилось с Глебом.
Внимательно выслушав геолога,  Тимофей  пригласил  его в деревню,
- Коли ты нашего мальца сберёг, мы  у тебя теперь в долгу -  и они двинулись к домам.
Деревня была  домов двадцать. Невысокие старые избы с маленькими окнами, пристройки для скотины  и узкая улочка, с тропинками между домами.  Все заборы и ворота были сделаны из толстого тёса, надёжно и основательно. Тимофей  привёл  Андрея к дому, срубленному из толстого листвяка, с  большими, по сравнению с другими  избами, окнами.
- Здесь  Глеб живёт с матерью, он просил, чтобы ты у них остановился -
Во дворе их встретила та же женщина лет 35 ти,  в платке и  старинном сарафане, она  поклонилась  и провела  их в  дом.  Горница  в доме была светлой и  чистой, русская  печь  стояла посредине дома, от неё шло тепло, пахло хлебом и  травами. В красном углу висели старинные  иконы, их было много, очень много. А под  божницей  на полочке  лежала открытая книга с  очень ветхими страницами и висела лестовка из кожи.
Хозяйку  звали  Анастасия. Она перекрестилась на образа и  усадила гостей  на широкую деревянную лавку  и  обратилась  к Андрею  -  Ты  спас  моего сына, мою кровинушку, в долгу я у тебя.- 
Она  открыла небольшой сундук и достала из него камею.
- Это мой  подарок, когда всё сбудется, сделай так, как я советую -
Андрей  заметил, точно такая камея  висела на шее  Анастасии.
-Пройдёт  много лет,  у тебя будет сын и когда он женится, у него родится  дочь, твоя внучка.
Когда она станет взрослой, передашь ей эту камею. Камея её будет оберегать,
а за Глеба не волнуйся, я уже осмотрела его раны, поднимется на ноги через неделю!-
Андрея накормили,  дали хлеба на дорогу. Геолог  попрощался  с Глебом, он лежал в соседней комнате и всё слышал.
-Я же говорил, что у меня матушка  ведунья! -  скоро сам к вам  в гости приеду!
Андрей  попрощался  с  Анастасией  и  пошёл  к  реке.  Двое мужиков  скинули на воду лодку,  и они втроём  отчалили от берега, выгребая против течения.
На базу Андрей добрался уже ночью без приключений. Мужики заходить к геологам не стали и высадив Андрея,  отправились в обратный путь. 

Рассказав  внучке историю камеи, Андрей Николаевич вздохнул, как будто сбросил тяжёлую ношу,  взял  медальон  и надел Александре на шею.
-Всё!  Я выполнил своё обещание,  данное Анастасии!-

Так  камея через много лет оказалась у  Александры.

Продолжение следует…