Полеты вверх... Вилию Михайловичу Калинникову

Эмануил Бланк
                - Виля Михайлович, Виля Михалыч.  Возьмите, возьмите нас в команду. Пожалуйста

                Вместе с Сашкой Шофлером - моим десятилетним друганом из  скромной пятиэтажки, возникшей по улице 25 Октября 1, в далеком уже ноябре 1965-го, мы, наконец, добрались до стадиона. Тот находился неподалеку, метрах в трехста за неповторимым тираспольским драматическом театром.  Конца тренировки по баскетболу дождались с большим трудом.

                С трепетной надеждой ожидали мы решения крупного властного полноватого мужчины, строго покрикивавшего на наших сверстников, разгоряченных двухчасовой игрой.

                - Виль Михалыч!,- попросил за нас Еська Язловецкий - живописный, коротко стриженый мальчуган с густыми, будто нарисованными бровями и блестящими, подвижными, немного выпуклыми живыми глазами,

                - Они же хорошие ребята. Очень хотят заниматься баскетболом. И тренироваться именно у Вас
         
                Дружно кивая головами, мы пытались убедить тренера, скептически оглядывавшего наши нескладные, прямо скажем, не слишком спортивные фигуры. Сашка был полноват, а я, чересчур худосочен.

                - Я их сам подучу, для начала,- видимо предчувствуя свое тренерское будущее, самонадеянно заявил Еська. Этим заявлением он чуть все не испортил

                - Ты сам ещё ничего путного не умеешь,- отрезал Виля Михалыч

                - Ладно, посмотрим, что Вы за птицы. При этом, он резко, очень резко для своей упитанной фигуры, увенчанной солидным животом, швырнул, как выстрелил, баскетбольный мяч в мою сторону

                Не успев  ничего сообразить и с трудом удержав тяжеловатый мяч, я, внезапно для самого себя и окружающих, скорее инстинктивно, резко швырнул мяч обратно.

                От неожиданности и наглости, тот даже покачнулся и, еле-еле, удержал мяч. Покачав головой и хитро усмехнувшись, тренер заявил,

                - Вижу, характер есть. Будете много трудиться, может, и выйдет толк

                Приходите на тренировку послезавтра, ровно в четыре. Знаете, где находится спортивная школа? Ах, да!  Ваш дружок Еська все и объяснит. Опоздаете, можете больше не появляться.

                - Кто не знал  двухэтажное здание  со спортивной площадкой, находившееся в самом центре Тирасполя ?

                Со стороны Бородинки и Правды, туда можно было доехать на первом либо втором троллейбусе. Выходить требовалось на остановке знаменитой площади Конституции. Затем развернуться в обратную сторону и пробежать не менее трехсот метров. Совсем не хотелось опаздывать.

                Единственная на весь Тирасполь, центральная спортивная школа номер один, находилась сразу за небольшим мостом. Внизу протекала небольшая  речушка, впадавшая в Днестр.  Была ещё в городе и легендарная база, воспитавшая не одно поколение гребцов, среди которых были даже олимпийские и мировые чемпионы.

                Первая тренировка запомнилась непривычными перегрузками. Тогда пришлось долго носиться с поясами, плотно наполненными речным песком.

                Прыжок вверх с мячом, сразу после снятия такого серьезного отягощения, запомнился на всю жизнь.

                Казалось, мы унеслись прямо к кольцу, как самые настоящие птицы. Волшебное ощущение полёта было настолько реальным и сильным,что...

                Если бы не крыша высокого красивого спортивного зала, мы могли бы, наверное, чем черт не шутит, подняться ввысь над Днестром, лесом и родным городом.

                С тех пор, многие  и многие годы, мне снилось ощущение того фантастического полета.

                Первыми, кто радостно приветствовал нас, после стартовой тяжелой  тренировки, а затем встречал бесчисленное число раз, были близнецы - два огненно-красных автомата газировки, установленных прямо после выхода из спортивной школы.

                С громким ворчанием, шкворчанием и радостным шипением вода бурно заполняла гранёные стаканы с желтоватым или красноватым сиропом и долгожданной газированной свежестью. Она охлаждала, наполняла и наслаждала наши обезвоженные внутренности не хуже  любого чудодейственного бальзама.

                Разгоряченные интенсивными тренировками, мы жадно поглощали живительную влагу. Буквально заглатывали ее , и летом, и осенью, и промозглой зимой, когда водичка, зачастую, заламывала зубы своим глубоким холодом. Пили, пили и, при этом, никогда не простужались.

                После первого возлияния, мы шли, оживлённо обсуждая очередной фильм или фантастический рассказ. Как правило, не могли прервать драгоценное общение и пропускали одну или две троллейбусных остановки. Жестикулируя, проходили трибуну с памятником Ленину и решительно направлялись уже на более аристократический водопой. Его церемония проходила в небольшом магазинчике Апэ-Воды, на знаменитой тираспольской стометровке.

                Там продавали волшебные Ситро, Крем-Соду, Лимонад и Бэутурэ Портокале ( апельсиновую, молд), которые важно распивались нами за маленькими столиками, по одной бутылке на двоих.

                Правда, удовольствие  было совсем не из дешевых. Вместо трехкопеечного стакана с сиропом, по-дружески отпускаемого  братьями-автоматами, здесь, приходилось платить вдвое дороже.

                Виля Михалыч, насчёт нас ошибся, либо, что  скорее всего, просто пожалел. Уж слишком мы напрашивались. Никакого толку на баскетбольном поприще, от меня с Сашкой, так и не получилось. Он не выдержал унижения первым. Я же никуда не уходил, многие и многие годы пребывая в команде на положении самого распоследнего игрока.
   
                В начале каждой тренировочной игры, Сашка Квашнин и Серега Филипповский - наши лучшие ведущие, назначались капитанами. Они и набирали себе команды.

                Первыми, разбирались Балагула, юркие Красавин с Иконниковым. Затем быстро уходил, в какую-то из противоборствующих команд, и азартный энергичный Еська. Я же доставался последним. Уходил к капитану, которому, в тот день, явно не повезло.

                Ни достойного ведения мяча, ни, тем более, достойного видения игрового поля, за мной не наблюдалось.

                Чего только не предпринимал бедный Виля Михалыч, чтобы заинтересовать игроков в передаче пасов через меня?

                За мяч, заброшенный мною, засчитывались даже не два, как обычно, а целых три очка. Первое время, в особенно критических ситуациях, когда разрыв счете был большим, это иногда спасало. Я получал мяч и, бывало, забрасывал. Единственное, чем я овладел к тому времени, это уход от прикрывавшего игрока и быстрое появление под кольцом, в довольно выгодной позиции

                Однако выигрыш, таким способом, считался  не совсем нечестным, и мяч доставался мне все реже и реже.

                Почему же я не уходил? Могу только догадываться. Конечно, мне нравился Виля Михалыч. Нравился его стиль, личность, его тренировки и, самое главное, общение.
    
                В родной одиннадцатой школе я был первым учеником. Великолепно успевал и в физико-математическом центре при нашем пединституте, гроздьями собирал победы в городских и республиканских олимпиадах по химии, математике, физике и биологии.

                Может быть, мне было важно, хоть где-то, но отставать. Чувство, когда вся команда относится к тебе свысока, с легким незаметным презрением к убогому неумехе, заставило относиться к тем, кто на жизненном пути проигрывал, гораздо с большим терпением и тактом.

                Но Вилия Михалыча, как тренера, к моему великому сожалению, я ничем обрадовать, так и не сумел. Однако меня он прекрасно понимал и чувствовал.

                Учитель  видел, что мне нравится, очень нравится, и сама атмосфера его тренировок, и своеобразное  общение, и наша особая, молчаливая Дружба.

                Как радостно он ухмылялся, устраивая порой проверки школьных дневников и ставя меня в такой редкий и ,на первый взгляд, малозначимый для спортсменов, пример.

                - Учитесь отлично, и Вы будете также плохо играть в баскетбол! - громко рекламировал мои успехи разобиженный Еся, получивший от Вили очередной нагоняй за участившиеся тройки

                Улыбаясь, Виля добивал недовольного Еську, приводя примеры легендарной советской сборной по баскетболу - многократных чемпионов  Европы, Мира, Олимпиад , где, в отличие от других видов спорта, практически все, были докторами или кандидатами наук.

                К этому он плюсовал и лучших капитанов  нашей спортивной школы  - Серегу Пелехова и Сашу Квашнина, бывших в учебе такими же замечательными лидерами, как и в спорте.

                Сам Виля Михалыч, был легендарным человеком, любившим, помогавшим десяткам и сотням ребят. Много, очень много было случаев, когда своим обаянием, авторитетом и любящим сердцем, он выручал подростков, оставшихся без родителей, зажигал в них огонь интереса к жизни, способность отвечать на многочисленные вызовы судьбы.

                ____________


                Гениальный афроамериканец, персонально тренировавший моего внука в канадском Торонто, научил его очень многому.

                Он поставил великолепные броски из любых позиций, научил "Данку" - восхитительному полету к самому кольцу с драматическим обрушением мяча в самое жерло корзины, вулканировавшей, выплескивавшей, в ответ, не только сетку, но и какую-то бешеную космическую энергию. Он научил внука видеть всю площадку. Но...

                ____________


                В общении с Вилей Михалычем, у нас всегда присутствовала какая-то особая недосказанность. Все те годы, он, казалось, старался довести до меня и других, ещё что-то, что-то очень и очень важное. Намного более значимое, чем сама игра или отдельный вид спорта.

                И в Торонто, и в Израиле, и в  Москве, я всегда старался обнаружить поблизости и почаще захаживать на баскетбольную площадку.

                Неплохо, иногда даже красиво, умудрялся забрасывать мячи. По-тихоньку, освоил приличное ведение по площадке. Бежал, уже, не просто уставившись на подпрыгивавший мяч, а глядя в небо, где, высоко-высоко, находилось кольцо с  целью, которую хорошо было бы достичь. Когда-нибудь. В далеком будущем.

                - Виля Михайлович. Виля Михалыч!  Возьмите, возьмите нас в команду...