Первозданная Россия

Людмила Перцевая
На пятой (организаторы ее считают уже юбилейной!) фотовыставке, посвященной красотам России, я окончательно уверилась, что фото – это высокое искусство! Как и живопись, фотоискусство требует мастерства, отточенной техники, владения разнообразными инструментами и приемами, а главное – поэтического видения, чувства цвета и света, всей гаммы эмоций, от сентиментальной нежности до юмора и сарказма. Проговариваю все это, чтобы сразу не свалиться в бабские ахи и охи, поскольку выставка привела меня в полный восторг. Она огромная, чрезвычайно разнообразная, прекрасно организованная, блестящих работ – множество!
И вот что любопытно. Самые завораживающие виды – окраинные, по берегам северных и восточных морей, Арктика, Камчатка, Сахалин, Курильские острова… Создается впечатление, что хоть нога человека изредка там и ступала, но еще не вытоптала до скального грунта все эти дивные леса, цветы, мхи; не обкусали наши добывающие гиганты эти потрясающие ледники, не загадили ниспадающие водопадами реки. Мы, жители цивилизованного центра, такой красоты не видели, и оттого нам заповедный Север кажется просто…ИНОЙ планетой, с неземной красотой. Мне все время хотелось хватать за рукав стоящих рядом зрителей и делиться открытием, насилу сдерживалась! Там чудное фото летнего соболя без его пушистой шубки, в каких-то трогательных редких волосиках и с потерянным беззащитным взглядом – заплачешь! Или огромный олень после первого снегопада – вся морда в снегу, как у автомобиля на стоянке! Синички в очередь за семечками по стеблю подсолнуха! Белка, объедающая морковку у снеговика!
Но, конечно, особенно завораживают сериалы подвижных объектов. Один и тот же водопад, снятый весной - полноводный, страшный в неукротимом движении, летом – брызжущий тремя потоками в прорезанных каменных руслах, зимой – ледяной, застывший глыбой-волной! И природа вокруг - разноцветная, одетая по сезону… Фантастика. Разумеется, пересказывать все это бессмысленно, как и любое произведение искусства фотопейзаж надо видеть. Постоять. Потом еще раз к нему вернуться. Макросъемка вообще с ума сводит: любопытные четыре глаза паучка сквозь пух одуванчика! Какой-то параллельный мир. Кстати, я там увидела и наш северный Венерин башмачок, но опять же не МОЙ, розовый, а один из подвидов этого многочисленного семейства. Все равно было приятно, как родню встретила…
Мне приходилось писать о первых выставках-фестивалях этой серии, и помню, что раньше они всегда были ПЕРЕДВИЖНЫМИ, то есть путешествовали практически по всем областным центрам и республиканским. И это – здорово, значит, увидит, какая у нас роскошно богатая и красивая страна, максимально большое количество людей. И поймет, что путешествовать по России от Дагестана, Кавказа, Брянских лесов до Арктики – это все равно что увидеть всю планету, сил бы только хватило. А я с грустью подумала, что не ползать мне уже по-пластунски с моим Никоном, выбирая ракурсы и высматривая моменты, меняя объективы, насадки и фильтры. Только и остается, что умирать от восторга и зависти к другим мастерам, зависающим на вертолете над этим безумным водопадом!
И в конце не могу не отметить, что у нас прекрасно научились достойно обслуживать массовую культуру: кафе, кинозалы, проспекты, каталоги, мастер-классы, калейдоскоп сувениров на все вкусы. И огромное количество зрителей, идут пацаны, старики, семьи, туристы… Непрерывно щелкая своими цифровыми фотиками! Раньше меня это удивляло: ну что за глупость снимать...съемку?! Теперь понимаю: зритель осознает, что перед ним - произведение искусства, до которого лично он вряд ли поднимется. Восхищается!..
Домой вернулась к вечеру – чуть живая. Ну еще бы, столько впечатлений!
ОТШЕЛЬНИК
От пагубных страстей, людей,
С котомкой сухарей и солью,
С усмешкой в белой бороде
Клюкою меряет раздолье...
Мысль тягостна? - Так просто выкинь!
От философского тумана
Спасенье - спелой голубики
Никем не смятая поляна!
В клубке ростков под кедром шишка
Полна значения и смыслов,
Но не задумывайся слишком,
Бог даст, чтоб древо это выросло!
...Ручей - напоит, лес - накормит,
А небо - с жизнью примирит,
Босой ногой лесные корни
Перебирай, вплоть до зари...
Костёр закатный отблеск бросит,
Сухие ветки запалит,
Дым милосердно боль уносит,
А ночь открыта для молитв...