Мой адрес - советский союз

Елена Коноплина
           ОЙ, ВЫ  СТЕПИ  МОИ...

        Везде своя природа, своя красота. Кубань - это бескрайние степи. Это абрикосы, подсолнухи, арбузы, дыни, виноград. А Ейск - это ещё и тёплое Азовское море. Помню такую картинку. Просыпаюсь утром, солнце вовсю светит, а в открытое окошко ветка с абрикосами свисает. Но вот почему-то  меня притягивали к себе больше картинки в сказках: елки, сосны, дремучие леса с волками и медведями. Я вживалась в эти  леса, я бредила ими. Ведь у нас в Ейске в то время даже на новый год невозможно было  увидеть настоящую ёлку.  Однажды  я увидела на снегу у школы малюсенькую лапку хвои, видимо отломилась, когда ёлку заносили в актовый зал. Я подобрала ее  и принесла домой, укрепила в горшке цветочном и была бесконечно счастлива.

          ЗДРАВСТВУЙ,  СКАЗКА !

        Впервые в настоящюю сказку я попала, когда отца перевели в Лебяжье под Ленинград. Военный городок, куда мы переехали, был в самом лесу. Огромные сосны, ели! Неба не видно! Домов не видно! Бетонные дорожки к школе, магазинам, домам и к самому финскому заливу. Сколько мы там жили, столько и  любовалась я  красотами природы и не могла надышаться запахом хвои. Это была первая моя встреча с лесом, с сосновым бором
        Вторая встреча со сказкой была у меня уже под Архангельском, где муж служил род Плисецком, где тогда строили космодром.  Тоже военный городок /теперь уже это город Мирный/ был в лесу. Тоже высоченные сосны, вековые ели. Чуть от жилья отойдешь - грибы, черника. Особенно меня удивляли комары. Идёшь по траве, они взлетят и снова прилипают  к кустам. Какие-то ленивые. Совсем не то, что в Сибири, например. Там комары злые, ни ягод, ни грибов не захочешь. Да еще слепни, оводы...


         ЧУКОТКА

         Море впечатлений получила я и о Чукотке. Первые - это под крылом самолета: бескрайние просторы с   многочисленными озерами - мелкими, крупными, зеркальными, открытыми. Это уже другой, неведомый край, край тундры с холодным дыханием севера. Приземлились  на аэродром Уэлькаля. Это небольшой посёлок из деревянных бараков. Ничего особенного. Был конец августа, стояла обычная осенняя погода, как в Европе. Меня она располагала к прогулкам, знакомством с местностью. В нескольких шагах от жилья -ОКЕАН! Обывистый берег меня  притягивал к себе как магнитом. Здесь, буквально в тридцати шагах, из пучины океана время от времени  выглядывали крупные морды нерп и застывали. Нескрываемое любопытство с их  стороны и такое  же нескрываемое любопытство с моей. Мы словно испытывали друг друга, соревнуясь, кто  кого пересмотрит. Жаль, что тогда не было  мобильников с камерами, как сейчас. Только в памяти моей остались эти встречи. Другое большое впечатление  я получила от очень сильного ветра. Я закуталась в плащ -накидку и отправилась посмотреть на океан. Не тут-то было! Стоило  поднять ногу, чтобы шагнуть, меня ветром валило на земь. Гальку несло на уровне  колена. Удары жёсткие, больные, обжигающие.  Пришлось вернуться.

          МУРМАНСК

         Очень тёплые чувства живут во мне к Мурманску. Город этот стал родным мне, близким по духу. Город-герой в полном смысле этих слов... Но началось все с разочарований. Так получилось, что мы поменяли Калининградскую  квартиру на Мурманскую не глядя. С обменным ордером, ключами мы летели на новое место жительства с дочерью и годовалой внучкой. Бывший хозяин, наш обменщик , начальник строительного треста Мурманска никаких сомнений не вызывал. Солидный человек очень порядочно вел себя во всех наших общих делах. Мы радовались началу новой жизни, Крайнему Северу и до сих пор со смешками с дочерью вспоминаем, как  наперебой друг дружке говорили: ''представляешь, там комаров нет,'' ''и тараканов нет!'' ''и клопов нет!'' ''это же север!'' И веселились, как малые дети. Мы знали, что прилетим вечером и пока доберемся, уже магазины будут закрыты. Поэтому везли с собой еду и бутылочку вина. Готовились сразу отметить и новоселье. Все как предполагали и получилось. Было поздно. Дом уже спал. Стоим мы перед нашей дверью и волнуемся, что-то нас ждёт. Открываем, включаем свет и глазам не верим! Тараканы - врассыпную! На кухне ещё больше. Повключали везде свет, стали обходить комнаты и сникли. Квартира запущенная, сто лет не ремонтировалась. Потом уже соседи рассказали, что хозяин развелся с женой и в квартире почти не жил. Мы были подавлены, уложили внучечку спать, а сами расположились прямо на полу  за нашим долгожданным ужином, стараясь раскупоренным вином хоть как-то поднять себе настроение.
   Первое время мы даже давали объявления на обмен квартиры назад, на Калининград. Но желающих не было, а жить надо было. Стали работать, обзавелись друзьями и в результате прожили в Мурманске 15 лет.
    Прекрасный город! Добрые, открытые люди. Порядочные. Город красивым не назовешь. Обычный, почти весь отстроенный после войны заново. В войну он был разрушен основательно. На фотографиях тех лет одни печные трубы и дымоходы вместо домов. И все же вид города необычный. Он расположен на сопках. Как на террасах. Много зелени. Сопки  в соснах, кустарниках. Рядом с домами , где  нет строений полно грибов, ягод. В сторону Финляндии  на несколько километров красивые лесные ландшафты. Живописные берега рек, озёр. В сторону Североморска тундра, скалистые берега Кольского залива. В лесах грибы, ягоды. И что интересно. Трава не буйная, невысокая. Поэтому грибы торчат из земли, в некоторых местах полянами. И растёт здесь не только черника и голубика, а и морошка. Ягода, очень похожая на ежевику, только оранжевого цвета, и низкорослая. И очень полезная.

        КАЛИНИНГРАД

        В Калининград  я влюбилась сразу. От аэропорта отъехала в красивом Икарусе и сразу попали в аллею. Вверху аркады деревьев, вдоль дороги раскидистые липы, каштаны, клёны. Нескончаемая аллея  привела в сам город. Город - сплошная зелень. Домов не видно. Даже южные города - Ростов, Ставрополь, Краснодар не производили того впечатления, какое этот западный город. Не парки в городе, а город в парках. Я и дети мои были в восторге. На следующий день пошли знакомиться с Калининградом. От увиденного мы уже не сдерживали эмоций. То сын, то дочь, не обращая внимания на прохожих, кричат мне: ''Мам, смотри какой дом!'' ''А этот какой!''   И друг друга ещё перебивают: '' Этот лучше!'' ''А мне больше этот нравится''... Это мы гуляли по бывшим Кёнигсбергским кварталам. Они сохранились во всех районах города. Мы привыкли видеть или наши четырехстенные  домишки, или  похожие друг на друга сталинки и хрущевки. А тут красивые, необычные для нас особняки. С эркерами, арками, террасами, балконами, верандами. Это надо видеть! Представьте полукруглую стену дома с большими окнами до земли. Или  на колоннах  открытую веранду.  Арочные парадные. Большинство домов до самых крыш увиты диким виноградом. У каждого особняка свой двор, под домом гараж. Ровными рядами стоят они вдоль вымощенных двойных тротуаров - часть для пешеходов, другая для велосипедистов. В какую сторону улицы ни посмотришь - аллея с сомкнувшимися вверху кронами  деревьев. Море цветов.  А  осенью  зелёный наряд деревьев и кустарников  пестрит  осенними расцветками - желтыми, красными. А представьте, как это великолепие отражается в зеркальной глади озёр и прудов. Их в городе более 30-ти! В центре уже четырех-пятиэтажные здания.  В 70-e  годы  в Кал-де  многоэтажек почти не было.  Вокруг площади  стояли немецкие монументальные здания. А здесь мы буквально застыли от удивления. Эти высокие здания в пять этажей тоже были сплошь увиты диким виноградом! До самой крыши! Жаль, очень жаль, что  уже в девяностые годы, ремонтируя дома, вырубили лианы. Но сейчас они снова ожили и стали подниматься по стенам  с каждым годом все выше и выше.
         Кал-д не просто красивый город, а необычный , с богатой историей. Сейчас он очень изменился, разросся. И все же  значительная его часть - старый, прусский город. По старым зданиям можно проследить его историю от самого возникновения. Сохранилась старая граница  Кенигсберга - земляной вал и ров. Внутри вала, большой искусственной насыпи, бывшие казармы, склады. Сверху  вековые деревья. По периметру из красного немецкого кирпича крепости, так называемые форты. Красивые, мощные сооружения, очень хорошо и продуманно защищенные, с бойницами, наблюдательными  пунктами. Толщина стен в некоторых фортах более метра. Красивые!  С зубчатыми краями стен, каменных оград, орнаментной кладкой, башнями и башенками, круглыми и щелевидными отверстиями, тоже обрамленными рельефной кладкой. Много можно рассказывать и о воротах. Сохранились так называемые королевские ворота. Я уже сказала, что можно проследить по зданиям историю города. Так вот, пример тому  форты. Одни уже находятся в центре города. Это те, которые возникли в Кенигсберге ещё , когда королевство только образовалось и было небольшим. Город разрастался - и крепости  появлялись новые на границах. Самые поздние форты уже совсем  отдалены от жилых районов. Многие, к сожалению были разрушены. Но не временем, а при взятии Кенигсберга, разрушены войной. В городе сохранилось много кирх, костёлов,  В одной кирхе в центральном парке действует детский кукольный театр со сказочным петухом на шпиле здания. В другой - органный зал.  Сохранился и кафедральный собор, в котором жил и творил Э.Кант. Точнее, восстановлен. В 70-e  годы местные власти приняли решение  снести Королевский замок, чтобы ничто не напоминало о фашизме. А  оставшийся остов Кафедрального собора оставить, то есть сохранить его развалины в назидание тем, кто попытается  развязать новую войну. Но прошли годы и восторжествовал иной , более разумный взгляд на историю. Собор было решено восстановить. Могилу Канта отреставрировали. Теперь здесь прекрасный органный зал. Специалисты считают акустику лучше, чем в Рижском Домском соборе. Здесь же музей. И здесь же часовенка с мозаичной иконой Богородицы ''Нерушимая стена''. Собор в самом центре Кал-да, как бы на небольшом островке реки Прегель. Со всех сторон вода. Собор тоже, как и весь Кал-д, утопает в каштанах и кленах. Небольшой мостик соединяет с жилым районом и почти вплотную к нему из сохранившихся прусских зданий примыкает Рыбацкая деревня. Здесь восстановлен по фотографиям  целый  район старой деревни с причалами, гостиницей, магазинчиками и вывесками.
         Часто я зову свою дочь, живущую в Питере, переехать в Калининград. А она все своё: ''Какой смысл, опять сырость, мне она здесь надоела!'' И каждый раз ей говорю: '' Да смысл -то как раз есть. В Питере климат сырой и холодный, а в Калининграде - влажный и тёплый.'' И это на самом деле. Благодаря такому климату здесь все прёт из земли, а не растет.  Сирень дорастает до третьих этажей! Черемуха - аж до пятого! И что только здесь не растёт! Я на Кавказе в заповеднике была, там показывали кустарник, как говорили редчайший - тисс. Мол только здесь можно увидеть его, больше нигде не растёт. А приехала в Кал-д,  а тисс этот всюду. Немцы давно поняли все про свой благодатный климат. Благоустраивая свои усадьбы, они завозили сюда самые интересные растения из стран, где бывали. И они без особых трудов приживались. И растут здесь дивные деревья и кустарники со всего мира. Из Канады, Америки, Австралии, Японии,  Сибири, Азии, Кавказа, Крыма. Раньше, то есть в 70-80-е  годы , таблички крепились у редких и малоизвестных пород. Скажем ''Дуб краснолистный. Семейств... Род... Завезен из...'' Или ''береза сахаролистная'' - и все о ней. Эту работу проводили студенты-биологи университета. Сейчас, опять же к большому сожалению,  таких табличек нет. Видно добрые инициативы  на одном энтузиазме долго не живут... Вот немного моих впечатлений. Краснолистный дуб, краснолистный клен. Высокие, могучие. Со стороны листва как бы с бордовым оттенком. А станешь под крону такого дерева и убедишься - небо красное.  Или японская жёлтая акация. Кустарник. Вроде ничего особенного. Но когда весной цветет - глаз не отвести, соцветия  как грозди винограда, а больше как кисти сирени, только висят гроздями или кистями книзу. И жёлтого цвета. Весь куст  как в золоте, солнцем освещенным. Ну а от красного боярышника я вообще в восторге.  Это дерево, большое и раскидистое, примерно как каштан. Но цветет оно не белыми, как обычный боярышник, а малиновыми, как мелкие розочки, цветами. В разгар цветения дерево покрывается малиновой кроной.  Ну и для большей убедительности я  просто ещё перечислю названия культур, которые свободно выращивают местные  жители на своих участках. Это  черешня, абрикосы, персики, айва, грецкие орехи, виноград, кукуруза, туя, помидоры, огурцы. Ну как? Вот какой здесь плодородный край. Видимо поэтому есть в городе  великолепный ботанический сад. Да! Чуть не забыла. Здесь и магнолии растут!  Пожалуй пора на этом остановиться. Основное поведала.

                      И  ПОСЛЕСЛОВИЕ

      Поскольку я дольше всего жила в Мурманске и в Калининграде, невольно и сравнивала их.  Внешне они не сравнимы, каждый великолепен по-своему. А вот в смысле порядка выигрывал в 90-е Мурманск. В Кал-де  была и сейчас мощная коррупция. Во всех сферах! Об этом в разное время писали. Но власти менялись, беззаконников снимали с должностей, а на их смену приходили такие же. Это и в правовых органах, и в судебных, и в медицине, учебных заведениях, в таможенном ведомстве. Мурманск же был в те годы просто образцовым городом. Все делалось для людей, для северян. Удобные  расписания работы медучреждений, банков, всех сфер обслуживания. В сильные морозы все жэки организовывали  силами своих работников костры возле остановок для обогрева пассажиров. Передавались по радио и телевидению обращения к водителям подбирать пассажиров на остановках, подвозить  по возможности к местам следования. Продажа  и покупка  жилья, оформление сделок было организовано так, что все службы находились в одном здании. Я, например, продала свою квартиру за один день! Вечером уже ехала в поезде. То есть в одном здании  я получила справку по форме 9 , лицевой счёт, нотариус узаконил сделку, сдали их в юстицию на регистрацию. Мало того, в этом же здании работали представители паспортных столов всех районов города. Я выписалась. Очень удобно подать объявление на покупку, продажу и другие на телевидение. Несколько раз в день прокручиваются на экранах ролики объявлений . Здесь  же указываются телефоны, по которым можно дать объявление. А погоду ! Чуть не забыла!  Постоянно передают по телевидению и радио температуру воздуха, влажность, осадки, прогноз. Видимо такое заботливое отношение к людям  настроило и население на  чуткое отношение к друг другу, готовность прийти на выручку, сплотило северян, вселило любовь к своему городу.

И сейчас  Мурманск в сравнении с моим любимым Калининградом - выигрывает.
   
  
                       ГАРНИЗОНЫ,  ГАРНИЗОНЫ...

        Про военную жизнь лучше бы рассказал  отставник.  Я лишь сопроводительницей была военного.  Конечно, и все переживала с ним, но это не служба, это лишь жизнь жены, женщины с детьми. По сравнению с гражданской жизнью большая разница. В гражданской жизни ты сам себе хозяин. А с военным мужем - уж как получится. Все зависит от места назначения, от воинской части, от командиров, от звания. Можно попасть в воинскую часть, которая расположена в городе, можно попасть в ту, которая за границей. Тут хороший  получается расклад. Мой же муж служил в строительных войсках. Чаще попадал туда, где строительство только начиналось. И потом начинал с лейтенанта. Жильё и какие-то условия предоставляли сначала начальству. Так что жить приходилось и в бараках, и в съемном жильё в деревнях поблизости с военными городками. Жили даже в казарме солдатской. Под Плисецком, например, нам отгородили  фанерой  часть  казармы.  Поставили солдатскую  железную кровать, выделили стол, два стула. У нас уже была дочь годовалая. Где-то раздобыли для неё кроватку. Самые  необходимые  вещи привезли с собой багажом. В казарме  прожили недолго, месяца три. Поселили нас в отдельной квартире в деревянном домике на четыре семьи. Удобства на улице. Здесь тоже прожили несколько месяцев. Родился сын, благодаря чему нам предоставили в новом современном по тем временам доме двухкомнатную хрущевку. Со всеми удобствами! Примерно так же складывались наши жилищные условия и в других местах службы мужа. Проблемы у всех жен военнослужащих были с трудоустройством. Военные городки небольшие. Одна школа, один садик. Это в лучшем случае. И воинская часть. Так что работать было негде. Если кому-то удавалось устроиться на работу, считались счастливчиками. Самые востребованные должности  - счетовод, нормировщик, телефонист. Остальные  поприличнее - переходили к женам командиров. Но  сразу хочу сказать, что  все эти условия жизни погоды не делали. Мы были молодые, жизнерадостные. Сразу обзаводились друзьями. Телевизоров не было, телефонов не было. Мебель казенная. Но жили интересно, дружно, весело. Все праздники, дни рождения  отмечали вместе. И вот уже  жизнь эта наша ушла в прошлое, а дружба жива до сих пор. И друзья  по всей стране, где  служили наши мужчины, где потом поселились, уйдя в отставку. Переписываемся, встречаемся, перезваниваемся. За все эти годы мы стали родными людьми.
     В гражданской же жизни люди живут на одном месте. Тоже обрастают друзьями. Как правило здесь же живут и их родные. Конечно, на одном месте  за много лет все складывается  легче и быстрее. И с трудовым стажем все в порядке, и с карьерным ростом. У военных  семей нет родного города, у них как в песне ''мой адрес - Советский Союз''.  Вот и я рассказала про те места где жила, какие города любила. А родного, в полном смысле этого слова , места  жительства  нет. Все родные. У гражданских  же  все как положено - и родной город, и родной дом, и улица.
      Когда уже муж получил достойное звание, прослужил  с десяток лет, жизнь наша стала стабильной, обеспеченной. Отпуск большой. Проезд всей семье бесплатный. Доступными стали путёвки в дома отдыха. Доступными стали и хорошая мебель, бытовая техника, приличная одежда. Замечу, что гражданскому населению все эти блага становятся доступными намного раньше.
     Вот пожалуй и все, что вспомнилось.