Горький и обыватели. Анна

Алла Моисеенкова
Если Наталья пришла в дом Вассы из какого-то древнего мрака «корчаги», то Анна, дочь старшая из детей, возвращается к матери из другого культурного и цивилизованного мира.
«В а с с а. Что твой-то?
      А н н а. Подполковника получил после летних маневров. Батальон дали ему...»
Это уже элита общества, определенный круг знакомств, культурное общение и соблюдение правил приличий, принятых в высшем обществе, там к прислуге холодно и вежливо обращаются на «Вы», не позволяя себе срываться на крик и истерику. И когда Анна видит, как Семен и Павел издеваются над дальней родственницей Железновых Дунечкой, находящейся на положении прислуги, она шокирована и наводит порядок.
«С е м ё н. Надо наказание придумать ей (Дунечке прим автора)!
      П а в е л. Прищеми ей нос в двери... вот она и не будет...
      Л ю д м и л а. Тьфу! Гадость!
      С е м ё н. Нет, пусть она масла из лампадки выпьет...
      П а в е л. Ну, это хоть...
      А н н а (строго). Оставь её, Семён! Довольно! Идите, Дуня.
      (Дунечка уходит.)»
«П а в е л. Ты кто такая здесь?
      А н н а. Старшая сестра...
      Н а т а л ь я (Павлу). Вот и ещё командирша явилась...»
Многое Анну неприятно удивляет, но понемногу она осваивается в доме Вассы, разбирается во всех тонкостях плетущихся интриг и сама начинает принимать во всем происходящем самое активное участие.
«А н н а. Дядя! Перестаньте! Павел, если ты будешь сердить дядю, он может...
      П р о х о р. Не говори ему про это! Он нарочно будет!
      А н н а (Павлу). Это... вредно ему! Он может умереть от припадка, сказал доктор.
      П р о х о р. Ну вот! Ну - зачем ты? Ах...
      Л ю д м и л а. Напрасно, Анюта...
      П р о х о р. Нарочно начнут...
      А н н а. Вы - не волнуйтесь...
Н а т а л ь я. Что же это как вы говорите про нас? Что Паша - злодей? Как вы можете?
      П р о х о р (Анне). Ты гляди - как говорит, а? Хозяйка, а?
      В а с с а (входя). Торопится...»
Васса, при первой встрече после разлуки, увидев дочь, приходит в восхищение и ужас.
«В а с с а.... Ах, офицерша!.. Ишь, какая стала! Ах ты, военная...»
«А н н а. Ну, это мы оставим, мамаша!
В а с с а (разглядывая её). Решительно говоришь... И сидишь смело нога на ногу... да вот и табак куришь!
      А н н а. Курю.
     В а с с а. Не пристало бы даме-то...
      А н н а. Ко мне - идёт.
      В а с с а. А одета благородно.
      А н н а. Умеем.»
Наталья тоже в восторге и удивлении, приехала Анна, человек из совершенно другого мира, необычного и привлекательного, о котором Наталья только мечтает.
«С е м ё н (Наталье). Нравится она тебе?
      Н а т а л ь я. Ничего... Пёстрая только очень...
      С е м ё н. Она же в один цвет одета! Ю!
      Н а т а л ь я. Да я вижу. Это я - так...
      П р о х о р. Это - куриная слепота...»

То есть Анна необычная, яркая, не привычно одетая, и, тем не менее, одного цвета. А вот какого? На этот вопрос мы и ответим.
Но вернемся к встрече матери и дочери после долгой разлуки. Буквально несколько приветственных фраз и разговор сразу становится жестким и деловым. Нет лишних слов сожаления и утешения, а ведь в соседней комнате умирает муж и отец разговаривающих дам.
Такое впечатление от разговора, что встретились два бизнесмена: директор фирмы и его зам, бывший в длительной командировке. Неутешительные итоги подводятся четко и кратко: один из пайщиков готовится изъять свой капитал, что приведет к банкротству, а это недопустимо. Сыновья-наследники умирающего хозяина имущества собираются потребовать свою долю наследства, разделить капитал и уехать в город, начать свое дело, что тоже никак недопустимо.
 «В а с с а. Рушится всё дело! Тридцать лет работы - всё дымом, дымом! Годы были - тяжелые, убытки - большие... Работников - нет, а наследников много... А наследники - плохи! Для чего трудились мы с отцом? Кому работали! Кто грехи наши оправдает? Строили - года, падает - днями... обидно... Непереносно!»
Васса объясняет, зачем вызвала дочь.
«В а с с а. Ничего понять не могу, Анна!.. Затем тебя и выписала, - ты со свежего воздуха, ты, может, увидишь, что делать... чтобы хоть греха поменьше вышло...
      А н н а (внимательно). Вот как... да? Разоряемся?»
То есть приехал деятельный, умный зам, он должен предотвратить раздел имущества и окончательный развал дела и банкротство. Но зам и сам хват еще тот, желает все и сразу за свои услуги, начинается жесткий торг.
«В а с с а. Вот! Ты поговори с братьями-то... мне они не верят, сыновья мои! Думают, что я всё в свои руки хочу схватить. А тебе - должны поверить, Аннушка! Ты человек - без интереса, ты - выделена из наследства... прогнана отцом...
      А н н а (встала). Выделена? Дали мне - бросили, как нищей, десять тысяч и - всё?
      В а с с а (усмехнулась). Расписка твоя есть... расписка в том, что ты всю свою часть получила.
      А н н а (ласково). Что же такое расписка? Вы мне её подарите, мамаша!
      В а с с а (как бы шутя). За какие услуги, сударыня моя?
      А н н а (задумчиво). Услуги? А вот, дайте всё понять...»
Обещано туманно, но много, а конкретно большая часть наследства. Как настоящим, успешным дельцам, для которых лозунг: «Ничего личного, только бизнес», дамам удается договориться с обоюдной выгодой.
Дальше разговор идет о семейной жизни и опять обсуждается деловые и очень важные для обеих дам вопросы: наследники-внуки Вассы, они же дети Анны, их здоровье. Оказывается, что все замечательно, дети здоровы, веселы, но и тут не обошлось без интриг. Муж Анны болен, первый его ребенок родился больным и скоро умер, а вот дальше дети Анны рождались здоровыми. Но от него ли?
«В а с с а. Первый-то помер ведь...
      А н н а. Да... Тот был больной... слабенький...
      В а с с а (усмехаясь). Так! Первый - больной... а потом, слава богу, здоровенькие пошли... от больного-то мужа...
      А н н а (покраснела, взглянула на мать и тихонько смеётся). Умная вы, мамаша...
      В а с с а (довольна). Ну, надо братьев позвать...»
Заметим, Васса довольна, да, были определенные трудности, но Анна не растерялась и не закомплексовала, а нашла достойный выход из сложного положения. «А уж как сработал, нас не касаемо», важен результат. Самое главное для Вассы внуки-наследники здоровы, это очень важно. И вот ум и сметка проявлены дочерью и полный успех! Васса рада.
И на этом разговор заканчивается, никаких родственных глупостей, типа горестных сожалений, охов-ахов, слюнявых сантиментов, выяснены деловые планы и проекты, позиции каждого четко оговорены, бизнес-план скорректирован.
- Но как же так? Это не реально! Мать и дочь встретились после долгой разлуки и говорят только о делах?
Да, вот так. А почему?
Близкие, очень похожие по характеру и уму, стремящиеся к одному и тому же люди понимают друг друга очень хорошо, можно быть откровенным и не тратить драгоценное время на обсуждение не важных, никому не нужных пустяков.
И вот тут есть один очень тонкий момент, все-таки есть различие между деловым партнером и близким человеком. Понимаете, есть! Есть! но все не так просто.
Ремарка Горького и текст пьесы, вот Анна только приехала и зашла в комнату, где работает Васса.
«. Осторожно входит А н н а, смотрит на мать, сначала - насмешливо, но скоро лицо её становится ласковым и грустным.)
      А н н а. Мама...
      В а с с а (обернувшись). Анна... Анюта...
      А н н а. Одна, как и раньше, бывало... седенькая мамочка... Здравствуй!»
Заметим «ласковым и грустным»
Второй момент
Разговаривают Людмила и Анна. Людмила считает Вассу матерью, подчеркивает это не раз и не два, рассказывает о ее отношениях с Вассой.
«Людмила. …Не говорим ничего, а обе знаем, что думаем... Ты что скучная какая стала?
      А н н а. Не знаю... Такая ты красивая, молодая...»
«Людмила. …И над кустами где-нибудь лицо её вижу - ласковое, доброе, материно лицо!
      А н н а (тихо, точно не веря). Ласковое? Доброе?
      Л ю д м и л а. Ну да! А что?»
Вот такой именно доброй, ласковой Анна мать не видела давно, она только деловой партнер Вассы, с которым прилично говорить о бизнесе, а не о каких-то своих личных переживаниях. Обстановка в доме Вассы накалена до предела, тут уж не доброты и ласки! Схватка буквально идет не на жизнь, а на смерть. А Людмила чужая, дочь управляющего Михайло Васильева, стала действительно родной, и Васса готова ради нее на все. И когда становиться ясно, что Павел, муж Людмилы, не будет жить в доме, или монастырь или тюрьма, Васса просит Людмилу остаться и говорит, что ее дети, то есть дети чужого по крови человека, станут ей родными.
«Л ю д м и л а. С начала буду жить...
      В а с с а. Со мной живи. Найди хорошего человека, - замуж выдам. Ты найдёшь... Детей народи, а я их внуками сосчитаю... я тебя - люблю...»
А ведь когда разговор зашел об убитом ребенке горничной, Васса была категорична!
«В а с с а. Вот и ты осудила меня! А когда до самой доведётся, - так же сделаешь, Анна. Допустишь разве, чтобы чужая плоть-кровь твоим трудом жила?»
То есть вопросы крови не маловажны и принципиальны! А тут такое! Не понятно!
А все просто. Васса и Людмила работают в саду, Людмила даже больше Вассы и с увлечением, она научилась делать прививки на дереве и помогает мужикам украсить их сады. Васса и Людмила счастливы вместе, работая в саду, украшая его. По-видимому, это единственная радость в жизни Вассы и для нее это важно, поэтому и Людмила ей так дорога, поэтому она ей и дочь. И она ее оправдывает в любой ситуации и защищает, и там уж совсем дикая сцена, когда Людмила загуляла, ночь провела на хуторе с Прохором, а свекровь не только ее оправдывает так еще и извиняется за Людмилу перед ее отцом. Сначала Васса настаивает, что все должны думать, что Людмила ночевала у отца, то есть оправдывает ее, а потом речь идет о браке Людмилы и сына Вассы Павла
«      В а с с а. Ну, ну, полно... полно, дружок... Мы ещё, слава богу, жить можем, погоди! А за Людочку - меня не вини! Я её люблю... я против была...»
Вот такая родственная любовь к чужому по крови человеку, настоящая, материнская, потому что делают одно дело и счастливы вместе. Васса боится потерять Людмилу, а Анна, дочь, всего лишь очередной наследник, деловой партнер. И Анна это понимает, и ее это огорчает, она надеется на родительскую любовь, но для Вассы деньги и дело важнее. Людмила нужна для души, для счастья, Анна – для дела. Вот так это получается и с этим приходится мириться, ругаться из-за таких пустяков и лишиться части наследства Анна не может и не хочет.
У Анны ровные, спокойные, родственные отношения со всеми, так как при заключении брака Анне была выделена уже часть наследства, никто не видит в ней конкурента. Все рады новому человеку, наперебой спешат ей рассказать о себе, о своих планах, мечтах. Анна быстро разбирается во всем происходящем и начинает… стравливать и провоцировать конфликт Павла и Прохора, двух серьезных претендентов на наследство, которых необходимо устранить и как можно быстрее. Анна действует увлеченно и изощрено, доходит до того, что Васса вынуждена ее останавливать. То есть Анна делает тоже, что и Наталья.
Так что особой разницы нет, откуда ты приехал и как жил раньше. Дом-ад быстро обнажает твою сущность. Он все равно сделает всех одинаковыми черными, полосатыми и… несчастными. Вот этот цвет, и он не изменится, в какое бы радужное платье не одевалась бы Анна.