Наша мамочка

Елена Коноплина
      Моя мама...
      Более тридцати лет ее  нет на этом свете.  Вчера была  РАДОНИЦА ,  день поминовения усопших  у православных.  А я не смогла   помянуть  маму в церкви, не  получилось  выбраться и на кладбище.  Хотя  не бывает и дня, чтобы я не вспомнила о ней, чтобы я что-то не сделала,  не  сказала,  как она,  не  повторила ее  жест,  взгляд.
      Вот и недавно.  Первый пасхальный ужин.  Я  в гордом одиночестве. Разговелась  яйцом,  набросилась  на  мясное, колбаску - так соскучилась за сорок дней поста! Опять яйцо - тоже  соскучилась. Наконец  дошла до чаепития. А когда уже получила все тридцать три удовольствия, поймала себя на  том,  что  старательно  собираю  со стола  крошки  кулича, разноцветные  просинки.  Пальцами - и в рот.  Надо же,  как  в детстве!  И  ожила картинка,  как мама  разрезала  румяный кулич  и  приговаривала :  ,, Только  все крошки  съедайте, пасха свяЧеная,  нельзя в мусор бросать...''  И мы с папой все крошечки подбирали, стараясь  не огорчать  ,, нашу мамочку '',  как мы  ее называли...
     Только  теперь  понимаю, как свята была для  нашей  мамочки, для людей  её  поколения  Пасха и  как глубока  вера в Бога.  Вера, которая была под запретом, которая была загнана в глубинки душ миллионов людей. И которая  вырывалась наружу  в  большие  церковные праздники, не  смотря на запреты и осуждения в стране. 
     В доме у нас о Боге не говорили, икон не было. Хотя и мама и папа  воспитаны были в вере. О вере  даже  не вспоминали, боялись. Партийный отец мог лишится  работы, всех званий. Мама хорошо понимала это. 
     Церквей в нашем  провинциальном  городе не было. Были молельные дома.  В них  шли службы, крестили детей, венчали. Все  обряды проходили тихо, очень скромно,  почти  тайно. Но накануне православных  дат  все равно в народе  по  всему  городу  начиналось  заметное  оживление. 
     С  большой радостью  готовилась  к  этим праздникам  мама. А чего ей это стоило !  Дважды в год , к Рождеству и Пасхе  мама  умудрялась  побелить  кистью наши  небольшие две комнатки.  А уже накануне  все  было убрано, блистело чистотой.  Обычно ,  приходя из школы,  я словно попадала в сказку.  На окнах вместо  ,,задергушек,,  висели  белые тюлевые шторы,  кровати  покрыты  белыми  ажурными  покрывалами,  а подушки  такими же  ажурными  накидками.  На  стенах  картины.  И все это  мамины  работы.  Покрывала, накидки  она  вязала  крючком ,  картины вышивала  крестиком.  В те послевоенные годы в магазинах  ничего не было.  Женщинам  всё  приходилось  делать своими руками. А тюль каким-то  образом  купленную  в Москве,  мама  хранила  несколько лет,  развешивая на окна только в самые большие праздники. И, конечно же, белое  кружевное убранство преображало наше жилье. В доме  становилось  нарядно, красиво, торжественно.
      Эти  дорогие  воспоминания  как бы открыли мне  новые  стороны  веры  простых  людей в Бога. Их силу и чистоту веры. Их святость помыслов. Казалось бы  простые, обычные  мамины слова  ,, Только все крошки  съедайте,  не выбрасывайте... Пасха  свяЧенная ! '' А  сколько  смысла !...