Ольге Федоровне было всего девятнадцать лет от роду. Но она была уже дипломированным специалистом. Учитель начальных классов. Она закончила педагогический техникум в прошлом году. По распределению уехала учительствовать в дальнюю деревню. Жила в учительском общежитии вместе с другими молодыми учителями.
Подруги были девушками порядочными. Общежитие располагалось в старом деревянном доме на окраине села. Огромную печь в нем нужно было топить день и ночь. Иначе было очень холодно.
Одевшись в темные одежды, девчонки ходили по ночам к колхозной кочегарке за углем. Кочегары делали вид, что не замечают воришек. Учительницы просили председателя колхоза привезти уголь к их общежитию. Привез. За неделю добрые соседи перенесли кучку в свои дворы.
В классе у Ольги Федоровны было двадцать четыре ученика. Она их всех горячо любила. Особенно они нравились ей в те минуты, когда они замирали над книгами, и лица их становились задумчивыми. Так бы и прошлась по классу, так бы и погладила каждого по голове. Но нельзя. Ольга Федоровна старалась быть строгой и требовательной.
Однажды на уроке природоведения в третьей четверти Ольга Федоровна формировала у первоклассников понятие "животное". Она принесла в класс множество плакатов и фотографий разных животных. Симпатичный кролик, белочка с орешками, лисичка, ежик, медвежонок были изображены на них.
Молодая учительница спросила первоклассников, а знают ли они, что обозначает слово "животное"?
Руку подняла только одна девочка - Онищенко Лена.
Она встала с важным видом, посмотрела снисходительно на своих товарищей. Никто не знает, а она, Лена, знает!
- Это человек такой, у которого живот большой.
Первоклассники и ухом не повели. Раз Лена говорит так, значит так оно и есть.
Ольга Федоровна удивилась.
- Это не совсем так. Мы сегодня узнаем, что обозначает это слово.
И почти весь урок она просто до изнеможения объясняла ребятишкам, что есть слова, которые обозначают конкретные предметы. А есть обобщенные названия.
И лису, и ежика, и белочку, и медвежонка можно назвать одним словом - животное.
Дети поняли. Закивали головами. Послушали рассказы о повадках животных. Урок близился к концу. Наступила пора подводить итоги.
- Так что же такое животное?
Лена Онищенко подняла руку выше всех. Поняла, наконец-то!
Когда учительница спросила именно её, она опять встала из-за парты с очень важным видом.
- Это человек такой. У которого живот большой.
Не убедила ребенка Ольга Федоровна. Осталась Леночка при своем мнении. Ну, что тут скажешь? Остается только развести руками.