светт в оокне

Серхио Николаефф
         Свет в окне.

 { Краткий ‘сценарий’  истории }
[ исторья истории (--истерии--) ]


             ----
действующ. (действит.)  лица:


1.

Серхио –писатель. Холостой писатель. Писатель –экзистенциалист. Пишет в постмодернистском духе [стиле] {--штиле--};

2.

..



                ----
                **


Серхьоо, рождённый недалеко от Бухары (* почти что Марокко), проживший там до 20-ти лет и помотавшийся по Свету до 35-ти лет -..возвращается в итоге на Родину. Он встречается с друзьями детства, бывает в некогда любимых местах. Периодически ‘кадры’ реальности перемежаются с ретроспекциями, которые контрапунктом повествуют о жизни в течение 15-ти лет на «чужбине»: России, Абхазии, Египте, Турции, Юго-восточной Азии.

Посмотрел, как люди живут: убедился, что в сути своей жиснь - везде и повсюду одна и та же (без ряда оговорок), в общем то. Традиции, культуры, менталитет – отличаются. А заботы, проблемы, хлопоты – всё те же. Всюду - ..нелегко приходится человеку: заботы о хлебе насущном, об крыше над головою, тепле и уюте. Везде -..и рутина и будничная суета сует. Пропорция – соотношение добра и зла -..примерно плюс-минус одинакова. Климат – да, разный. Между постоянной жарою и холодом. Хотя где-то и «золотая середина» - ..более менее мягкий климат, при этом без удушливой жары и невыносимого мороза, -..особо без экстремальных перепадов погодных условий. 

Большая часть народу заботится лишь как бы выжить, просуществовать. И отдельная прослойка (– точнее прослойки) -..могут позволить себе такую роскошь как заниматься любимым делом, творчеством или просто ничего неделаньем – что тоже по-своему творчество своеобразное. Хотя тогда уж – всё (весьма правда условно)  можно назвать ..жизнетворчеством. Самовыражением. Правда вот искусство уже имеет более принципиальные и чёткие проявления и формы запечатленья в виде весьма конкретных продуктов - ..произведений. Т.е. продукты авторского интеллектуального труда, - выраженные, оформленные как предметы искусства, -..артефакты.      

Автор – художник. Цель и задачи его – донести какую-то идею, и /или просто доставить эстетическое удовольствие потребителю (= читателю, слушателю, зрителю,  -..!’чувствователю’ , в конце концов).  В идеале конечно - пользу и (/или) приятность – два в одном.

Книги есть везде: и национальные шедевры и интернациональные сокровища мировой культуры в переводах на местный диалект речи. И классика и модерн и постмодерн.

С остальными объектами оставшихся видов искусства: живописью, музыкой и кино театральными – везде по-разному, в зависимости от технической оснащённости страны, государства; от бюджета Мин.Культа выделенного на эти цели.

«Работаешь – жить некогда, не работаешь - ..жить не на что». Жизненный багаж у Серхьо был приличный. Денег не скопил. А возраст у него – уже чтобы иметь семью и детишек, дом и пр. прелести «простой обывательской» жизни. Такой вот экзистенциональный кризис, да ещё и ..творческий застой ..в купе с кризисом среднего возраста – целый «букет» однако. (невольно подумается: "и может хоть 'клин-клином' сработает принцип - сдетонирует (как обыычноо)? - буум! ;     чтобы '--=+').

Где же выход, спрашивается?? Опять пуститься -..в путешествие? А ради чего, зачем, от кого, от чего?? Ежели опыта и знания о мире достаточно, то логично заключить, сделать вывод - ..что незачем!?  -..Чтобы потом опять начинать «с 0» ?!  –Такой вот замкнутый круг. Между скукой и ..неприятностями. Палка двух концов. Найти бы поводы удержаться, заякориться тут на подольше. Пока хотя бы так. Дальше то видно будет (наверно).   

Цыганская бродячая жиснь – романтика с дыркою в кармане – и как будто не особо уже прельщает -..на фоне то бывших опытов, знаний, наблюдений, выводов и пр. рефлексий разнообразных. Как будто уже и не устраивает особо явно, рьяно. Как будто кочевой образ отступил в сторону оседлости чтоли!? И неужто работает злосчастная поговорка: «хорошо где нас нет»? И неужто везде – одинаково ?!  А значит, и бежать то некуда выходит. То на то и выйдет. А в дельте – опыт, впечатленья - ..нематериальные активы, капиталы (-..как в песне: «мои года –моё богатство»). Будет что вспомнить!

Воодушевление, вдохновление, вдохновение  - вот те редкие ‘птицы’, за которыми все ведут охоту. Но они постоянно куда то деваются, прячутся в каких то чащах, дебрях своих, а потом также внезапно вспархивают, то там то сям. Так вот когда бездельничаешь, тунеядствуешь – эти птицы то и прилетают ..иногда. И ради этого и стоит иногда полоботрясничать как следует,  для разнообразия -..в меру конечно же, -..без фанатизму.  Наобщаться с ними вдоволь и, -..спать.

Серхьо начал писать автобиографичный роман. Благо ностальгическое чувство завладело всем его существом. В общем время было как раз подходящее для такого жанра. Писал, посещал давних друзей, приятелей; и снова - писал, писал..

 Так пролетело пару месяцев и ему как будто было пора. А куда? В общем то дома так у него и не было по большому счёту. И он подумал остаться ещё на неопределённый срок - здесь, на малой Родине. А там видно будет.  Поживёт – увидит.

Найти можно компромиссную, более-менее сносную ('съестную') работёнку – и не шатко не валко, как нить и протянуться. Как и тянет свою «лямку» в общем-то, большинство сограждан по Планете.

..


Сначала он устроился электромонтёром. Однако продержаться смог лишь два месяца. Начальству, видите ли не понравились - неформальность, диссубординация и фамильярность его поведения с клиентами: то не может удержаться от соблазна «германа» «помочалить» - отмутузить как следует, у одного клиента; не скрывая буйный темперамент - ..позволяет себе вольность курить в бедламе, борделе у тётушки в образе Фаины Раневской, - хозяюшки двух своих питомцев – кошки с собакою, которые носятся по кругу друг за дружкою; то не сдерживает свой пыл и устраивает «посиделки» у третьего, - не без спиртного; берёт деньги – тобишь чаевые у тётко-бабки со странностями; и в конце концов -..устраивает очередную фривольность - ‘избу-читальню’ у пятой ..клиенши. – в итоге формулировка: «за нарушение дисциплины, норм, этики и пр. ..лабуды».  – ..болтун, повеса, шутник, проказник;  -..несерьёзный -одним словом сотрудник. (..– артист, - иди на сцену! – прим.автора). а здесь всё серьёзно и юмора его не понимают, и не хотят понимать этого его: пофигизма, фривольности, фамильярности; ..неформальности, ..снисхождения с высокомерностью напополам; неформатности, ненормальности;  и иронии (с едкою порою даже сатирою) на все их стереотипы, нормы и устои обывательские и пр. лабуду.


Чисто философски можно расценить сей факт такой логикою: «Раз меня уволили, а не я сам, - значит уже снял, наполовину с себя ответственность. А коли я такой какой есть, -не подхожу им,  ..то просто-напросто -..нам не по пути, -..разные мы. Хотя я и не старался притворятся, и тем самым косвенно также и был инициатором увольнения (с такой уже точки зрения – я сам уволился, просто переложил ответственность подписания приговора-диагноза другой стороне - работодателю)».

Т.е. формулировка «уволили» - условна, т.к. фактически «пассивным, наполовину» инициатором был всё же Серхьо, который не желал «наступать себе на горло» и притворяться что эта работа – ..ему по душе! Своим поведением – дал понять, что не ценит и не дорожит особо сиим рабочим местом. Только для денег, зарплаты и приходит(ся) работать по большому счёту. И пресмыкаться ни перед начальством, ни перед клиентами не собирается! Условно приемлемо, компромисс - ..если он может быть таким как есть, ..самовыражаться и пр. А иначе – увы и ах, простите-извините: «досвидоз!».



Оказалось  (..и в очередной раз) – что быть самим собою - ..роскошь. Остаётся: либо «вести двойную игру (жиснь)» - симулируя «нормальность» (нередко синоним «тупости») -..играть, притворяться; либо уходить – точнее быть уволенным с типичным хозяйским аргументом «не нравится –увольняйся!». И остаётся такой радикальный путь альтернативный -..искать ..подлинного истинного самого себя и ..соответствующее профессиональное, трудовое .. применение своё в сфере -..чаще всего коль уж развивать тему до конца -..скорее всего ..в сфере околотворческой.



Всё почти как обычно - в очередной раз, ..который раз (раз пятидесятый как минимум). Серхьоо - всё ж таки и в самом деле неисправим. Не учит жиснь. На те же грабли, - да ещё ..и с разбегу! Не надо ему, просто противопоказано лезть в корпоративные рамки стандартов,  инструкций, предписаний и пр. стереотипов. Эти области – ему чужды. Доказано не раз. Раз он художник – творческая личность так называемая, то остаётся – своя ‘тема’: либо артистичная -артистическая, либо артистично-бизнесовая; фрилансовая или ..более менее штатная творческая ..единица.
   


Ну а пока таковой не было, чтобы прокормиться он всё ж прибегнул снова к поискам работы (со ‘свободной головою’). И они то привели его в ..местный Почтамт. Место (точнее даже ..‘седло’) почтальона было («пока» или «ужЕ» –.. смотря в какую сторону ‘перематывать’ плёнку’ ..времени – (..но всегда по кругу -..смотря с какой стороны смотреть соотв.) однако вакантно  (и это-то было как раз таки довольно безотносительным однозначным фактом). 

..


Так он познакомился с Машею, -..аля крестьянкою. Сердобольная девушка-женщина лет 35-ти помешанная соответственно на домашнем хозяйстве и деревенском образе жизни: животных, природе и пр. натурпродуктах. Она так и норовила постоянно подкармливать и подпаивать Серхьоо. А он то, надо честно отметить, и особо не сопротивлялся.

Был кратчайший эпизод и с юной -аля музыкантшею на своей соотв. ‘волне’. Её постоянно ‘несло’ на этой и не только ‘волне’ и она несла порою абсурдную чушь (иногда даже небезочаровательную) и (псевдо)интеллектуальный бред (также порою не лишённый глубоких смыслов).

Да и выглядела Вика, -так её кажется, звали,- довольно эпатажно; также она и разговаривала – эмоционировала. Цветные, с зеленоватыми переливами отливами волосы, разного цвета гольфы в таких же неодинаковых кедах, соотв. с такими же, -как будто ‘перепутанными’ шнурками. Конечно, она выделялась из толпы как внешне, так и своим ‘фривольным’, точнее раскованным поведением (-..хотя грань тонка). Артистическая небрежность, переходящая, скатывающаяся в -..культурный шок. Грезила богемной жизнью и ..рассуждала о коммерческих проектах разного плана. Но на вид пока была абсолютной раздолбайкою: этакою девочкою-сорванцом, «Пеппи-длинным чулком», проказницею, забиякою и вообще непоседой редкостною, козою-егозою. В то же время, где-то внутри, как будто запрограммированной на какой-то незримый пока на горизонтах успех. Дальше ‘мусолить’ образ этой загадочной и взбалмошной Пеппи, пожалуй думаю, особо большого смысла больше и нету.

Они, два этих ‘персонажа’ – противоположности: Маша-крестьянка и Вика-богемика. Одна стремится подальше от сует мегаполиса, -..‘огней большого города’. Другая же, как будто в них ‘купается’. Этому конечно есть и рациональное объяснение: логично ведь к чему должна тянуться ‘деревенская девочка’, (-..хотя, сколько известно и примеров исключений); у Вики же соотв. откуда, с чего вдруг должна взяться тяга к пасторальному образу жизни?! Хотя и тута масса примеров исключений. А исключенье – подтверждение правила.
Общение, хоть и эпизодическое с такими контрастными (диссонирующими с некоторых ракурсов) персонажицами, не могло не отразиться на мыслях -..рефлексии Серхьоо. Хотя он, как и частенько это за ним наблюдается, - занимает «позицию где-то между, - посередине». Может и оттого что родился в среднем по размеру и численности населения городе. И, общаясь с этими представительницами двух радикальных полюсов, он ни к одному себя не мог (с полной уверенностью и ярым желанием) особо причислить, однако.




             ----монолог 1----





   Вкрапления скуки -..в творчческих стезяхх

                ----

скуччная ли профессия 'писательь'??

- ..'замкнутая', 'затворническая' ;

-..но никто же не мешаетт развлекаться
и писателю в том числе, и особенно ему!



              ----
о том, как рассеилисьь мои мифы по по-
воду 'скучности' профессии 'писательь'



              --
          на правахх
         полурекламыы
     [агитации/пропаганды]

              --
отрывок/фрагментт из вещи (кот. в процессе напис.)

             ----

              **

              ..


Жизнь состоит из ‘мелочей’ - в т.ч. ‘мыслей-кирпичиков, пазлов’. Например, у меня было предубеждение или точнее даже некий ‘пробел’ в понимании профессии – ремесла писателя/сценариста. Мне казалось, (!ошибочно само собою – ..но до этого то ещё предстояло ‘дойти’!) , что она эмоционально ограничена, по сравнению хотя бы с тем же режиссёром, который (хотя бы по должности, априори) не может не эмоционировать (жить на проекте-«площадке» эмоционально наполненной жизнью). Что внешняя, экстравертная ‘эмоциональная сфера’  писателя более бедная, чем у того же режиссёро.

Какие то даже эпизодические, и буквально ‘на ходу’ беседы, с пускай и начинающими почти коллегами (студентами) расставили всё на свои места! ; придали  !уверенности, которая, к слову сказать, – есть примерно 80% успеха любого предприятия, -и писательство – этому никак не исключение. Что «всё в наших руках» и писателю не обязательно всегда быть ‘затворником’. Что «то на то и выходит», в смысле: и у режиссёра есть периоды необходимого того же ‘затворничества’, а у писателя в свою очередь, безусловно есть право и все возможности для ‘тусовки’, когда и где ему того заблагорассудится.

Просто инструмент писателя – перо/печ.машинка, а у режа (сокр. режиссёра - прим.автора) - ..рупор, например. И тот и другой – работники, представители творческих профессий, художники –специалисты. Интровертные или экстравертные свойства проявлять свои, -когда и где, да и в какой мере -..решать каждому самостоятельно.

Есть свои плюсы и минусы, издержки -в любой профессии; и у режа с писателем/сценаристом – тоже есть свои такие неудобства. У одного порою - переизбыток общения; у другого – наоборот дефицит его может возникнуть. Но разница в том, что режу никуда не деться – он заложник производственной процессии – технологии – и со съёмочной площадки ‘выхода нет’. А писатель/сценарист – всегда (или почти!) может «бросить» печатный станок да и пойти -..«в свет», народ, или «в люди»  в конце в концов! Другой вопрос: «куда именно, к кому идтить-с» ??; – но тут у любого, независимо от профессии, может возникнуть такой вопрос, и профессия писателя тут никак ни при делах! Панацеи нет. Проблема наличия друзей может касаться любого.

Вот такими мысленными усилиями, не без помощи товарищеских бесед, -я внёс для себя ясность, можно сказать «распутал клубок», -отделил «вершки от корешков», чтобы не путаться впредь. Как всегда ведь всё путается в одной массе, и как всегда думается что «хорошо там, где нас нет». Всё похоже, рядом, -но разница есть! В очередной раз убедился (теперь и в контексте писательства), что «всё состоит из мелочей». Как  во внешнем процессе познания мира вообще, так и в отдельных его вопросах: одна, вовремя проделанная мыслительная, упрямая работа; своевременный разговор/беседа и встреча; так и в разборе содержания конкретного вопроса – к профессии писателя/сценариста и разнице их характеров с режем, например.   

Ещё одним инсайтом для меня стала исповедальная мысль мексиканской студентки (учащейся во ВГИКе), что она, проучившись (может даже несколько курсов только) на режа, - серьёзно задумалась о профессии писательницы. И моё неоднозначное отношение (на тот момент) к этому ремеслу несколько пошатнулось в хорошем смысле слова. Две беседы «за», в пользу  писательства - ..и уверенности стало больше! Уверенности, что писательство вполне может быть ремеслом, профессией -..моей, без (особого) ущерба другим сферам жизни, жизнедеятельности, ..да и темпераменту, чёрт его побери! 



                -- 

Вот как то так, такая исповедальческая мысль по энтому поводу писательства. Некоторого развенчания мифов хороших и не очень -..хороших, и не очень -..мифовв. Для всего необходимо определённое время, как для дерева - чтобы прорасти, вырасти, созреть. Так и для определённой профессии. (Хотя есть, конечно случаи и случайные). Но ежели осознанный выбор, - путь ..к намеченной желаемой профессии, - то чаще всего он связан как с этапами и сомнений с колебаниями, так и с томлением  с неуверенностью пополам.

Порою такие когнитивные диссонансы могут рецидивировать даже уже и у достаточно реализовавшихся писателей (даже что-то вроде так назыв. депрессий и пр.). И хандра такая может быть короткой или довольно продолжительной, однако. Так назыв. «творческие кризисы», иногда и в купе с «кризисами среднего возраста», а то и ещё хлеще: и/или  с  эмоциональными / «профессиональными»  ‘перегораниями’.   

Так что ейнто дело такое: как будто бы и ‘не застрахован никто’.                Остаётся - ..молиться, дорогие мои и, ..-делать ‘прививки’  от  и -..для.




                ----

      в качестве пролога или скорее послесловия:


актёрская то работа тоже порою так скучна, - учить, зубрить текст роли.
а потом ещё и несчётное кол-во дублей и пр. ерунда. вот так вота.нигде
,у музыкантов репетиции также,и нет 'чистого кайффа' чтобы 'всю дорогу'
и те же художники -..мучаются с элементами математики/черчения в учёбе'



             ----конецц монолога1----



..